Андрей
Богданов

генеральный директор компании Bercut
© ComNews
10.02.2020

2010

В развитии российского рынка телекоммуникаций выделяются два основных направления: внутренняя структурная перестройка компаний и новые тенденции в бизнесе на международной арене.

Рынок услуг широкополосного доступа в интернет является движущим фактором развития телекоммуникаций в России.

Одним из новейших направлений в развитии телекоммуникаций является мобильный Интернет. За последние годы он стал самым быстрорастущим сегментом дополнительных услуг в сетях сотовой связи России. Такой скачок популярности обусловлен несколькими причинами:

- увеличение продаж и наличного парка смартфонов и планшетных ПК;

- рост продаж 3G USB модемов;

- улучшение покрытия операторских 3G/4G-сетей, рост числа пользователей условно безлимитных тарифных планов мобильного Интернета;

- конвергенция мобильного и интернет-пространств.

"МегаФон" запускает проект Trava.Ru, представляющий собой интернет-магазин полностью лицензионного музыкального, видео- и игрового контента. Это демонстрирует движение в сторону развития собственных маркет-плейсов

2011

Телекоммуникационный рынок России вновь демонстрирует рост, хотя и на фоне пертурбаций.

Три четверти оборота формирует "большая четверка": МТС, "ВымпелКом", "МегаФон" и "Ростелеком", впервые меняется расстановка сил в сегменте мобильной связи, а фиксированная связь уходит в аутсайдеры. Дальнейшее развитие будет происходить преимущественно за счет мобильного и широкополосного интернет-доступа и услуг платного ТВ на фоне постепенного снижения динамики фиксированной связи — как местной, так и МГ/МН направлений.

Начинается движение в сторону интернета вещей. "МегаФон" представляет инновационную для российского рынка услугу "Видеонаблюдение", обеспечивающую дистанционное наблюдение за помещениями и имуществом, детьми, домашними животными и прочими объектами.

2012

Главным событием года становится запуск LTE. Российские пользователи получают возможность работать в беспроводных сетях четвертого поколения, построенных на базе технологии LTE. С самого начала 4G сети разворачивают операторы "Скартел" и "МегаФон" в технологическом партнерстве с "Ростелеком", предоставляющим каналы связи для базовых станций. Позже в гонку LTE включаются и "Билайн" с МТС, которые концентрируются на покрытии столичного региона.

Происходит изменение конкурентной среды за счет следующих движущих сил: "Ростелеком" расширяет деятельность за пределы фиксированных услуг, мобильные операторы начинают предоставлять финансовые услуги и выходить на рынок кабельного телевидения.

Yota Networks запускает технологию первой в мире коммерческой сети LTE Advanced, которая обеспечивает скорость передачи данных на пользовательском устройстве до 300 Мбит/с.

Самым быстрорастущим оператором года в стране становится Tele2, который смог увеличить абонентскую базу на 10%, достигнув общего количества подключений в размере 22,7 млн SIM-карт.

"ВымпелКом", МТС и "МегаФон" подписывают Соглашение о развитии мобильной коммерции в России.

2013

Сегменты услуг фиксированной и голосовой мобильной связи достигают зрелости, а главным драйвером роста телекома становятся услуги передачи данных в сотовых сетях. Расходы абонентов на фиксированную телефонную связь продолжают неуклонно снижаться.

Tele2 становится российским: весной шведский холдинг Tele2 продает свое российское подразделение государственному банку ВТБ.

Важной вехой отчественного телекома становится отмена "мобильного рабства". С 1 декабря в России вступает в силу закон, по которому операторы обязаны "отпускать" своих абонентов к конкурентам с сохранением номера телефона (принцип MNP).

Компания Yota Devices в декабре начинает продажи YotaPhone — первого российского смартфона с двумя экранами.

2014

Впервые за историю отрасли в России выручка сотовых операторов сокращается. Это становится показателем того, что ресурсы прежней модели экспансивного роста, строившейся на увеличении абонентской базы, исчерпали себя. Причинами называют снижение объемов рынка мобильной связи и насыщение рынков проводного интернет-доступа и платного ТВ. Ситуацию усугубляет валютный и экономический кризис.

В 2014 году на российском рынке мобильной связи появляется еще один игрок — компания Yota, перевернувшая представление о классических тарифных планах. Теперь за абонентскую плату клиент может воспользоваться мобильным интернетом, звонками внутри сети Yota и SMS без ограничений на всей территории России.

МТС запускает под своим брендом проект спутникового ТВ. "МегаФон" становится первым российским оператором, предоставляющим услугу мобильного телевидения.

2015

Из-за девальвации рубля все телекоммуникационные компании находятся в крайне непростой ситуации и существенно снижают инвестиции в развитие.

Наибольшее падение выручки наблюдается в сегменте фиксированной телефонии. Существенную часть рынка заняли OTT-сервисы Skype и Viber, которым пользователи отдают предпочтение при наличии доступа в Интернет.

Везде, где возможно, абоненты активно переходят на LTE: высокая скорость передачи данных позволяет получать интернет-сервисы на качественно новом уровне. К середине года количество российских LTE-абонентов увеличивается в три раза по сравнению с серединой 2014 года.

"Билайн" первым из российских операторов совершает звонок в коммерческой сети по технологии VoLTE (Voice over LTE).

"МегаФон" заключает стратегическое партнерство с QIWI и запускает совместный проект "электронный кошелек".

2016

Телекоммуникационный рынок во всем мире продолжает демонстрировать признаки насыщения, и его игроки ищут новые ниши для дальнейшего роста. Одним из основных драйверов становится предоставление комплексных сервисов на стыке телекома и ИТ. Достаточно часто упоминается термин "цифровая транcформация телеком-индустрии". Суть ее состоит в том, что модель бизнеса операторов, построенная на предоставлении традиционной связи, становится убыточной и требует перехода на новые сервисы на основе модернизированной телеком-инфраструктуры. Новые услуги включают предоставление видеоконтента, банковских сервисов, сервисов на базе обработки больших объемов накопленных данных. Российские операторы проявляют все больший интерес к решениям для интернета вещей.

Вслед за Yota, остальные операторы на протяжении года также запускают тарифы и опции, позволяющие абонентам пользоваться передачей данных без ограничений.

2017

В условиях падения доходов от традиционных телекоммуникационных услуг операторы связи активно развивают другие направления: предоставление облачных сервисов, цифрового контента и сервисов интернета вещей.

Другим трендом становится повышение эффективности работы и ориентация на все более полное удовлетворение запросов клиентов. Необходимость омниканального общения с клиентами и оперативного реагирования на их запросы заставляет бизнес заниматься интеграцией телекоммуникационных сервисов с ИТ-системами компании, чтобы как можно быстрее и точнее получать из них данные.

Tele2 запускает MVNE-платформу для подключения клиентов, которые хотят стать операторами связи, но при этом не обладают инфраструктурой. Tele2 становится единственной "MVNO-фабрикой".

Полные "безлимиты", которые ограничивали конкуренцию между операторами, ушли с рынка, сменившись неограниченным трафиком по направлениям: мессенджеры, социальные сети, видео и пр.

В условиях стагнации традиционных телеком-услуг операторы видят выход на рынке финтеха.

Абоненты Tele2 получают возможность переносить неиспользованные остатки пакетов минут, SMS и Гб на следующий месяц.

"Билайн" впервые в России реализует модель фиксированного виртуального оператора (FVNO).

МТС начинает предоставлять услуги облачной обработки больших массивов данных на базе собственных ЦОДов. Использование инфраструктуры Big Data as a Service (BDaaS) позволяет клиентам МТС быстро, гибко и эффективно организовывать обработку больших данных без создания собственных вычислительных мощностей.

2018

Некоторые операторы, подобно ИТ-компаниям, которые пробирались через множество смежных направлений (облачные сервисы, автомобильная отрасль и сфера здравоохранения, рынок связи), ищут новые возможности далеко за рамками предоставления услуг широкополосного доступа и беспроводной связи, чтобы нарастить доходы от существующих клиентов и расширить свою клиентскую базу. Интерес представляют такие области, как финансовые услуги, страхование, здравоохранение, бытовая безопасность, ведение домашнего хозяйства, интегрированные информационные средства (телематика), идентификационная информация и меры безопасности, СМИ и контент.

Операторы вынуждены отменить внутрисетевой роуминг.

Основной потребительский тренд в мобильном рынке — это рост проникновения и продаж безлимитных тарифов. Операторы вернулись к безлимитным предложениям.

Обмен остатков. Появилась возможность конвертировать неиспользованные минуты или SMS в мили для покупки авиабилетов или в дополнительные литры бензина на автозаправке.

Tele2 заявляет о том, что направление Big Data набирает обороты. Благодаря Big Data оператор может видеть сеть глазами клиента: анализировать не только технические параметры, но и то, как клиент пользуется услугами и какие эмоции испытывает. Планирование развития розницы Tele2 сейчас также происходит на основе больших данных.

"МегаФон" запустил платформу "МегаФон Бизнес" — онлайн-ресурс для представителей малого и среднего бизнеса, который не имеет аналогов на российском рынке. С его помощью корпоративные клиенты могут удобно управлять и подключать в один клик VAS, а также пользоваться специальными партнерскими предложениями.

2019

Заработали первые коммерческие сети пятого поколения, пришло понимание того, для чего 5G будут применяться (основные сферы — для мобильных потребителей; замена проводному широкополосному доступу на последней миле, для Интернета вещей; для самоуправляющихся автомобилей и др. управления устройствами в реальном времени). Пришло понимание, с какими проблемами придется столкнуться: высокая стоимость для потребителей, сложности при стыковке с по-прежнему доминирующими сетями 4G и т.д.

Отмена внутрисетевого роуминга в России. В соответствии с принятым законом, внутренний роуминг перестает действовать с 1 июня.

Tele2 проводит первое в мире успешное тестирование стандарта NB-IoT на коммерческой сети LTE, а также запускает уникальную для российского телекома платформу — "Маркет Tele2". Онлайн-площадка позволяет абонентам покупать и продавать минуты, гигабайты и SMS.

Tele2 подписывает соглашения с лидерами рынка фискальных данных в России — "Платформой ОФД" и "Первым ОФД". Сотрудничество включает создание martech-платформы, которая позволит предлагать заказчикам уникальные продукты в области маркетинговых и рекламных технологий на основе Big Data партнеров.

Tele2 первым на российском телеком-рынке внедряет интеллектуальную аудиосистему анализа клиентского сервиса в сети дистрибуции. Цифровое решение позволяет оценивать разговор консультанта с клиентом с помощью технологий ИИ и автоматизировать мониторинг качества сервиса.

Tele2 представляет уникальные для российского телеком-рынка продукты:

- "Умный тариф", который подстраивается под потребности абонента. Теперь "Мой онлайн+" умеет анализировать профиль потребления клиента и формирует для него индивидуальное предложение с оптимальным пакетом минут и гигабайтов. Абонентская плата при этом не меняется.

- Перенос остатков услуг для новых абонентов. Теперь неизрасходованные минуты и гигабайты не сгорают не только у действующих клиентов, но и у абонентов других операторов при переходе на Tele2.

2020

Планы

В будущем телеком сможет дать максимальный доступ в сеть, не особо беспокоясь о стоимости базовых услуг связи. Операторы будут получать выгоду не напрямую, а за счет возможностей, которые дает доступ. Речь пойдет уже не о рублях за мегабайты — мы будем использовать контакт с клиентом в разных вариантах партнерств, в которых партнеры будут делать продукт, вместе с нами получать от него выгоду, делиться этой выгодой с нами и таким образом оплачивать доступ для человека. Например, тарифный план будет включать в себя, помимо голоса и Интернета, какие-то услуги за пределами телекома, но сами услуги связи при этом будут бесплатны.

22 декабря 2019 года в Минкомсвязи РФ назвали сроки отмены роуминга с Белоруссией. По словам пресс-секретаря ведомства Евгения Новикова, бесплатные входящие звонки между странами в рамках Союзного государства должны быть введены не позднее сентября 2020 года.

Появилась информация о том, что разработан проект соглашения о создании единого тарифного пространства на услуги завершения международных вызовов между государствами-членами Евразийского экономического союза. Близится к завершению работа по отмене роуминга при поездках между Россией и Белоруссией, есть готовность интенсифицировать переговоры по этим направлениям на двусторонней основе с Казахстаном и Киргизией.