23.12.2022

Современные технологии добрались и до мозга. Все то, что соединяет технологические достижения человека и то, благодаря чему эти технологии появились, приходит в различные области нашей деятельности – медицину, образование и даже развлечения и спорт. Инфраструктурный центр "Нейронет" на базе Фонда развития Физтех-школ при поддержке Национальной технологической инициативы выпустил аналитический отчет, посвященный рынку нейроразвлечений и спорта, а также стратегию развития этого рынка. Сам отчет можно скачать по ссылке, а мы постараемся вкратце рассказать о том, какие технологии уже присутствуют на этом рынке, какие проблемы перед ним стоят и какие меры предлагается предпринять для того, чтобы их преодолеть.


Аналитики инфраструктурного центра говорят о следующих нейротехнологиях, которые уже пришли в область развлечений и спорта.

Во-первых, это интерфейсы "мозг-компьютер" (ИМК): технологии, которые позволяют, считывая активность мозга человека, передавать управляющие или коммуникационные команды напрямую, без участия нервов или мышц. В прессе про такие устройства пишут "управляющие силой мысли", хотя это верно лишь в первом приближении. Такие устройства могут быть инвазивными (когда электроды ИМК помещаются напрямую в мозг или на мозг, они работают точнее, но не подходят для здорового человека, которому не стоит делать трепанацию черепа) и неинвазивными, в которых считывание активности происходит сквозь кожу и череп – при помощи электроэнцефалографической "шапочки" или нейрогарнитуры. Такие ИМК менее точные, но ими может пользоваться каждый.

Во-вторых, это вся совокупность технологий искусственного интеллекта, который тоже используется и в ИМК, и в других приложениях.

В-третьих, это широкий спектр технологий расширенной реальности, которые погружают человека в иную реальность или метавселенную. Тут вам и виртуальная реальность (Virtual Reality, VR), дополненная реальность (Augmented Reality, AR), смешанная реальность (Mixed Reality, MR), нейровиртуальная реальность (Neuro Virtual Reality, NVR), нейродополненная реальность (Neuro Augmented Reality, NAR), нейросмешанная реальность (Neuro Mixed Reality, NMR).

Помимо этого, в технологии нейроразвлечений и спорта добавляют различные технологии интернета вещей (IoT) и всевозможные носимые устройства. Как можно увидеть, "тру"-нейротехнологиями тут является только интерфейс мозг-компьютер.

Если говорить о рынке нейроразвлечений, то его достаточно сложно сегментировать. По технологиям ИМК рынок в мире уже достаточно велик (3,44 миллиарда долларов США) , но собственно в игровой индустрии он в тридцать раз меньше. Этот же рынок в России пока что в три сотни раз меньше (9,33 миллиона долларов) и почти весь он относится к медицине. А вот объем рынка виртуальной реальности в мире почти в 10 раз выше, чем ИМК (21,83 миллиарда долларов), и в игровой индустрии процент тут гораздо выше (почти треть), при этом игровой сегмент растет гораздо быстрее. При этом в России ситуация достаточно похожая. В итоге общий объем рынка собственно нейроразвлечений в России пока что оценивается только в 0,25 миллиардов долларов.

Однако перед рынком стоят очень серьезные барьеры.

Главный барьер – неготовность самих нейротехнологий. "Качество нейрокомпьютерных интерфейсов (речь о неинвазивных устройствах, да еще с небольшим количеством электродов – напомним, что в "классической" электроэнцефалографии используется хотя бы несколько десятков электродов, в то время, как в устройствах, используемых в нейрогейминге их просто несколько) недостаточно для полноценного управления компьютерной игрой", - говорит главный редактор портала Neuronovosti.Ru Алексей Паевский, а сами авторы пишут, что …"спрос возникнет в тот момент, когда будет обеспечена бесшовная связь мозга человека с электронными устройствами, программами, приложениями, которые предоставляют реальную ценность для человека", при этом создание такой связи – фундаментальная научная, а не технологическая проблема. К этому добавляются санкции и проблемы с инвестициями, неготовность и необразованность потребителя, низкая информированность людей о нейротехнологиях вообще.

Авторы стратегии предлагают решать проблемы российского рынка, находящегося на ранней стадии развития, комплексно. По их мнению, нужны и просветительские мероприятия в обществе, и приведение нормативной базы в надлежащий вид – как для того, чтобы все нейротехнологические решения в сферах развлечений и спорта были бы безопасны, так и для того, чтобы разрешить этические вопросы рынка. Кроме того, необходимо просвещение и в других направлениях – коммуникация с академической наукой, бизнесом, правительством и регуляторными органами. Плюс не помешает централизованное внедрение нейротехнологий в сферу спорта (в том числе – и большого спорта, и тут не обойтись без создания профессиональных стандартов для тренеров-психофизиологов) и, разумеется, государственная поддержка тех культурных учреждений, которые используют нейротехнологии в сфере досуга и развлечений.