Российские регионы добились заметных успехов в поддержании местной креативной индустрии, до 40% которой относится к ИТ-сфере. Региональные меры поддержки оказались не менее действенными, чем федеральные. Одним из ключевых эффектов данных мер является удержание в регионе молодежи.
© ComNews
15.03.2023

Системная государственная поддержка креативных индустрий, по оценкам Центра стратегических разработок (ЦСР), позволит к 2030 г. увеличить долю данного сегмента в российской экономике с 2,2% до 6%, а также увеличить долю граждан, занятых в творческих профессиях, более чем втрое - с 4,6% до 15%.

На экспертном круглом столе "Меры поддержки креативных индустрий. Лучшие региональные практики", который состоялся 14 марта в Центре стратегических разработок (ЦСР), предметом обсуждения стали лучшие региональные практики поддержки креативных индустрий. Эксперты отметили, что они не менее важны, чем меры от федеральных властей, но о них, как правило, мало известно, однако они часто дают значимый эффект при низком уровне затрат.

Советник президента ЦСР Лариса Богданова поделилась результатами исследования лучших практик, накопленных в российских регионах, городах и территориях. Она отметила, что существует большой запрос на поддержку креативных индустрий со стороны властей небольших городов. Такие меры дают возможность для развития локального бизнеса, способствуют повышению узнаваемости и туристической привлекательности, развитию новых технологий и появлению экспортного потенциала, прежде всего ориентированного на новые рынки. Не менее важно также добиться, чтобы люди оставались в том или ином регионе, городе или территории, и связывали с ними свое будущее. Плюс ко всему, развитие креативных индустрий способствует развитию социального оптимизма.

Среди регионов и территорий, где удалось достичь заметных успехов, Лариса Богданова отметила Республику Саха (Якутия), Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО), Новгородскую область и Норильск. Якутия отметилась развитием национальной киноиндустрии, которая хорошо известна далеко за пределами не только республики, но и России, а ИТ - благодаря появлению сразу нескольких компаний-единорогов. Все это, в свою очередь, привело к тому, что растет желание молодежи реализовывать себя на малой родине. Центры поддержки креативных индустрий созданы также в Москве, Петербурге, Татарстане, Брянске, Калининграде, Красноярске, Ульяновске.

Среди возможных мер поддержки со стороны региональных властей прежде всего названа финансовая. Помимо всевозможных грантовых программ и налоговых льгот, ее часто предоставляют и в форме софинансирования участия в выставках и конкурсах, субсидирования приобретения оборудования или переобучения сотрудников, поддержки экспорта, компенсации затрат на рекламу. Как отметила Лариса Богданова, успешный опыт использования мер финансовой поддержки местного креативного бизнеса активно перенимают и другие регионы. Также активно распространяются успешные меры по образовательной поддержке, включая развитие института наставничества.

Лариса Богданова среди мер поддержки особо отметила содействие местных властей в предоставлении доступа к инфраструктуре. Обычно речь идет о предоставлении всевозможных площадок на льготных условиях, создании центров коллективного использования для новых отраслей. Есть примеры, в частности в Красноярске, Москве и ряде городов Ленинградской области, и когда власти предоставляют креативному бизнесу сервисы цифровых платформ на льготных условиях. Ряд регионов выделяют квоты на использование учреждений культуры для продвижения товаров и услуг местных креативных индустрий.

Заместитель начальника Департамента культуры Томской области Лариса Важова подчеркнула важность обеспечения межведомственного взаимодействия. Только в таком случае меры будут продолжать работать и тогда, когда сфера поменяет куратора, как это и произошло в Томской области, где за креативную индустрию с 2022 г. отвечает Департамент культуры вместо Департамента экономики. Среди мер поддержки Лариса Важова отметила образовательные программы, предоставление помещений в центрах "Мой бизнес", а также грантовое финансирование. При этом в сегмент креативного бизнеса входят разные виды деятельности, и необходимо выделять те, которые являются приоритетными.

PR-менеджер Самарского регионального продюсерского центра креативной индустрии Ирина Аракчеева назвала данный сегмент значимой частью региональной экономики. На него приходилось по итогам 2022 г. 4,5% ВРП Самарской области, что вдвое больше, чем в среднем по России. Работает в нем более 32 тыс. человек. В 2021 г. принят региональный закон о развитии креативной индустрии и принят целый ряд мер поддержки, которые включают налоговые льготы и компенсацию некоторых видов затрат, поддержку экспорта и стимулирование внутреннего спроса. Регулярно в местных СМИ, на сайтах, в пабликах в соцсетях публикуются истории успеха, что также является одной из форм стимулирования входа в креативную индустрию.

Начальник Управления развития предпринимательства Департамента экономического развития ХМАО Ольга Кашина поделилась опытом работы Центра поддержки креативного и инновационного предпринимательства, который также является и проектным офисом. В целом проект развития креативных индустрий является одним из приоритетных для властей ХМАО. На прямую поддержку в 2022 г. выделено 4,5 млрд руб., получателями мер поддержки стали более 10 тыс. предприятий и предпринимателей. Среди таких мер, наряду с субсидированием приобретения оборудования, поддержкой экспорта или продвижением товаров на разного рода площадках и маркетплейсах, Ольга Кашина особо отметила помощь в оформлении прав на объекты интеллектуальной собственности, которые получат дальнейшее развитие в 2023 г. ХМАО - один из двух регионов, где до 3% снижена ставка налога для компаний, чьими результатами являются продукты интеллектуальной деятельности.

Директор Новгородского Фонда развития креативной экономики Юрий Весельев назвал основной задачей добиться того, чтобы кадры, прежде всего молодежь, оставались работать на малой родине, а не тянулись в столицы или вовсе уезжали из страны. Для этого нужна помощь в получении необходимого образования и работы, в том числе открытия бизнеса. С этой задачей вполне могут справиться подведомственные организации местных органов власти и центры "Мой бизнес". Также для запуска бизнеса нужны гранты для развития, причем получение их должно стать возможным до официального оформления бизнеса. По мнению Юрия Весельева, одним из препятствий для развития креативной экономики является отсутствие федерального закона. Если он не появится, то разным субъектам будет все сложнее двигаться в унисон. Также необходима четкая система показателей - например, рост доли креативной экономики в ВРП или прочие показатели, измеримые в денежном выражении.

Новости из связанных рубрик