Дмитрий
Новиков

директор по развитию бизнеса компании "Системный софт"
© ComNews
06.07.2020

До начала коронавирусной пандемии бизнес жил по хорошо знакомым правилам, с определенным образом выстроенными процессами. Например, инструментам удаленной работы бизнес практически не уделял внимания: есть и ладно. Многие компании вообще использовали лишь самые примитивные бесплатные программы: осознано подходили к выбору коллаборационной среды лишь ИТ-компании и провайдеры сервисов.

Подходы к ИТ-инфраструктуре во многих компаниях были консервативными и основывались на приоритете информационной безопасности. Многие ИТ-директора считали, что все данные должны храниться у себя, за стенкой серверной, внутри периметра: так просто надежнее. По этой же причине на облака смотрели с опаской.

Другим был и бизнес: каждый проект начинался с длительных обсуждений и оценки затрат, а без обсуждения "лицом к лицу" многие процессы просто не двигались с мертвой точки.

Пандемия перевернула все. Уже сейчас большинство аналитиков сходится во мнении, что люди будут работать в гибридном формате: часть времени из офисов, часть из дома. То, что вчера считалось безопасностью, оказалось хрупкостью: если компания не может работать удаленно извне периметра, то она не может работать вообще.

Потребление ИТ-сервисов меняется, и, вероятно, именно этот процесс задаст все тенденции в развитии технологий как у нас в стране, так во всем мире. Вот что происходит уже сейчас.

Бизнес меняется, чтобы выжить

То, что происходит сейчас в технологиях – скорее, не кризис, а переформатирование. С одной стороны, бизнес вынужден по понятным причинам максимально сокращать затраты. Компании отказались от всего, что не было критически важным для ежедневной работы. Планы и стратегии развития полетели в мусорку, уже запланированные активности по цифровизации свернуты, -приостановились или вообще остановлены порядка 90% новых проектов. Но причина остановки проектов не только в том, что нет денег. Бизнес понимает, что завтра у него будут другие процессы, и технологии должны будут решать другие бизнес-задачи.

Аналитики Gartner из-за коронавируса прогнозируют в 2020 году значительное сокращение глобальных расходов на ИТ — речь идет о падении до 3,4 трлн долларов (на 8% меньше, чем в 2019 году). Некоторые компании пошли другим путем: перенаправили потоки инвестиций в пользу тех решений, которые помогают экономить прямо сейчас.

Сокращая расходы, бизнес начал активно смотреть на те инструменты, которые уже есть внутри. К примеру, компании потребовалась система управления проектами и задачами. Есть вариант купить это ПО, либо временно использовать Microsoft Teams, в котором есть общий чат, хранилище файлов и планировщик для задач, а в дальнейшем туда можно интегрировать и данные из Microsoft Project или Atlassian Jira.

Увы, бизнес начал снижать и затраты на сотрудников. Данные "Центра стратегических разработок" говорят о том, что почти каждая третья опрошенная компания (29%) оптимизировала фонд оплаты труда и перевела сотрудников на удаленную работу с сокращением зарплаты, либо же сократила штат и зарплаты, или перевела часть сотрудников на контрактную оплату. Исследование ЦСР показало: в среднем в 2020 году бизнес ждет снижения выручки на 22%, прибыли — на 19%, а численности сотрудников — на 16%. Это также отразится в цифрах спроса на сервисы: с одной стороны, снижение штатной численности означает кратное снижение и выручки ИТ-сервисов. С другой, повысится спрос на программных роботов и ботов: функции сокращенного персонала кто-то должен выполнять. Цифры этого роста еще предстоит оценить, но в целом это ускорит применение многих технологий, которые были уже ранее, но внедрялись с опаской или требовали больше времени. Вместе с этим вырастет и потребление нового формата управляемых сервисов — так проще и быстрее.

Следующее наблюдение: бизнес стал интенсивнее и эффективнее использовать инструменты удаленной работы. "Системный софт" провел анализ изменения спроса на различные виды ПО в марте 2020 года и сравнил его с показателями 2019 года. Мы выяснили, что наиболее высокие темпы роста показали решения для коммуникаций, удаленного доступа и обслуживания компьютеров — продажи увеличились на 121% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

На втором месте оказались инструменты для разработчиков программных продуктов — продажи этих решений повысились на 36%, по отдельным производителям прирост составляли более 50%. Также существенный рост (на уровне 34%) продемонстрировали решения для виртуализации и продукты для резервного копирования и восстановления данных.

О такой тенденции говорит и исследование Garnter. Аналитики отметили, что единственным сектором в глобальном ИТ, который покажет рост станет сектор публичных облачных сервисов (на 19%). А для сегмента облачной видеоконференцсвязи и облачной телефонии Gartner прогнозируют годовой прирост на 24,3% и 8,9%. В пандемию возросла нагрузка на ИТ-системы во всем мире, с одной стороны. С другой стороны, возникли разрывы в цепях поставок оборудования. Из-за этого оно крепко подорожало. Поэтому облачные сервисы стали более привлекательными.

Изменились и внешние инвестиции в новые продукты. Сегодня инвесторов стали активно интересовать стартапы в областях life science, дистанционного обучения и работы. И дело не только в том, что на эти продукты станет больше спроса. Именно в этих трех областях будет больше всего изменений, и требуется больше всего новых разработок. Ведь рабочие и учебные процессы нельзя массово механически перенести из офлайна в онлайн: здесь другая коммуникация, люди иначе мотивируются, возникают совсем другие проблемы. Для бизнеса это все еще terra incognita, а для разработчиков – настоящее поле для экспериментов и разработки.

Все только начинается

Безусловно, изменения, которые мы видим сейчас — это лишь начало тектонических сдвигов в IT. После того, как бизнес выйдет из режима мобилизации ресурсов и начнет выстраивать новый баланс в рабочих процессах, начнется самое интересное.

Во-первых, будет пересмотрена идеология рабочих мест. Теперь, когда компании по всему миру увидели, что удаленная работа не снижает эффективности и производительности сотрудников, такой формат занятости станет одним из стандартов работы. Зарубежные компании уже прошли через это: многие вендоры имеют, например, так называемые shared desk. А вот отечественным бизнесам, даже самым большим и инновационным, еще предстоит пройти через это. Основными "комплектующими" рабочих мест станут ноутбуки или тонкие клиенты. Тонкие клиенты хороши сразу по нескольким причинам: это небольшая коробочка, которая работает дольше чем ПК или ноутбук, а вся информация хранится на сервере, и сотрудник не привязан к рабочему месту.

Во-вторых, возникнут новые требования к гибкости использования как аппаратного, так и программного обеспечения: максимум программного обеспечения будет приобретаться в виде сервисов. Конечно, минимальный объем программного обеспечения компании будут иметь, но все остальное будет отдаваться провайдерам. "Внутри" останутся данные CRM (так как это персональные данные) и критически важная для бизнеса информация, содержащая коммерческую тайну. Остальное будет передаваться провайдеру: маленькие компании уже сегодня "отдают" и почту, и бухгалтерию, и управление ресурсами.

В-третьих, виртуализации и автоматизации станет больше. Бизнес будет стремиться виртуализировать все, что поддается виртуализации. Появятся виртуальные рабочие группы, когда для решения конкретной задачи на определенное время формируется кросс-функциональная команда из специалистов – этот процесс похож на технологии виртуализации для серверов, СХД и сетевого оборудования.

Угроза распространения вируса в пределах типичного офиса подтолкнет и автоматизацию различных задач, поэтому можно говорить о том, что бизнес будет пытаться максимально заменить живых людей на искусственный интеллект там, где это возможно. В первую очередь автоматизируя логистику, бухгалтерию для СМБ, документооборот.

Очевидно, изменятся и требования к созданию информационных систем и сервисов для государства. Пандемия показала, что многие из систем не могут выдержать пиковой нагрузки – многие родители поймут, о чем я. Это значит, что во многих системах регионального и федерального уровней придется пересмотреть обеспеченность аппаратными мощностями, отказоустойчивость и функциональность ранее разработанных платформ и решений. Это может стать катализатором импортозамещения – особенно, если разработанные (довольно жесткие) требования к оснащению "железа" российскими компонентами действительно будут контролироваться государством.

Пока ситуация складывается так, что у непроизводственного сектора гораздо больше возможностей для восстановления, чем у более традиционного (и, увы, исторически менее гибкого) производства. Возможно, новая технологическая реальность станет фундаментом для формирования нового видения российской промышленности – по крайней мере, в это хочется верить.