Росфинмониторинг сообщил, что россиянам поступают звонки и электронные письма от имени ведомства с извещениями о блокировке денег и предложением снять ее за плату. Эксперты считают, что для защиты абонентов от звонков мошенников нужны дополнительные регуляторные меры - потребовать 100%-ной привязки телефонных номеров к учетным записям на "Госуслугах".
© ComNews
02.02.2023

Росфинмониторинг поясняет, что мошенники предлагают снять ограничения за плату под различными предлогами - оплатить штраф, пеню, комиссию, услугу по оформлению "справки о легализации". "Росфинмониторинг не наделен полномочиями по наложению арестов на денежные средства и иное имущество граждан, взиманию обязательных платежей, не оказывает им платных услуг по оформлению юридически значимых документов, не рассылает подобных писем и не осуществляет подобных звонков", - уточнили в ведомстве.

По словам представителей пресс-службы Tele2, чтобы препятствовать мошенникам в совершении вызовов с подменой номера, Tele2 эксплуатирует систему верификации трафика, а для борьбы с подменой на прочую российскую нумерацию подключилась к общероссийской системе валидации вызовов. "Для борьбы с этим видом мошенничества мы активно взаимодействуем с правоохранительными органами, которые предоставляют информацию о телефонных номерах, используемых злоумышленниками. Плата с абонентов за эти антифрод-мероприятия не взимается. Оператор не имеет возможности выделить конкретно вызовы, поступающие якобы от Росфинмониторинга, поскольку в соответствии с законодательством РФ содержание звонков и SMS относится к тайне связи", - отметила пресс-служба Tele2.

Директор по предотвращению мошенничества и потерь доходов ПАО "МегаФон" Сергей Хренов сообщил, что в компанию не поступали такие обращения от абонентов. "Мы всегда уделяем внимание борьбе с мошенническими звонками. Для этого верифицируем вызовы с другими крупными операторами, используем для выявления подозрительных звонков аналитические алгоритмы, блокируем мошеннические номера по спискам от Банка России. Например, в ноябре-декабре заблокировали более 100 млн вызовов с подменных номеров", - рассказал он.

Представитель пресс-службы ПАО "ВымпелКом" отмечает, что каждый день мошенники придумывают новые сценарии социальной инженирии. "В этой ситуации мы действуем комплексно, защищая абонентов от звонков с подмененными номерами. За декабрь 2022 г. с помощью нашей системы антифрода мы верифицировали более 2,7 млрд вызовов, из которых 17,7 млн заблокированы. Система работает в автоматическом режиме и не является услугой. Для абонента она бесплатна", - рассказали представители компании.

Эксперты Group-IB отмечают, что злоумышленники продолжают использовать различные схемы телефонного мошенничества для обмана жертв. "Известны десятки сценариев, по которым преступники заставляют людей перевести деньги или раскрыть конфиденциальную информацию о банковских картах. Чтобы увеличить шансы застать жертву врасплох, мошенники постоянно придумывают и пробуют новые легенды. Например, злоумышленники не упускают возможности взять на вооружение актуальные темы новостей. Для большей убедительности преступники могут использовать инструменты подмены входящего номера", - рассказали эксперты.

Коммерческий директор компании "Код безопасности" Федор Дбар рассказал, что существует большое количество различных программ, которые позволяют снизить частоту спам- и мошеннических звонков. "Все утилиты работают по примерно одному принципу, и выбирать должен сам пользователь методом проб и ошибок. Отметим, что большинство таких программ работают как определители номера, то есть они не блокируют входящие звонки, но дают понять, что на том конце - кто-то из тех, с кем вам не хотелось бы говорить. Такие программы можно разделить на две группы: первые представляют мобильные операторы, вторые - специализированные разработчики. У приложений второй группы, как правило, более широкий функционал, при этом база данных нежелательных телефонных номеров нередко пополняется самими пользователями", - рассказал Федор Дбар. По его словам, эффективность любого антиспам-софта зависит от частоты обновления баз данных.

Аналитик отдела анализа и оценки цифровых угроз Infosecurity a Softline Company Максим Грязев тоже отметил, что существует множество программ для гаджетов, как платных, так и бесплатных, защищающих от мошеннических звонков. "Они позволяют определять, кто скрывается за незнакомым номером. Некоторые приложения определяют звонящего сразу и подсвечивают пользователю, что звонок может быть мошенническим или рекламным. Есть и другие приложения, где нужно в строку поиска вбивать номера вручную. Также есть специальные боты, например в Telegram, куда можно вбить неизвестный номер, однако мы рекомендуем использовать официальные приложения", - сказал он.

Руководитель группы аналитики центра противодействия киберугрозам Innostage CyberART Ксения Рысаева отмечает, что мошенничество с помощью телефонных звонков (вишинг) - один из самых распространенных видов фишинга. "Злоумышленники придумывают сотни вариантов для того, чтобы жертва раскрыла данные. Обычно мошенники играют на человеческих чувствах жертв. Стараются напугать их, застать врасплох, применяют всевозможные психологические тактики, чтобы за время телефонного звонка жертва вошла в доверие. Мошенники создают ощущение срочности, чтобы человек запаниковал и поддался на манипуляции. Поэтому они требуют заплатить или раскрыть данные прямо во время звонка, а не просят выполнить какое-то дополнительное действие после завершения разговора", - объяснила она.

По ее словам, одним из примеров телефонного мошенничества являются звонки от "главного управления МВД". "Говорят, что против жертвы возбуждено уголовное дело, и начинают манипулировать ею. Или же звонят с сообщением о доставке товаров и просят указать банковские реквизиты. Вариантов, действительно, много", - сказала Ксения Рысаева. По ее словам, количество сообщений об утечках данных различных сервисов возросло. "Популярны спам-фильтры, сообщающие о возможном спам-звонке или блокирующие его. Приложения такого типа отображают сведения о входящем или пропущенном вызове с неизвестного номера, в том числе название организации, ее категорию и репутацию номера (Kaspersky Who Calls, Phone by Google). Однако не следует устанавливать все подряд, зачастую под официальное приложение может замаскироваться приложение мошенников, которое потребует от вас персональные данные", - заключила она.

Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин отмечает, что операторы и государство борются со спамом и мошенническими звонками и их количество сокращается, но все равно остается значимым. "Звонки переходят в мессенджеры из обычных телефонов, потому что не работает подмена номера и пропуск трафика. Это делают операторы и государство для того, чтобы защитить абонентов", - рассказал он.

Независимый эксперт Вадим Плесский отмечает, что возможность делать телефонные звонки за последние годы значительно упростилась во многом благодаря внедрению IP-телефонии в различных видах. "Для защиты абонентов нужны дополнительные регуляторные меры, причем с большой вероятностью это будут непопулярные меры. Например, потребовать 100%-ной привязки номеров телефонов к учетным записям на "Госуслугах". Это даст полную деанонимизацию телефонных звонков. При сохранении возможности сделать звонок анонимно спам и мошенничество будут продолжаться", - предлагает Вадим Плесский. По его мнению, хороший эффект может дать контроль и запрет обращения "серых" сим-карт. "Ранее был принят закон об обязательной регистрации корпоративных сим-карт, привязки их к конкретному физическому лицу, использующему сим-карту, с подтверждением через "Госуслуги". Но судя по тому, что звонки с "левых" сим-карт продолжаются, процесс не был доведен до конца. Возможно, операторы и их партнеры нашли способ обойти новое законодательство", - предположил эксперт.

Новости из связанных рубрик