Из-за санкций в отношении России прямой экспорт ИТ-решений в "недружественные" страны в 2022 г. снизился не менее чем на 50%. В 2023 г. часть поступлений от него перейдет в "дружественные" страны, в итоге суммарный экспорт ИТ из России снизится, но незначительно.
© ComNews
24.01.2023

Такую оценку итогам года дал президент НП "Руссофт" Валентин Макаров. Что касается оценки общих доходов отрасли по итогам 2022 г., они, по мнению Валентина Макарова, если и уменьшатся, то не более чем на 10% - за счет экспорта в дружественные страны и внутреннего рынка. Основным драйвером роста стали продажи внутри страны: спрос значительно увеличился, прежде всего на решения, которые могут быть альтернативой для программных продуктов ушедших с российского рынка иностранных компаний. Тем не менее доля ИТ-компаний, которые стремятся выйти на внешние рынки, достигла 9,6%, что почти вдвое больше, чем по итогам 2021 г., когда эта доля составляла 5,3%.

https://www.comnews.ru/content/222967/2022-11-10/2022-w45/dvizhenie-vovne-narastaet

"Экспорт - очень большая боль. Пока восполнить прежние позиции не удалось. Экспорт в Северную Америку стал гораздо дороже, и рыночные барьеры практически делают его невозможным. Другое дело, если открыть там бизнес и полностью перейти на этот рынок, но это тоже не лучшее решение. Европе легче, так как существует развитая система дистрибуции и определенные страны пока не сильно ограничивают себя в покупке нашего софта. Однако на практике приходится продавать решения посредством большой цепочки поставщиков, что в итоге коммерчески себя не оправдывает. Остается открытым только сегмент арабского рынка, где наблюдается оживление поставок решений с глубоким использованием продвинутых технологий искусственного интеллекта. Особо активны покупатели решений "умная клиника", "умный город", а также компонентов связи для умных дорог", - делится опытом и наблюдениями генеральный директор iPavlov Лоран Акопян.

Генеральный директор "СерчИнформ", руководитель комитета по экспорту НП "Руссофт" Сергей Ожегов заявил, что для его компании география экспорта серьезно не изменилась: "Доля экспорта ИБ-решений в ЕС и Северную Америку и раньше была невысокой, так как к российским продуктам для защиты информации там относятся с недоверием. Поэтому активные продажи шли в страны Азии и Латинской Америки. Российские ИБ-продукты там продолжают покупать, динамика продаж некоторых программ даже заметнее, чем в России. Например, у нас активнее стал продаваться "СерчИнформ FileAuditor" - программа для аудита файловых систем. Из стран, с которыми мы активизировали работу только в прошлом году и получили хорошие результаты, можно выделить Турцию - это самый простой и доступный регион для продвижения российских продуктов. У специалистов там хороший уровень английского, и коммуникация строится легко, менталитет близок к российскому. В 2023 г. мы делаем ставку на эту страну, а также на Малайзию и арабские страны".

По наблюдениям руководителя департамента цифровых решений агентства "Полилог" Людмилы Богатыревой, даже отмечался рост российского экспорта, хотя продажи за рубеж ПО все же просели: "Я предлагаю сначала посмотреть на общую внешнеторговую статистику, а потом сосредоточиться на рынке ПО. В 2021 г. общий экспорт России составил 36 263,1 мдрд руб. По итогам 2022 г. мы увидели, что эта цифра не только не сократилась, но и выросла на 4,3% - до 37 906,17 млрд руб. Перечень стран-лидеров, в которые осуществлялся экспорт, в целом тоже остался неизменным. Среди лидеров Китай, Нидерланды, Германия. Применительно к ПО (ТН ВЭД 8523) мы видим снижение, но незначительное. В 2021 г. объем экспорта ПО составил 18,52 млрд руб., а в 2022 г. сократился на 12,8% - до 16,15 млрд руб. Интересно, что топ-5 лидеров по российскому экспорту ПО в 2022 г. практически не изменился по сравнению с 2021 г. В 2021 г. в шорт-лист вошли Индия, Египет, Китай Бангладеш и Эстония. В 2022 г. - Египет, Китай, Индия, Бангладеш и Казахстан".

Как считает директор практики "Стратегия трансформации" компании "Рексофт Консалтинг" Алексей Богомолов, велика потребность глобального бизнеса в оптимизации процессов, которая, в том числе с помощью ИИ, будет только расти. "Российские компании могут не только конкурировать в секторе речевых технологий на базе ИИ, но и активно завоевывать международный рынок промышленных платформ и решений на базе машинного обучения (ML), компонентов для беспилотных транспортных средств и безопасности, рекомендательных систем и сервисов в розничной торговле, здравоохранении и финансовых услугах. Также перспективно с точки зрения динамики продаж ПО, которое помогает создавать корпоративные фабрики данных (Data Fabric), выстраивать сеть кибербезопасности, усиливать защиту конфиденциальности данных, облачные платформы (Cloud-Native Platforms), ПО для создания распределенных предприятий (Distributed Enterprises)", - говорит он.

По мнению Людмилы Богатыревой, в цифровом экспорте России наиболее востребованным классом оказались решения в области киберзащиты: "Это объясняется тем, что они показали реальную эффективность в условиях беспрецедентного масштаба кибератак, которым подвергалась в 2022 г. и продолжает подвергаться российская экономика в настоящее время".

"Важно, чтобы государство поддержало экспорт как критически важный фактор политики. Тогда можно будет увидеть усиление роста экспорта ПО и услуг по его разработке в дружественные страны, а затем и экспорт платформенных решений. Это уже совсем иные объемы продаж и иные геополитические последствия на фоне становления нового технологического уклада", - обращает внимание Валентин Макаров.

Новости из связанных рубрик