Минэкономразвития России предложило установить на территории Кемеровской области экспериментальный правовой режим (ЭПР) по сбору и обработке сведений о состоянии здоровья и диагнозов граждан. Такая инициатива содержится в проекте постановления правительства РФ, которое Минэкономразвития вынесло на общественное обсуждение.
© ComNews
21.03.2023

Минэкономразвития России поддержало инициативное предложение ООО "Телеосмотр" по расширению программы ЭПР в сфере телемедицины. Инициаторы предлагают расширить возможности проведения предрейсовых, предсменных и послерейсовых, послесменных медицинских осмотров водителей транспортных средств на специализированном оборудовании дистанционного контроля без непосредственного контакта с медицинским работником. Куратором этой социально-экономической инициативы является первый вице-премьер России Андрей Белоусов.

Соответствующий проект постановления правительства размещен для общественного обсуждения на портале нормативных правовых актов. Установление ЭПР планируется на территории Кемеровской области - Кузбасса. Субъектом экспериментального правового режима является "Телеосмотр", который инициировал создание режима, обратившись с предложением в Минэк.

"Оборудование дистанционного контроля позволит осуществлять мониторинг жизненно важных показателей здоровья работника и обеспечит их передачу в онлайн-режиме аккредитованному медицинскому специалисту для анализа", - сказано в пояснительной записке к документу.

"Положения Программы ЭПР открывают возможность проведения дистанционных медицинских осмотров водителей при помощи специального оборудования. Оно включает целый комплекс необходимых элементов: широкоугольная веб-камера, RFID-считыватель, тонометр, пирометр, алкотестер, сенсорный POS-терминал и чат-бот. Медицинский работник в режиме реального времени будет проверять данные опроса и тестирования и принимать решение о допуске водителя к исполнению трудовых обязанностей. Этот эксперимент во многом соответствует закону Минздрава, который вступает в силу в сентябре, но со стороны бизнеса поступило несколько настоятельных обращений о скорейшем начале эксперимента, что в том числе подтвердилось на недавнем обсуждении на площадке АНО "Цифровая экономика", - прокомментировал директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Владимир Волошин.

По итогам обследования медицинский работник будет оценивать данные медицинского осмотра и принимать решение о допуске или недопуске водителя к выполнению рейса или смены. В случае допуска водителя оборудование дистанционного контроля распечатает термоэтикетку с усиленной квалифицированной электронной подписью и ФИО медицинского работника, датой и временем обследования, с заключением о готовности водителя к исполнению трудовых обязанностей, а также со сведениями о сертификате усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника, принявшего решение о возможности выдачи разрешения водителю на выход в рейс (на смену) и подписавшего такое решение. Такая термоэтикетка будет вклеиваться водителями в путевой лист и заменять собой штамп "прошел медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" и подпись медицинского работника.

Апробируемая в ЭПР цифровая инновация обеспечит не только экономию времени водителей и сокращение расходов работодателей на обустройство медицинского кабинета предприятия, но и позволит выявить заболевания на ранней стадии, нивелировать риски возникновения аварий, повысить дисциплину труда.

"Участие всех субъектов и участников ЭПР будет осуществляться на добровольной основе. Эксперимент планируется установить сроком на три года на территории Кемеровской области - Кузбасса", - отметила пресс-служба Минэка.

Заместитель генерального директора "СберМедИИ" (компания - участник рынка НТИ "Хелснет") Станислав Косарев отметил, что появится спрос на услуги дистанционного медицинского осмотра со стороны различных слоев населения, особенно тех, кто имеет ограниченный доступ к медицинским учреждениям или сложности с мобильностью. "Один из проектов, который уже реализуется в России, это внедрение аппаратно-программных комплексов "Цифровой ФАП" в работу первичного звена здравоохранения. Мобильная диагностика помогает пациентам, проживающим в отдаленных регионах, пожилым гражданам и людям с ограниченными возможностями. Кроме того, дистанционный медицинский мониторинг состояния здоровья может быть актуален в особых условиях труда - на шахтах, в морских экспедициях. Занятые люди, предпочитающие комфорт, оперативный скрининг и дистанционные консультации, также будут способствовать спросу на эти услуги, - комментирует он. - Ожидаем, что в ближайшие годы рынок таких услуг будет быстро расти благодаря все более широкому внедрению цифровых технологий, гибкому регулированию за счет установления экспериментального режима и новых потребительских предпочтений, которые сформировались на фоне пандемии благодаря удаленному доступу к широкому спектру услуг".

Станислав Косарев назвал среди преимуществ услуги дистанционного медицинского осмотра улучшенный доступ к медуслугам для пациентов в отдаленных районах или лиц с ограниченными возможностями передвижения, сокращение времени и расходов на дорогу для пациентов и медработников, повышенная гибкость и удобство для пациентов, содействие ранней диагностике за счет регулярных консультаций и наблюдения за состоянием пациента в динамике, снижение нагрузки на медицинские учреждения благодаря альтернативному каналу для рутинных консультаций и последующего наблюдения.

Руководитель отдела корпоративных продаж группы компаний X-Com Александр Малетов прокомментировал: "Несмотря на длительный эволюционный путь, телемедицина в России еще не стала привычной частью общественной жизни, оставаясь прерогативой крупных медицинских центров и частных клиник. Однако нельзя недооценивать потенциал этих технологий для жителей отдаленных регионов, которым они открывают едва ли не единственную возможность получения оперативной и качественной медицинской помощи на дому. Конечно, не все виды обследований можно провести дистанционно, но базовые и наиболее безотлагательные доступны вполне. Вместе с тем существует ряд объективных факторов, препятствующих масштабированию телемедицины на федеральный уровень. Основные проблемы лежат в плоскости нормативно-правового регулирования и технического обеспечения безопасности персональных данных пациентов и сохранности врачебной тайны, а также в оцифровке процессов взаимодействия "врач-пациент". Эти вопросы уже не первый день обсуждаются медицинским сообществом, но единого мнения до сих пор нет. Возможно, часть из них сможет решить обсуждаемый законопроект".

Директор центра разработки Artezio Дмитрий Паршин считает, что вряд ли можно говорить о популярности дистанционного медосмотра, так как аппаратные решения не позволяют обеспечить достоверные данные таких осмотров без личного посещения врача. "По аналогичным причинам в России не так активно развиваются технологии дистанционного медицинского обслуживания. Во многом из-за отсутствия правовых норм и уверенности в точности дистанционного медицинского осмотра. Например, за рубежом дистанционные консультации подкреплены работающими схемами по самостоятельному забору и сдаче анализов и результатов исследования. Причем эти данные верифицированы и вызывают доверие у врачей. В существующей системе здравоохранения в России требуется стимулировать развитие не только самих технологий дистанционных исследований, но и средства верификации данных, чтобы врач четко мог соотнести результаты исследования пациента с его личностью. ЭПР открывает определенные возможности, но не решает проблемы с изменением подходов к цифровизации отечественной медицины. Одни только правовые нормы не стимулируют клиники активно использовать телемедицину. Как правило, эти технологии упираются в процесс правильной идентификации пользователя и вероятности ошибки при дистанционном осмотре", - рассказал он.

"Телемедицина внедряется в России сложно, так как медицинский сектор пока еще не видит большой необходимости оцифровывать процессы. По факту пока российская медицина идет к существующим в мире решениям в области телемедицины медленно. И правовые режимы хоть и помогают ускорить этот процесс, но не оказывают достаточного влияния на желание медицинского сектора технологических преобразований. Во многом из-за того, что медицина - это консервативный сектор, где новшества принимаются очень осторожно. Это уже не первый эксперимент в России, который призван сделать внедрение телемедицины быстрее. По факту необходимо быстро внедрять решения в области телемедицины и изменять протоколы и законы. В этом случае эффект будет более заметным в течение нескольких лет", - прокомментировал Дмитрий Паршин.

Директор департамента по работе с корпоративным сектором компании "БПС Инновационные программные решения" Кирилл Поволоцкий отметил, что текущее развитие информационных систем и технологий опережает сложившиеся правовые отношения. "Необходимость вводить экспериментальные правовые режимы для того, чтобы развивать и оценить применение той или иной технологии, - это насущный вопрос. Если государство не будет такие правовые режимы вводить, то развитие новых технологий существенно замедлится и будет спотыкаться о бюрократические барьеры, например, в таких инновационных отраслях, как телемедицина, грузоперевозки с помощью дронов, аналитика с помощью больших данных, медицинских исследований, в связи, обработке персональных данных и т.д.", - говорит он.

Кирилл Поволоцкий считает, что распространение такого режима на телемедицину - удаленный осмотр непосредственно медсотрудником - весьма прогрессивно. "Работа в условиях специального правового режима в конкретном регионе позволит оценить правоприменение при использовании нового способа оказания медуслуг. Востребованность есть: помимо предрейсового медосмотра, у нас очень много удаленных регионов, в которых в шаговой доступности отсутствуют врачи редких специализаций. На самом деле тема востребована и нужна - с 2017 г. развиваются ЦКР. А при отладке в рамках пилотного проекта и дальнейшем масштабировании телемедицина будет спасать людям жизнь, позволит обеспечить вторым мнением врача и поддержать его в трудную минуту, обеспечить экспертизу высокого уровня в нужном месте и в нужное время, поддержку сложных случаев, - сообщил он. - Есть много задач, требующих решения: защищенные каналы связи, доступ, регламентирование процедур, безопасность и конфиденциальность хранения персональных и медицинских данных, но в ближайшем будущем эти услуги будут применяться повсеместно".

Новости из связанных рубрик