Государственное управление

Автоматизированная информационная система комплексной схемы организации дорожного движения (АИС КСОДД)

Государственное казенное учреждение Правительства Москвы "Центр организации дорожного движения"

Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы "МосТрансПроект"

май 2017 г. - октябрь 2018 г.- первый этап проекта

Цель внедрения:

Участники процесса разработки комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) при проектировании и хранении информации сталкивались с такими проблемами, как отсутствие единого хранилища данных всей информации по проекту организации дорожного движения, применение разных подходов в проектировании стандартных объектов, сложность получения оперативной информации по статусу проекта и другие сопутствующие проблемы.

Что сделано:

"МосТрансПроект" сформировал единый подход к проектированию КСОДД, разработал интерфейс и согласовал единую логику по добавлению всех знаков, светофоров, разметки и других объектов на карту.

Система учитывает все необходимые параметры, например, номер дорожного знака, разметки (по ГОСТ), тип установки или нанесения. Кроме того, система отображает актуальные данные о наличии, количестве и расположении объектов на улично-дорожной сети, позволяет администрировать процесс установки объектов, согласно проекту.

В системе предусмотрена возможность согласования проектов ОДД всеми причастными сторонами, а именно шестью разными государственными организациями из двух разных департаментов.

Процесс согласования разбит на этапы и представляет непрерывную цепочку блоков информации, что отвечает принципам работы блокчейн. За каждую задачу этапа отвечает конкретный сотрудник, что исключает ситуацию, когда неясно, на ком "завис" проект.

Результаты проекта:

АИС КСОДД позволила улучшить качество проектной документации и сократить сроки согласования. Раньше каждый участник рассматривал проект, бумажный документ, в течение месяца. Теперь заинтересованная структура в электронном виде знакомится с проектом, отчитывается о согласовании или вносит свои замечания, которые необходимо доработать. Такая система работы позволила сократить весь процесс от согласования до реализации до 2 месяцев.

В режиме реального времени можно увидеть качество работ, а также кто, что, кому и когда передал. Работа исполнителя считается выполненной в том случае, если ее качество отвечает заданным критериям для исполнения следующего этапа.

Руководители тоже имеют доступ в систему, получают автоматическое уведомление о превышении сроков.

В итоге в АИС КСОДД все процессы заключены в единое информационное пространство, в котором можно проектировать, анализировать и планировать мероприятия в соответствии с установленными сроками, контролировать процессы, формировать отчетность.

Кроме того, АИС КСОДД, как электронная карта всех дорожных объектов сможет в будущем стать основой "умной инфраструктуры" и в перспективе обеспечить функционирование беспилотного транспорта.

"Мобильный избиратель"

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и Федеральный центр информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ФЦИ при ЦИК России).

АО «РТ Лабс»

2018 г.

Цель внедрения:

С принятием поправок в федеральное законодательство в области избирательного права у граждан России появилась возможность выбрать любой удобный избирательный участок для голосования на выборах или референдуме. Чтобы реализовать эту возможность, на Едином портале госуслуг (ЕПГУ) и в Мобильном приложении "Госуслуги" был внедрен сервис подачи онлайн заявления о включении в список избирателей по месту фактического нахождения гражданина.

Что сделано:

В преддверии выборов Президента Российской Федерации в марте 2018 года и Единого дня голосования, который прошел 9 сентября 2018 года на Едином портале госуслуг был реализован сервис "Мобильный избиратель", с помощью которого граждане могли в электронном виде подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения.

Такая возможность была доступна пользователям Единого портала госуслуг с подтвержденной учетной записью, достигшим на день голосования 18 лет. Заявление можно было подать только один раз в период проведения избирательной кампании. Заявление на выбор участка для голосования поступало в Центральную избирательную комиссию РФ. После его обработки в личном кабинете на портале Госуслуг появлялась форма-подтверждение с информацией о выбранном избирательном участке, которую в день голосования можно было предъявить на избирательном участке в печатном или электронном виде на мобильном устройстве.

Для оповещения избирателей о действии услуги, а также для пояснения порядка действий при подаче заявления, была разработана карточка услуги, информационные баннеры "Мобильного избирателя", видеоролик, различные уведомления, информирующие избирателя о всех этапах предоставления услуги. Информационные материалы размещались как на Едином портале, так и на витринах партнеров: "Сбербанк Онлайн", "Почта Банк Онлайн" (интернет-банк и мобильный банк), Тинькофф Банк, "Аэрофлот", Федеральной налоговой службы и многих других. Были организованы информационные рассылки по SMS, электронной почте, PUSH-уведомления из мобильного приложения "Госуслуги" - суммарно было отправлено более 50 млн уведомлений.

Особое внимание уделялось вопросам информационной безопасности и предотвращению мошенничества – были введены дополнительные факторы аутентификации пользователя при подаче заявления, организована проверка паспортных данных в информационных системах МВД, а также подготовлены дополнительные средства мониторинга качества прохождения запросов в ЦИК через каналы СМЭВ.

В период подготовки к Единому дню голосования, который прошел 9 сентября 2018 года, была реализована возможность поиска удобного избирательного участка с помощью сервиса "Яндекс. Карты". После выбора удобного избирательного участка на карте пользователь мог перейти на Единый портал госуслуг, чтобы подать заявление о включении в список избирателей по месту нахождения.

В ходе работ был проведен анализ нормативно-правовой базы проекта "Мобильный избиратель", разработана архитектура его реализации и проектирования форматов взаимодействия Центральной избирательной комиссии, Единого портала госуслуг и Министерства внутренних дел, проведены интеграционные работы смежных систем Единого портала госуслуг с внешними информационными системами. В периоды действия услуги осуществлялся мониторинг активности пользователей, а также действовал колл-центр для оперативного консультирования сотрудников ТИК.

Результаты проекта:

Во время работы услуги в преддверии выборов Президента Российской Федерации, в период с 31 января по 12 марта 2018 года, возможностью выбора удобного избирательного участка в электронном виде через Единый портал госуслуг воспользовались 1,64 млн россиян. Услугой "Мобильный избиратель" пользовались граждане России, проживающие как в стране, так и за рубежом: были оформлены заявления из Беларуси, Казахстана, Германии, Украины и других стран. Более 32% заявлений подали жители Москвы и Московской области, около 12% заявок поступило из Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Также в числе "активных регионов" отмечены Краснодарский край, Самарская, Свердловская, Нижегородская области, Республика Татарстан, Новосибирская и Челябинская области.

В период работы сервиса "Мобильный избиратель" в рамках подготовки к Единому дню голосования, в период с 25 июля по 5 сентября 2018 года, в электронном виде через gosuslugi.ru и мобильное приложение "Госуслуги" было отправлено почти 220 тысяч заявлений о включении в список избирателей по месту нахождения.

Впервые "Мобильным избирателем" воспользовались жители 20 субъектов РФ в Единый день голосования, который прошел 10 сентября 2017 года.

Сервис "Мобильный избиратель" не имеет аналогов в мире.

Единый портал обращений граждан

Комитет по информатизации и связи Санкт-Петербурга

ООО"Нетрика"

январь-июнь 2018 г.

Цель внедрения:

Налаживание цифрового взаимодействия между гражданами и государством – одна из ключевых задач в построении инфраструктуры умного Санкт-Петербурга. Такое взаимодействие предоставляет возможность организовать полное вовлечение жителей Северной столицы в развитие городской среды.

Что сделано:

"Нетрика" по заказу Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга ввела в эксплуатацию Единый портал обращений граждан. В электронной приемной Администрации Санкт-Петербурга горожане могут оставлять обращения в органы власти по вопросам инфраструктурного развития, возведения социальных объектов, решения транспортных, жилищных и других проблем.

Жители города могут оставлять обращения без регистрации и зарегистрировавшись на портале, в личном кабинете. Отправлять обращения могут физические и юридические лица. Для этого создана единая форма приема обращений во все исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга. С портала пользователи также могут перейти на линию "Нет коррупции!" и на портал "Наш Санкт-Петербург". Единый портал обращений граждан адаптирован для работы с мобильных устройств, пользователям также доступна версия для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Для привлечения внимания петербуржцев и увеличения аудитории электронной приемной также разработан виджет Единого портала обращений граждан, который исполнительные органы власти могут устанавливать на свои официальные сайты.

Результаты проекта:

За время опытной эксплуатации с середины марта 2018 года на портал поступило более 36 тысяч обращений, связанных с решением социальных и инфраструктурных вопросов.

Правительственный портал "Обращаемвнимание.рф"

Правительство Орловской области

Государственное бюджетное учреждение города Москвы«Научно - исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы «МосТрансПроект»

декабрь 2017 г. – июль 2018 г.

Цель внедрения:

Правительство Орловской области хотела внедрить прозрачную систему взаимодействия чиновников и горожан для повышения доверия к власти, качества производимых работ, оперативного контроля.

Что сделано:

"МосТрансПроект" создал правительственный портал "Обращаем внимание.рф". Система работает по принципу блокчейн – ни одно действие на сайте нельзя вернуть или отменить. Каждый сделанный шаг сохраняется.

На портале каждый горожанин может оставлять жалобы и предложения по благоустройству города, отслеживать сроки и ход решения проблемы конкретным чиновником.

После получения ответа на свой запрос житель может оставить обратную связь, сообщив, насколько он удовлетворен принятым решением. Если жителя не устроит ответ, то он может с ним не согласиться, после чего запрос переходит на рассмотрение контрольным органом.

Результаты проекта:

Система настроена так, что каждая проблема может рассматриваться не более двух дней, затем поступает в работу, после чего должна быть исполнена конкретным исполнителем в установленный срок.

Автоматизированная информационная система (АИС) "Главгосэкспертиза"

ФАУ "Главгосэкспертиза России"

Naumen

май 2017 г. – март 2018 г. – первый этап

Цель внедрения:

ФАУ "Главгосэкспертиза России" – государственное учреждение, осуществляющее экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий. Структура организации представлена центральным аппаратом и 12 филиалами на территории России, объем обрабатываемых заявлений превышает 5000 ежегодно. В соответствии с программой цифровизации системы госуслуг, а также новыми нормативно-правовыми актами и внутренними регламентами, перед заказчиком стояла задача по модернизации и развитию существующей системы приема документов и оказанию услуг в электронном виде.

Что сделано:

Компания Naumen завершила первый этап масштабного проекта модернизации АИС "Главгосэкспертиза".В рамках реализации проекта Naumen модернизировала существующую архитектуру системы, расширив перечень функциональных возможностей. В частности, был переработан сервис интерактивного взаимодействия с заявителем. Для удобства заявителей разработан многофункциональный личный кабинет, упрощена процедура заполнения заявления за счет автозаполнения данными из интегрированных источников, реализован форматно-логический контроль при формировании заявления.

Кроме того, была систематизирована структура файловой документации, автоматизирована генерация документов на основе заявления и возможность подписания документов УКЭП. Пользователи получили возможность контроля хода исполнения услуги и взаимодействия с ФАУ "Главгосэкспертиза России" путем официальной переписки через личный кабинет.

Для внутренних пользователей системы реализован индивидуальный личный кабинет, в котором можно контролировать исполнение задач и получать персональные уведомления по проектам. Для отслеживания текущего состояния выполнения задач и визуализации ключевых проектных показателей внедрены инструменты планирования и мониторинга. В рамках создания унифицированного информационного пространства разработаны единые реестры экспертов, объектов капитального строительства, проектов и заключений.

Пилотный запуск обновленной системы прошел в начале декабря 2017 года в Северо-Кавказском филиале "Главгосэкспертизы России". С начала 2018 г. она успешно функционирует в центральном аппарате и всех филиалах по стране.

Результаты проекта:

Благодаря обновлению сервисов были расширены функциональные возможности работы в личном кабинете. Это упростило процедуру подачи заявления и контроль хода ее исполнения. Автоматизация многих процессов экономит время и снижает вероятность ошибки.

Система распознавания преступников

Правительство Рязанской области,УМВД России по Рязанской области

NtechLab, ООО "Главкод"

с марта 2018 г. – пилотное тестирование

Цель внедрения:

Использование рамок металлоискателей стало стандартным решением в местах массового скопления людей. Но сами по себе металлодетекторы не решают всех задач по обеспечению высокого уровня безопасности посетителей. Совмещение этой меры с внедрением умной видеоаналитики для мгновенной идентификации лиц, находящихся в базе правоохранительных органов, позволяет добиться большего результата.

Что сделано:

УМВД России по Рязанской области совместно с компанией NtechLab представили пилотную версию нового проекта – мобильного биометрического комплекса. Он состоит из аппаратного и программного обеспечения, которое работает на базе автобуса ПАЗ, и обладает усовершенствованной системой распознавания лиц. Сервер мобильного биометрического комплекса (МБК) размещается на шасси транспортного средства полиции с рабочим местом для оператора. МБК подключается к десяти камерам, установленным на рамках металлодетекторов, при этом оснащен собственной обзорной камерой с оптическим зумом и может анализировать видеопоток с одиннадцати камер единовременно.

Особенностью мобильного биометрического комплекса является возможность поставки системы на портативное устройство биометрической идентификации – цифровой планшет с камерой. Это позволяет сотрудникам полиции сделать фото подозрительного посетителя и моментально сравнить его с лицами, находящимися в базе розыска, а также при необходимости провести проверку подлинности документов, сверив лицо с паспортной фотографией, зарегистрированной в базе.

Комплекс легко перевозится с места на место, не требует времени на развертывание системы

Результаты проекта:

К нынешнему моменту мобильный биометрический комплекс тестируется полицейскими в системе охраны правопорядка. Такая системная цифровая интеграция ресурсов безопасности помогает правоохранительным органам за минимальное количество времени распознать подозрительную персону в местах большого скопления людей еще до входа на то или иное мероприятие. МБК позволяет оперативно увеличить пропускную способность пунктов контроля посетителей и избежать очередей на входе.

Мобильный биометрический комплекс в будущем также позволит увеличить результативность и скорость поиска пропавших людей, в том числе и детей.

Сервис "бухгалтерия как услуга"

ГК Softline

январь-август 2018 г.

Цель внедрения:

Перевод бухгалтерии на аутсорсинг в госсекторе позволяет повысить уровень доверия населения и прозрачность движения денежных потоков, внедрить дополнительные меры контроля за соблюдением норм законодательства и стандартизированные процессы, а также делегировать провайдеру часть операционных рисков и минимизировать человеческий фактор в области финансов.

Что сделано:

Группа компаний Softline предоставила сервис "бухгалтерия как услуга" для органов государственной власти и бюджетных учреждений. Под проект в рамках группы выделена отдельная бизнес-единица — "Софтлайн Аутсорсинг".

Решение разработано в рамках концепции SharedServicesCenter, согласно которой Softline, наряду с ИТ-услугами, становится поставщиком смежных сервисов, востребованных заказчиками. При необходимости часть сотрудников "Софтлайн Аутсорсинг" может размещаться на территории клиента. Технологически услуга бухгалтерского аутсорсинга от Softline базируется на ИТ-инфраструктуре, соответствующей нормам 152-ФЗ "О персональных данных".

"Софтлайн Аутсорсинг" планирует создание единых центров обработки и предоставления информации на уровне региональных правительств и отраслей для консолидации и унификации учетных данных.

По данным на август 2018 г., "Софтлайн Аутсорсинг" уже обслуживает ряд заказчиков из числа госструктур.

Результаты проекта:

По подсчетам компании, экономия в первый год использования аутсорсинга бухгалтерии для заказчиков достигнет 9-15%, а в последующие годы — до 30%.

Решение проблемных вопросов в волонтерской деятельности по принципу "одного окна"

Ассоциация волонтерских центров

ООО "Смарт-Софт",АНО "Центр поддержки гражданских инициатив "Конвентум"

январь – ноябрь 2018 г.

Цель внедрения:

"Единая информационной система "Добровольцы России" создана для удобного и эффективного участия человека в волонтерской деятельности.Добровольцы во время своей работы в учреждениях нередко становятся участниками общественного контроля и сами сталкиваются с проблемами и трудностями при организации мероприятий. Внедрение новых технологий в этой сфере поможет защитить волонтеров, обеспечить условия труда, решить проблемы, возникающие в ходе добровольческой деятельности.

Что сделано:

В Единой информационной системе "Добровольцы России" создан ИТ-инструмент для решения проблемных вопросов, связанных с добровольчеством.

Новый инструмент появился в результате совместной разработки Ассоциации волонтерских центров и Всероссийской платформы взаимодействия граждан и власти iGrajdanin.ru, оператором которой является Центр поддержки гражданских инициатив "Конвентум".

Каждый волонтер, зарегистрированный в ЕИС "Добровольцы России", может в удобном для себя формате сообщить о проблемах, которые возникают у него в процессе добровольческой деятельности, и привлечь к ним внимание компетентных государственных органов. Сделать это можно, используя специальное меню "Мои обращения" в ЕИС "Добровольцы России". На странице размещения проблемы пользователь может подробно описать ситуацию, а также приложить к описанию фотографии или ссылку на видео. Обращение сразу же поступит к администратору и после предварительной проверки будет направлено к региональному представителю системы, а от него к конкретному исполнителю.

В качестве исполнителей будут выступать органы власти различных уровней, Общественная палата Российской Федерации, региональные Общественные палаты и ресурсные центры поддержки добровольчества. Таким образом, при помощи "единого окна", будут собираться обращения по всей стране.

Результаты проекта:

Все поступающие обращения публикуются в открытом доступе в сети Интернет на специальной карте. По каждой размещенной волонтерами проблеме доступна информация о статусе ее решения и результатах рассмотрения обращения исполнителем. Граждане могут видеть проблемные ситуации в своем регионе, связываться с пользователями, которые их разместили, и совместно находить механизмы их решения. Самые серьезные вопросы будут обсуждаться на площадках Общественных палат с привлечением органов власти и экспертов сферы добровольчества.

Социальные выплаты на блокчейне

правительство Калининградской области

Центр блокчейн компетенций Внешэкономбанка

с марта 2018 г. – пилотное тестирование

Цель внедрения:

Правительство Калининградской области заинтересовано во внедрении цифровых технологий в регионе. Использование блокчейна способствует максимальной прозрачности в социально-значимых сферах.

Что сделано:

Центр блокчейн компетенций Внешэкономбанка и правительство Калининградской области определили этапы реализации пилотного блокчейн-проекта в сфере социальных выплат.

Центр и правительство области в рамках проекта организовали образовательный курс о технологии распределенных реестров для сотрудников госорганов области. В обучении приняли участие около 70 человек, среди которых министры, руководители региональных агентств, заместители губернатора. Участники изучили основы криптоэкономики, рассмотрели практические примеры применения блокчейна в экономике и госуправлении, в том числе на примере уже реализованных ВЭБ проектов.

В качестве пилотного проекта определены четыре наиболее востребованные у населения меры социальной поддержки, которые предоставляют на заявительной основе. Это субсидия по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, пособие на ребенка, ежемесячное пособие многодетной семье и срочная адресная помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, рассматривается возможность протестировать новую технологию при оформлении ежегодной денежной выплаты многодетным семьям на детей школьников.

По данным на сентябрь 2018 г. проект находится в стадии тестирования.

Результаты проекта:

Транзакции блокчейна упрощают процесс работы с обращениями граждан за социальными выплатами, а также обеспечивают контроль предоставляемых документов и сведений, необходимых для назначения выплат. Внедрение технологии сокращает операционные расходы самих ведомств, время на поиск и обработку запросов. В дальнейшем блокчейн-технологии помогут выявлять случаи нецелевого использования социальных выплат их получателями.

Мониторинг реализации госпрограмм на Дальнем Востоке

Федеральное автономное научное учреждение "Востокгосплан"

ООО"Норбит" (ГК "ЛАНИТ")

март – сентябрь 2018 г.

Цель внедрения:

В России действует национальная программа развития Дальнего Востока. В связи с этим стояла задача создать информационную систему, которая помогла бы управлять процессами реализации различных госпрограмм и учитывала бы специфику работы в Дальневосточном регионе.Появление информационной системы даст дополнительный импульс для наращивания инвестиционного климата и создания комфортных условий для ведения бизнеса, а раскрытие информации о деятельности дальневосточных субъектов значительно повысит качество управления государственными финансами.

Что сделано:

Компания "Норбит" реализовала комплексный проект в Федеральном автономном научном учреждении "Востокгосплан" по созданию информационной системы для аналитического сопровождения государственных программ федерального и регионального уровней на Дальнем Востоке.Институт инициировал проект в рамках исполнения поручений Президента РФ по развитию Дальневосточного региона.

Система объединяет 232 государственные региональные программы в девяти субъектах Дальнего Востока. Она автоматизирует процессы разработки и реализации проектов в сферах образования, здравоохранения и обеспечения доступным жильем граждан. Также с помощью решения от "Норбит" "Востокгосплан" контролирует программы по развитию промышленности, транспорта, энергетики и сельского хозяйства. Каждая региональная программа имеет свой паспорт с графиком финансирования, основными этапами проектов и другими показателями (поручения, объем планируемого финансирования по годам, источники финансирования, ресурсное обеспечение региональной программы и др.). АИС интегрирована с государственными порталами.

Система может формировать сравнительные отчеты по групповым критериям, готовить аналитические справки с заключением о совершенствовании государственных программ. Также решение мониторит реализацию госпрограмм и получает аналитику в режиме реального времени.

Результаты проекта:

После внедрения решения институт наладил процессы сбора данных об исполнении проектов развития, анализа региональных программ и сопоставления основных показателей эффективности. Разработка помогла ускорить процессы планирования проектов, снизить трудоёмкость работы с большими объемами отчетных документов и повысила уровень межведомственного взаимодействия. Теперь сотрудники "Востокгосплана" могут своевременно вводить актуальные данные, а также вести часть документации в электронном виде. Также значительно сократилось время на поиск различных сведений. Раньше получение необходимой информации о техническом состоянии объектов и прогнозируемых объемах инвестиций субъектов ДФО занимало от 10 до 30 дней. Теперь поиск осуществляется за 5 минут. За время работы системы получены заключения по 25 проектам государственных программ, 292 поручения находятся на контроле.

Онлайн-регистрация бизнеса и дистанционное открытие расчетного счета

Правительство РФ, Федеральная налоговая служба России (ФНС России)

АО "Деловая среда" (дочерняя компания ПАО "Сбербанк"), ОАО "ИнфоТеКС Траст"

февраль-декабрь 2018 г. – пилотное тестирование

Цель внедрения:

Правительство РФ проводит различные эксперименты по разработкам специализированной защищенной автоматизированной системы, предназначенной для централизованного создания и хранения ключей усиленной квалифицированной электронной подписи, а также их дистанционного применения владельцами квалифицированных сертификатов ключа, выступающими в качестве заявителей при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Правительство стремится определить финансовую эффективность и удобство применения для ООО и ИП технологии автоматизированной системы. Конечной целью экспериментов является увеличение средних и малых предприятий в стране.

Что сделано:

ПАО "Сбербанк" первым в России предоставило онлайн-регистрацию бизнеса и дистанционное открытие расчетного счета через сервис дочерней компании "Деловая среда".

Предпринимателю нужно сделать несколько шагов: предоставить персональные данные и подтвердить их корректность в "Сбербанк онлайн", выбрать вид деятельности и систему налогообложения, указать планируемые операции по расчетному счету для подбора пакета услуг в банке. Далее с помощью специального приложения и биометрического заграничного паспорта необходимо подтвердить личность и получить электронную подпись для заверения документов.

Проект реализуется в рамках правительственной программы "Старт за ноль", предусматривающий снижение государственной пошлины до нуля при подаче заявления для государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа.и направлен на увеличение средних и малых предприятий в стране.

Сервис был разработан дочерней компанией Сбербанка - "Деловая среда" в партнерстве с Минэкономразвития РФ, Минкомсвязи, ФСБ и ФНС. Технологическим партнером стало ОАО "ИнфоТеКС Траст". Сервис предоставляется на базе платформы знаний и сервисов для бизнеса.

Результаты проекта:

Результаты пилота доказали перспективность и востребованность клиентами данного направления, поскольку услуги позволяют организовать удобный и качественный сервис без посещения офиса и бумажного оформления документов. Рассмотрение заявления клиента и принятие решения о регистрации бизнеса в Федеральной налоговой службе (ФНС) занимает три дня (не считая дня подачи). После подтверждения регистрации бизнеса необходимо подписать документы на открытие счета. Вся процедура, не считая периода ожидания решения налоговой и регистрации бизнеса, занимает не более 30 минут.

Анализ системы электронного документооборота (СЭДО) с помощью машинного обучения

Правительство Ивановской области

ГК"Диджитал Дизайн", ООО "Документум Системс"

август 2017 г. – сентябрь 2018 г.

Цель внедрения:

В основе СЭДО правительства Ивановской области лежит система документационного управления "Приоритет" (СДУ "Приоритет") на базе российской платформы Docsvision. Правительство перешло на электронный документооборот в 2011 г. и с тех пор планомерно наращивает возможности системы. Новым этапом ее развития станет применение интеллектуальных алгоритмов.

Что сделано:

Компания "Диджитал Дизайн" в партнерстве с ООО "Документум Системс" провела анализ накопленных данных системы электронного документооборота (СЭДО) правительства Ивановской области для определения возможных сценариев применимости алгоритмов машинного обучения в системе.

В ходе реализации проекта было проанализировано более 50 тысяч регистрационных карточек входящих документов с резолюциями из базы данных СЭДО Правительства Ивановской области (без обращений граждан).

Результаты проекта:

В результате анализа были выявлены предварительные сценарии для автоматизации следующих процессов документооборота:автоматическое расписание резолюций по документам, поступившим в ответ на исходящий документ;автоматическая категоризация документов; автоматическое наложение штампов с последующей регистрацией документа; создание форм для внесения основных атрибутов регистрационной карточки с последующей автоматической генерацией файла проекта документа, созданием и запуском маршрута согласования.

"Активный гражданин" на блокчейне

Мэрия Москвы

АНО "Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства" (НИСИПП)

май-ноябрь 2017 г.

Цель внедрения:

Проект "Активный гражданин" создан как площадка для проведения среди различных групп москвичей голосований в электронной форме по вопросам городского развития. Использование технологии блокчейн повышает уровень доверия к голосованиям и гарантирует её неизменность. Мэр Москвы поручил использовать технологию блокчейн в максимальном количестве электронных услуг и сервисов Москвы и первым этапом стал "Активный гражданин".

Что сделано:

Мэрия Москвы в пилотном режиме запустила проект "Активный гражданин" на блокчейне в ноябре 2017 г.

С помощью блокчейна на электронной площадке можно следить за ходом голосования в режиме реального времени, проверять хронологию появления голосов и контролировать все голосования в системе. По окончании голосования каждый владелец независимого узла сети блокчейн сможет проверить результаты голосования и сравнить их с официальными.

Любой желающий может стать участником сети блокчейн, установив специальную программу. Пользователь устанавливает на персональном компьютере дистрибутив программы для создания узла блокчейн-сети и начинает получать голоса с сайта "Активный гражданин" в режиме реального времени. При необходимости провести подсчет голосов, пользователь запускает программу для подсчета голосов и производит аудит результатов голосования. Блокчейн позволяет стать участником сети не только жителю, но и организации. Например, одним из узлов сети является НИУ "Высшая школа экономики".

Проект реализован на платформе Ethereum.

Результаты проекта:

Голосования стали еще прозрачнее: любой желающий может в реальном времени следить за их результатами. Блокчейн также помогает подтверждать уникальность голосующих.

Получение посылок с помощью электронной подписи

ФГУП "Почта России"

ФГУП "Почта России"

февраль – август 2018 г. – тестовая эксплуатация, с августа 2018 г. – коммерческая эксплуатация

Цель внедрения:

Почта России внедряет новые технологии и сервисы для повышения качества обслуживания клиентов. Введение услуги простой электронной подписи позволит не только сократить время обслуживания клиентов, но и уменьшить операционные расходы предприятия.

Что сделано:

В августе 2018 г. ФГУП "Почта России" запустило по всей стране сервис, позволяющий при помощи электронной подписи получить посылки и заказные письма, не требующие оплаты.

Новый сервис предоставляется бесплатно на основании регистрационной формы, заполненной на официальном сайте "Почты России" или в почтовом отделении. В ней указываются паспортные данные и номер мобильного телефона клиента. Регистрация занимает несколько минут, позволяет сократить время выдачи почты и отказаться от необходимости заполнения бумажных извещений и предъявления удостоверения личности. При этом ни вес, ни размер получаемой посылки значения не имеют. После оформления заявления клиенту больше не придется заполнять бумажные извещения. Для подтверждения личности будет необходимо однократно предъявить оператору паспорт.

Сервис соответствует требованиям действующего законодательства (ФЗ №152-ФЗ "О персональных данных" и подзаконных актов). Персональные данные гражданина принимаются непосредственно у него самого в отделении почтовой связи на основании документа, удостоверяющего личность. Затем осуществляется передача в центр обработки данных по защищенным каналам связи, где она хранится в привязке к единому профилю клиента. Эта привязка необходима для передачи кода подтверждения через мобильное приложение, в котором указанный пользователь был аутентифицирован.

Сервера, обрабатывающие персональные данные клиента, защищены в соответствии с требованиями действующих нормативных документов ФСТЭК России. Доступ к указанным данным строго регламентирован, а сами персональные данные используются лишь для достижения обозначенных в согласии клиента целей. В сервисе применяется простая электронная подпись для идентификации получателя строго в соответствии с федеральным законом №63-ФЗ "Об электронной подписи".

Потребителю, получая посылки, необходимо назвать оператору свое ФИО или трекинг-номер отправления, чтобы сотрудник отделения нашел его в базе. После этого клиент называет свой номер телефона, на который оператор отправляет код подтверждения. Получателю придет SMS-сообщение или Push-уведомление (пользователям мобильного приложения "Почты России") с кодом подтверждения, который необходимо назвать оператору почтового отделения для получения письма или посылки.

Результаты проекта:

Предшествующий запуску тестовый период показал, что сервис пользуется популярностью у клиентов, которые регулярно получают почтовые отправления За время тестирования более 1,5 млн пользователей услуг Почты России оформили простую электронную подпись. По данным на август 2018 г., с ее помощью в почтовых отделениях уже выдано больше 10 млн посылок и регистрируемой письменной корреспонденции. Еженедельно услугу подключают более 100 тыс. пользователей, и этот показатель продолжает расти.

Регистрация договора долевого участия (ДДУ) через блокчейн

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства

Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), Внешэкономбанк (ВЭБ)

февраль 2018 г.

Цель внедрения:

Согласно действующему законодательству застройщики по всем новым объектам строительства отчисляют в Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства взносы в размере 1,2% от стоимости каждого договора долевого участия. Для регистрации ДДУ Росреестр должен получить от Фонда информацию о внесении застройщиком таких взносов. Использование технологии блокчейн при регистрации ДДУ обеспечивает возможность всестороннего контроля информации, прозрачность и открытость проводимых транзакций. Повышение прозрачности процессов инвестирования в новое строительство обеспечивает защиту от наиболее часто встречающихся схем мошенничества.

Что сделано:

Росреестр в рамках совместного проекта с Агентством ипотечного жилищного кредитования (АИЖК) и Внешэкономбанком (ВЭБ) зарегистрировали первый договор участия в долевом строительстве (ДДУ) с применением технологии блокчейн. Росреестр и публично-правовая компании "Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства" использует решение при решении спорных вопросов.

Проект реализуется в Ленинградской области, первым застройщиком, заключившим договоры, стала компания "ТИН Групп", входящая в ГК "Полис Групп". Взнос по договору участия в долевом строительстве отражен в блокчейн-сервисе для последующего резервирования и списания денежных средств на компенсационный счет Фонда.

Результаты проекта:

Фонд дольщиков и Росреестр уже провели более 20 тыс. транзакций. Применение технологии блокчейн позволило всем участникам проекта иметь доступ к актуальной информации по процессу регистрации каждого ДДУ. Кроме того, исключена возможность рассинхронизации информационных систем Росреестра и Фонда, осуществлена возможность локальной работы с полными данными при отсутствии связи между ведомствами, исключен риск несанкционированной корректировки данных в информационных системах.

Информирование избирателей о выборах президента РФ с использованием нейросетей

Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК России)

"Ростелеком Контакт-центр" (АО "Московский центр новых технологий телекоммуникаций" (МЦ НТТ))

15 января-20 марта 2018 г.

Цель внедрения:

29 ноября 2017 г. председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (ЦИК России) Элла Памфилова обозначила цель – обеспечить необходимой информацией граждан РФ о выборах президента.

Что сделано:

Основной частью этого проекта стал Информационно-справочный центр ЦИК России для работы с телефонными обращениями граждан. Этот проект ЦИК России поручил "Ростелекому". Исполнителем проекта стал "Ростелеком Контакт-центр".

Согласно заданию ЦИК, Информационно-справочный центр в автоматизированном режиме информировал граждан о порядке подачи заявлений, о внесении в списки избирателей по месту нахождения, о местонахождении ближайших пунктов приема заявлений (ППЗ) и избирательных участков (ИУ), о времени работы и контактных данных ППЗ и ИУ. Кроме того, он определял ближайший к месту нахождения избирателя ППЗ и ИУ на основе геоданных и геоинформационной системы (ГИС) объектов избирательной системы РФ, разработанной в рамках проекта. Некоторые запросы по требованию заказчика автоматически переадресовывались на операторов и экспертов ЦИК России (например, жалобы граждан).

Накануне проекта ни заказчик, ни исполнитель не могли спрогнозировать количество входящих звонков, структуру трафика и его распределение во времени. Поэтому было решено применить технологии искусственного интеллекта и нейросетей.

МЦ НТТ задействовал технологическую платформу по синтезу и распознаванию речи, разработанную "Яндексом", так как ЦИК использует его картографический сервис. При этом специалисты "Ростелеком Контакт-центра" разместили огромный массив данных и нанесли на геоподоснову "Яндекса" 106 тыс. адресов. Звонки в Информационно-справочный центр принимались из любого города России и любой сети связи, а контакт-центры работали в Москве, Челябинске и Барнауле (при этом для резервирования применялись различные аппаратно-программные комплексы).

Интерфейс нейросети отвечал на звонки голосом девушки, которую разработчики назвали Александрой. Алгоритм распознавания запросов и формирования ответов - на базе технологий opensource - своими силами создали специалисты МЦ НТТ.

Нейронная сеть, интегрированная с системой распознавания и синтеза речи, имела технологическую возможность отправки сообщений избирателям по текстовым каналам коммуникации: SMS и сообщений в мессенджер Viber.

Результаты проекта:

Горячая линия ЦИК по выборам президента начала работу 1 января 2018 г., а с 15 января заработала система автоматического распознавания голоса. В телефонном номере был "зашит" год проведения выборов: 8 800 707-2018. По данным МТ НТТ, с 1 января по 20 марта 2018 г. на эту горячую линию поступило более 1 млн обращений избирателей, причем более четверти из них - в последнюю неделю перед выборами. В 40% случаев система распознавания и синтеза речи предоставила корректную целевую информацию избирателям без участия оператора.

3D-визуализация данных в "АИС Туризм"

Федеральное агентство по туризму (Ростуризм)

ГК"АйТеко"

август 2017 г. – январь 2018 г.

Цель внедрения:

"АИС Туризм" представляет собой единую распределенную государственную информационную систему, обеспечивающую формирование и обработку данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной госстатистики, а также других сведений, необходимых для обеспечения принятия нормативных, управленческих и иных решений в области государственного регулирования туризма. Доступная руководителям туристической отрасли бизнес-аналитика, отображающая в режиме реального времени туристический потенциал по субъектам РФ и стране в целом, а также данные о деятельности подведомственных государственных предприятий повышают эффективность работы ведомства и сокращают время на принятие взвешенных управленческих решений.

Что сделано:

Компания "АйТеко" внедрила в Ростуризме аналитику с 3D-визуализацией данных.Система российской разработки основана на технологиях моделирования и анализа ситуаций, в том числе, пространственной 3D-инфографики.

Решение позволяет за несколько минут разобраться в ситуации, увидеть в трехмерном пространстве все регионы России и оценить потенциал каждого по числу региональных событий, достопримечательностей, туристских маршрутов. Конфигурация предоставляет наглядную оценку эффективности использования бюджетных средств, развития направлений деятельности и успешности выполнения поставленных задач. Пользователь приложения, переходя по вкладкам, видит полную картину по объему финансирования в разрезе источников пополнения бюджета, предусмотренных ФЦП, по исполнению программных обязательств инвесторами, количеству заключенных с подрядчиками договоров и по общей активности региона. При этом картограмма демонстрирует данные как на текущий момент, так и в ретроспективе, отображая динамику и развитие показателей.

Ростуризм планирует в дальнейшем усовершенствовать компоненты приложения с трехмерной инфографикой, увеличить число визуальных отчетов, добавить новые параметры для более детальной аналитики данных с целью повышения качества туристических услуг и обеспечения безопасности туризма.

Результаты проекта:

Система аналитики с 3D-визуализацией данных успешно использовалась при проведении Чемпионатом мира по футболу FIFA-2018, который привлек большое число иностранных туристов и болельщиков.

Единый агрегатор торговли "Березка"

Федеральное казначейство, Федеральная антимонопольная служба

АО"РТ-Проектные технологии" ГК "Ростех"

с июля 2018 г. – тестовая эксплуатация, с ноября 2018 г. – коммерческая эксплуатация

Цель внедрения:

Большая часть малых закупок к середине 2018 г. проводилась у единственного поставщика. Закупки было сложно отследить, их практически не контролировали уполномоченные инстанции. При покупках через специальный ресурс можно оценить ход закупки: как она размещена, какие заявки поступили, кого выбрали. Внедрение единого агрегатора торговли обеспечит большую прозрачность закупок.

Что сделано:

АО "РТ-Проектные технологии" 1 июля 2018 года запустило пилотный проект Единого агрегатора торговли "Березка" (ЕАТ)и опубликовало для пользователей регламент его функционирования. Одновременно начал работать call-центр ЕАТ. Регламент регулирует трехсторонние правоотношения поставщиков, заказчиков и оператора ЕАТ (им также выступает "РТ-технология") при госзакупках.

Для доступа к "Березке" заказчику необходимо подписать электронной подписью форму для регистрации. Исполнителям госзаказа необходимо отправить данные, документы для прохождения проверки. Затем они смогут работать в системе. В отличии от всех электронных торговых площадок, работающих согласно 44-ФЗ, на ЕАТ будут проводиться закупки не среди субъектов предпринимательской деятельности, а среди объектов закупки — товаров, работ и услуг (ТРУ), которых в интернет-магазинах не менее 100 млн. В соответствии с этим ЕАТ нацелен на сбор ТРУ-поставщиков — прежде всего, больших электронных магазинов, площадок торговли, в том числе региональных. Товары, работы и услуги попадают в ключевую часть агрегатора — каталог, где они за счет разработанного классификатора идентифицируются, что позволяет их соотносить между собой и ранжировать стоимость от наименьшей величины к наибольшей. Регламент проведения госзакупок сформулирован так, чтобы заказчик смог получить необходимые ТРУ по самым выгодным ценам, а поставщики получают новый канал сбыта своих товаров для новых потенциальных клиентов в сфере госзакупок малого объема.

Функционал ЕАТ обеспечит взаимодействие с Единой информационной системой (ЕИС) в сфере закупок, интернет-ресурсом правительства Москвы "Портал поставщиков", порталом малого и среднего предпринимательства Татарстана и аналогичными информационными ресурсами. При этом после запуска за госзаказчиками остается право проводить малые закупки за рамками электронного магазина. Это возможно в ситуациях, когда госзаказчик не смог найти соответствующий товар; не получил предложений от исполнителей по истечению 2-х часов; имеет более выгодные предложения идентичных товаров.

Регистрация в системе будет бесплатной в целях доступа всех участников к обеспечению госзакупок малого объема Размер комиссионного сбора агрегатором за успешно проведенную поставщиком сделку обсуждается.

При этом у заказчиков сохранится право приобретать товары, работы, услуги не на ЕАТ, в случае если он нашел наименьшую (наилучшую) цену на ТРУ. Однако по факту совершения заказчиком такой закупки он должен будет предоставить на ЕАТ сведения о сделке в реестр закупок для последующей передачи информации в ЕИС.

Реализация пилотного проекта в соответствии с распоряжением правительства РФ предполагала использование ЕАТ на добровольной основе с 1 июля 2018 года. Обязательной система стала с 1 ноября 2018 года при обеспечении госзакупок для федеральных органов исполнительной власти. Исключение составили закупки, сведения о которых содержат государственную тайну.

Результаты проекта:

По данным на ноябрь 2018 г. на агрегаторе зарегистрировано около 5 тыс. заказчиков, из которых 2,7 тыс. соответствуют распоряжению правительства. Прошли аккредитацию около 1100 поставщиков, которые разместили почти 100 тыс. товаров на "Березке". Обработано 9 тыс. обращений в call-центр ЕАТ. Согласно отчетам системы мониторинга работоспособности, в рамках эксплуатации программного обеспечения с 1 июля 2017 г. не возникло ни одной нештатной ситуации, которая бы привела к работе информационного ресурса в аварийном режиме.

Запуск проекта позволил проводить госзакупки малого объема (100-400 тыс. рублей) для государственных и муниципальных нужд онлайн в упрощенном виде. Его использование экономит государственные средства и время на оформление по стандартным процедурам закупок серийных товаров, к примеру - бумаги и оргтехники.

Обмен документами между ФАС и Сбербанком на блокчейне

Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС)

ПАО "Сбербанк"

с декабря 2017 г. -опытно-промышленная эксплуатация

Цель внедрения:

ФАС и Сбербанк планируют отказаться от используемых сейчас способов связи (курьерская доставка и электронный обмен) в пользу технологии обмена документами на основе блокчейна.

Что сделано:

Сбербанк и Федеральная антимонопольная служба РФ запустили совместный проект "Цифровое взаимодействие ФАС России с банками и хозяйствующими субъектами на основе технологии блокчейн" в конце 2017 г.

Ранее в рамках пилотного проекта ФАС со Сбербанком, а также компаниями "Аэрофлот", "Русский уголь", "Фортеинвест" и др. были изучены возможности распределенного хранения документов с целью повышения скорости, надежности и качества взаимодействия. По результатам пилотного проекта были согласованы требования по реализации системы и ее дальнейшему развитию.

По данным на июль 2018 г. осуществляется опытно-промышленная эксплуатация цифрового взаимодействия, при котором информация и документы, которыми обмениваются ФАС России со Сбербанком, успешно передаются и хранятся в зашифрованном виде с использованием технологии блокчейн и сертифицированных в Российской Федерации средств криптографии.

За технологическую основу проекта взята созданная на базе открытого ПО платформа Storj, которая была совместно доработана специалистами ФАС и Сбербанка.

Информация распределенного реестра документов хранится на двух независимых узлах, расположенных соответственно в ФАС и "Корус консалтинге СНГ" (входит в группу компаний Сбербанка).

Результаты проекта:

Через новую систему между ФАС и Сбербанком начали передаваться первые документы. Между организациями был осуществлен обмен десятью документами по пяти запросам ФАС, направленным в рамках проводившихся расследований в отношении третьих лиц по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Согласован поэтапный перевод документооборота на новую систему.

Идентификация налогоплательщиков по отпечаткам пальцев

Федеральная налоговая служба (ФНС России)

АО«Главный научный инновационный внедренческий центр»(ГНИВЦ ФНС России)

с июня 2018 г. – запуск технологии

Цель внедрения:

ФНС России использует современные электронные сервисы для удобства налогоплательщиков и обеспечения высокого уровня защиты налоговой информации пользователей.

Что сделано:

ФНС России внедрила технологию идентификации пользователей по отпечатку пальца или сканированию лица для входа в мобильное приложение "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц".

Для разблокировки приложения достаточно приложить палец к сканеру или навести камеру смартфона на лицо. Технология доступна для устройств на платформе iOS и Android.

Чтобы войти в сервис, можно воспользоваться одним из трех способов получения доступа: получение регистрационной карты в любой налоговой инспекции на всей территории России; регистрация с помощью квалифицированной электронной подписи; регистрация с помощью Единой системы идентификации и аутентификации, которая используется на портале госуслуг.

Результаты проекта:

Идентификация пользователя по лицу или отпечатку пальца повысило удобство входа в мобильное приложение.

"Всевидящая" камера

Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР)

Холдинг "Швабе" (госкорпорация "Ростех")

август – октябрь 2018 г.

Цель внедрения:

Использование современных технологий стало актуальным направлением в деятельности искусствоведческих организаций. Их можно использовать для проверки подлинности произведений и изучения истории их создания.

Что сделано:

Холдинг "Швабе" разработал SWIR-камеру, которая позволила подтвердить подлинность иконы и выяснить историю создания картины Михаила Соколова в ходе экспертизы в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР).

SWIR-камера работает в диапазоне до 1,7 мкм, она способна "видеть" в тумане и дыму, обнаруживать замаскированные объекты, в том числе скрытые за тонированными стеклами.

Решение разрабатывалась, в первую очередь, для выполнения военного и гражданского мониторинга, поисково-спасательных задач. Но потенциал устройства намного шире. Характеристики камеры позволяют применять ее, например, для экспертизы художественных произведений, проверки денежных знаков и пр.

Результаты проекта:

При помощи устройства была проведена экспертиза иконы "Чудо Георгия о змие" начала XVIII века и картины "Натюрморт с кетой" авторства Михаила Соколова, написанная в 30-х годах прошлого века. Специалисты "Швабе" и Государственного научно-исследовательского института реставрации обнаружили на иконе буквенные метки и надписи автора, позднее перекрытые слоями краски, что доказало ее подлинность. Во время исследования картины Михаила Соколова под слоями краски удалось увидеть ранние варианты композиции, которые художник впоследствии закрасил.