По итогам 2022 г. общая выручка ПАО "ВымпелКом" снизилась на 1,4% по сравнению с 2021 г. Сервисная выручка увеличилась на 3%, а показатель EBITDA вырос на 9% по сравнению с 2021 г. Аналитики предполагают, что российский бизнес VEON приобретет другой оператор связи или иная компания.
© ComNews
17.03.2023

В соответствии со стандартами МСФО, группа Veon показала результаты "Билайн Россия" за вычетом внутригрупповых операций с остальными компаниями группы. Таким образом, информация в текущем раскрытии отражает результаты "Билайна" как отдельной от группы VEON компании.

В 2022 г. общая выручка мобильного оператора снизилась на 1,4% по сравнению с 2021 г. В то же время сервисная выручка выросла на 3%, а показатель EBITDA повысился на 9% по сравнению с прошлым годом. В 2022 г. рентабельность по EBITDA составила 41,3%, что на 3,9 п.п. выше, чем в прошлом году. Рост обусловлен реализацией заявленной стратегии развития клиентоцентричной модели, которая в том числе предполагает последовательное снижение расходов на развитие неэффективных каналов продаж и концентрацию на качественном обслуживании клиентов.

Рост конвергированных абонентов (мобильный бизнес и фиксированная связь) составил 3%, рост выручки от фиксированной и конвергированной связи составил 8% в 2022 г.

В конце 2022 г. общая база мобильных абонентов "Билайна" составила 44,8 млн, что ниже на 9,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая корректировка абонентской базы - следствие снижения валового количества некачественных продаж в неэффективных каналах, которое "Билайн" последовательно проводил в течение всего 2022 г. При этом база активных абонентов остается стабильной. Объем данных на одного абонента растет на 24,2% год к году, а показатель ARPU - на 12,4%.

В сегменте B2B имел место рост выручки на 7,7% по сравнению с прошлым годом, чему способствовало внедрение цифровых решений, при этом доходы от AdTech и Big Data выросли на 52% по сравнению с прошлым годом. Рост в продуктах Cloud - на 237%.

Капитальные затраты "Билайна" в 2022 г. составили 59,3 млрд руб., снизившись на 20,9% по сравнению с предыдущим годом. Это связано с тем, что "Билайн" в 2020-2021 гг. проводил масштабную стройку сети и успел завершить ее до начала 2022 г. Кроме того, компания в основной массе успела заранее закупить необходимое оборудование на 2022 г.

В 2022 г., за счет проведения рефарминга в 34 филиалах и реализации программы строительства, скорости работы абонентов в интернете выросли более чем на 23% по сравнению с 2021 г. VoWiFi за 2022 г. запущен в 33 регионах, к концу года услуга была доступна в 42 регионах. VoLTE запустили в 32 регионах, услуга к концу года была доступна в 43 регионах.

24 ноября 2022 г. группа топ-менеджеров "Билайна" во главе с генеральным директором ПАО "ВымпелКом" Александром Торбаховым подписала сделку по выкупу 100% акций компании у холдинга VEON. На данный момент сделка находится в продвинутой стадии реализации, получены все необходимые регуляторные разрешения на уровне российской юрисдикции. Помимо этого, в 2022 г. "Билайн" консолидировал 100% группы ОТМ, одной из российских технологических платформ по автоматизации и планированию закупок интернет-рекламы, а также реализовал ряд неорганических проектов, направленных на ускорение развития бизнеса "ВымпелКома".

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов оценивает финансовые показатели Veon как умеренно позитивные. "Важнейший показатель EBITDA вырос на 9% год к году, до 118,5 млрд руб., а рентабельность по EBITDA увеличилась на 3,9%, до 41,3% год к году. Сервисная выручка увеличилась на 3%, до 262,9 млрд руб. При этом, несмотря на снижение выручки по итогам года на 1,4% год к году, оно оказалось достаточно умеренным. Из наиболее важных показателей также стоит отметить снижение капитальных затрат на 20,9%, до 59,4 млрд руб., что вызвано эффектом высокой базы 2021 г., и в текущем году ожидать такого же снижения уже не стоит. А также рост выручки в сегменте B2B на 7,7% год к году. По итогам 2023 г. мы прогнозируем рост выручки и EBITDA на 10-15% благодаря росту выручки в сервисах B2B, внедрению цифровых решений (AdTech и Big Data), доходы от которых в прошлом году выросли на 52% год к году, а также на фоне роста в продуктах Icloud на 237% год к году. В текущем году расходы на капитальные затраты будут минимальны, при этом все необходимое оборудование компания закупила в 2020-2021 гг. Выделение российского бизнеса находится в завершающей стадии, что снизит долговую нагрузку Veon ltd.", - прокомментировал аналитик.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отметил, что снижение абонентской базы, мотивированное ужесточением контроля качества, свидетельствует, что на момент подготовки отчетности цена сделки по продаже российского бизнеса Veon именно ее топ-менеджменту была уже согласована. "О том же говорит и падение общей выручки на 1,4%. Если бы бизнес-юнит продавали стороннему покупателю, то приоритет отдавали бы абонентской базе, а не ее качеству. Примечательно, что пока 70%, но не все 100% абонентов, являются пользователями данных, а их абсолютное количество приблизительно равно числу пользователей смартфонов 4G. Следовательно, "смартфонная революция" не закончена, потенциал не исчерпан. Возможно, доля пользователей данных будет расти лишь по мере смены поколений, поскольку трудно представить себе ребенка, который отказался бы от игр и обмена сообщениями с друзьями в пользу голосовой связи. Показатель ARPU вырос на 12,4%, что дает ответ на частый вопрос популярной прессы о том, растут ли цены на мобильную связь. При этом ARPU широкополосной связи вырос на 5,5%, откуда следует рецепт для бережливой аудитории: не хочешь платить больше - используй проводную связь. Следующего отчетного периода, вероятно, не будет, если сделку по продаже российского бизнеса Veon топ-менеджменту компании не расторгнут. Российский бизнес, возможно, будет приобретен другим оператором связи или другой компанией, не обязательно публичной", - прогнозирует аналитик.

Новости из связанных рубрик