Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
20.03.2023

По неподтвержденной пока официально информации, единственным исполнителем по приведению государственных информационных систем (ГИС) под требования "ГосТеха" станет "Ростелеком". Учитывая особенности и состояние проекта, понятно, что перед "Ростелекомом" стоит задача исполинских масштабов, где учитывать нужно десятки переменных, а задействовать придется максимум ресурсов.

Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев сообщил представителям федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), что единственным исполнителем по приведению государственных информационных систем (ГИС) под требования "ГосТеха" станет "Ростелеком". Об этом ComNews рассказали представители нескольких ФОИВ.

В случае, если со временем информация будет официально подтверждена, можно с уверенностью говорить, что "Ростелекому" предстоит один из самых масштабных и сложных проектов по приведению ГИС к единому знаменателю. Поражают возможным масштабом работы практически все аспекты будущего проекта.

Наличие большого количества разрозненных ГИС остается проблемой для эффективной цифровизации госуправления в России многие годы.

Более того, проблема, похоже, разрастается год от года. Еще в 2018 году, на первом заседании Совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации, на тот момент председатель Счетной палаты РФ и председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин указал, что в России действует 340 государственных информационных систем, при этом данные во многих ГИС не стыкуются друг с другом по форматам и актуальности.

https://www.comnews.ru/content/114266/2018-08-06/razyskivaetsya-glavnyy-arhitektor-cifrovoy-ekonomiki

И вот к началу 2023 года представитель пресс-службы ФКУ "ГосТех" сообщил ComNews, что в России насчитывается почти 4000 ГИС: 747 федеральных и более 3000 региональных.

Приведенные цифры означают, что всего за несколько лет количество российских ГИС выросло в разы. И это на фоне постоянных разговоров о необходимости оптимизации и унификации ГИС, а также приведения всей системы к единой платформе. Собственно, проект, которым должен заняться "Ростелеком", нацелен именно на это.

"Ростелекому" не только предстоит перелопатить гигантский объем разношерстных ГИС (что было бы в разы проще сделать еще в 2018 году) и постараться снизить их количество, но и выиграть в этой борьбе гонку со временем, чтобы оптимизация ГИС и их сокращение шло быстрее, чем появление новых. Даже если предположить, что регуляторы строго-настрого запретят создавать новые ГИС, едва ли этот приказ будет соблюдаться, ведь правительство требует от чиновников на местах оцифровки все большего количества сервисов и функций.

Кроме количественных показателей, от которых становится не по себе, есть показатели качественные. 19 января 2023 года, на брифинге по основным результатам национальной цели "Цифровая трансформация" нацпрограммы "Цифровая экономика" в 2022 году, заместитель председателя правительства России Дмитрий Чернышенко заявил, что 80% функционала всех ГИС совпадает, поэтому их перенос в "ГосТех" позволит эффективно переиспользовать различные сервисы, а также оптимизировать использование госструктурами дата-центров и облачного пространства.

Казалось бы, совпадение 80% функционала только облегчает задачу по переносу ГИС в "ГосТех" и приведению их к единым стандартам. Однако, если посмотреть глубже, становится понятно, что 80% совпадения функционала не равно 80% совместимости ГИС между собой или с единой платформой. Создание ГИС (особенно региональных) в России долгие годы шло по принципу лоскутного одеяла. Каждый регион, каждое госучреждение делало ГИС под себя, обычно привлекая местных разработчиков. Некоторые из них за давностью лет уже ушли с рынка, но и действующие компании едва ли будут охотно консультировать "Ростелеком" по особенностям их разработок. Это весьма затруднит процесс доработки, переработки и приведения ГИС к единому виду и функционалу.

"Ростелекому" нужно будет провести доработку огромного количества систем (150 ГИС запланированы к унификации и переводу в "ГосТех" только в ближайшие три года). И скорее всего, в подавляющем большинстве случаев нужно будет переделывать значимую часть ГИС, а то и полностью ее переписывать. Хватит ли у "Ростелекома" компетенций, людей, времени и денег (даже бюджетных) для того, чтобы сделать столь масштабную работу, - очень большой вопрос.

А может статься и так, что "Ростелекому" будет проще, дешевле и быстрее "снести" существующие 4000 ГИС и заменить собственными решениями. Ведь если смотреть на цифру в 80% совпадающего функционала при условии унификации решений, то 4000 ГИС действительно не нужны. Это будет означать что гигантские деньги, усилия и огромное количество времени, потраченные на создание этих ГИС, будут обнулены.

Есть и еще один аспект, который нужно учесть, - особенности развития федеральных и региональных ГИС. То, что федеральные ГИС в РФ развивались и развиваются параллельно с региональными, - многолетняя практика. Зачастую функционал этих ГИС (за исключением масштаба) совпадает практически полностью. Но при этом многие регионы твердо стоят на позиции необходимости создавать и внедрять собственные ГИС, игнорируя тиражируемые решения из федерального центра. Региональные власти аргументируют это тем, что им не хватает функций и информации в федеральных ГИС и схема one size fits all им не подходит, так как субъекты Федерации сильно отличаются друг от друга по многим параметрам. При этом региональные власти, заказывая разработку, дают работу местным вендорам и интеграторам (а в последнее время - и подведомственным госучреждениям).

Сбрасывать со счетов этот региональный аспект нельзя, ведь от того, сможет ли "Ростелеком" каким-то образом найти общий язык и учесть интересы региональных властей, будет напрямую зависеть успешность реализации задачи. Если у "Ростелекома" не получится решить вопрос - проект может забуксовать из-за сопротивления местных чиновников и в итоге превратится в "мегазоопарк", где ГИС федеральные и региональные будут существовать параллельно, при этом они должны будут увязываться и между собой, и с "ГосТехом".

Так или иначе, перед "Ростелекомом" стоит задача исполинских масштабов, где учитывать нужно десятки переменных, а задействовать придется максимум ресурсов. Показательным (и, кстати, связанным с "Ростелекомом") примером, как и менее амбициозные проекты по унификации ИТ-систем приходили к печальному концу, является история, которой уже полтора десятка лет.

Тогда в процессе реорганизации межрегиональных компаний (МРК) "Связьинвеста" и "Ростелекома" встал вопрос об унификации биллинговых систем. В процессе работы над проектом выяснилось, что просто внедрить новый биллинг не выйдет: проблемой стали 160 разрозненных биллинговых программ, уже работающих в МРК и "Ростелекоме".

https://www.comnews.ru/standart/article/51834

Поэтому руководство "Связьинвеста" приняло решение провести "выравнивание", в процессе которого предполагалось заменить разрозненные биллинговые системы МРК таким же количеством (160), но от двух разработчиков. В дальнейшем это должно было позволить сэкономить на внедрении единой системы биллинга от американо-израильской корпорации Amdocs.

В итоге проект до конца реализовать не удалось. "Связьинвест" так и не внедрил единый биллинг Amdocs, а значительные средства, уже потраченные на проект, списал в убыток. В частности, в 2010 году в связи с переоценкой нематериальных активов МРК было списано 4,4 млрд рублей затрат на биллинг Amdocs.

Источник в одном ФОИВ сообщил, что "Ростелеком" получит на модификацию ГИС под требования "ГосТех" 12 млрд рублей из федерального бюджета, а источник в другом уверяет, будто эта сумма составит 14 млрд рублей. Однако, учитывая масштаб задачи, денег может не хватить, даже если сложить эти две цифры.