Медицина в России - на последнем месте по проникновению ИТ-технологий. Однако за последние два года в Москве многое сделано в этом направлении, а регионы подтягиваются.
© ComNews
19.12.2022

О том, что медицина отстает от других секторов экономики по проникновению ИТ-технологий, на городском форуме профессионалов "Моя поликлиника" сообщил председатель совета Фонда развития цифровой экономики, советник президента РФ по вопросам развития интернета (2016-2018) Герман Клименко. "Мое мнение: медицина находится на последнем месте по цифровизации - вообще, я думаю, военкоматы, но пусть останется медицина, чтобы меня ни в чем не обвинили. Врачи не могут размножаться почкованием - только юристы. Поэтому юристов у нас увеличилось до 150 тыс. выпускников, а врачей столько же, сколько было", - посетовал он.

Заместитель министра здравоохранения РФ Павел Пугачев пояснил, что медицина - самая сложная отрасль для цифровизации: "Как молодым врачам объяснить важность цифровых технологий? Надо как с ребенком - и планшетом, который невозможно у него отнять - создавать такие сервисы, от которых он не сможет отказаться. Количество случаев оказания медицинской помощи в первичном звене - около 1 млрд. А в стационаре - около 30 млн. Важно цифровизовать первичное звено, чтобы в стационаре было меньше случаев, - рассказал замминистра. - С точки зрения регионов ситуация разная - есть продвинутые, например Сахалин, но есть те, кто находится на базовом уровне, а нам приходится обеспечивать единообразный сервис на территории всей страны. За 10 лет с момента начала цифровизации в медицине во многих регионах создан различный парк решений. Нам надо приводить их к общему знаменателю. За прошедшие два года нам удалось сделать многое, и COVID показал, зачем нужны сервисы на федеральном уровне для всей страны".

Однако Павел Пугачев отметил различия в уровне цифровизации регионов России. "К сожалению, уровень зрелости отдельных информационных медицинских систем низкий. На наш взгляд, нужно определить более четко критерии и параметры использования ГИС (государственных информационных систем). 95% государственных медицинских организаций внедрили системы и начали передавать данные. Но надо смотреть на качественные, а не только на количественные показатели. На примере медико-социальной экспертизы: у нас 100% медицинских организаций обеспечивает взаимодействие с бюро медико-социальной экспертизы. Но нас волнует не то, что медицинская организация один раз отправила электронные документы - она должна это делать регулярно. В I квартале 2022 г. 42% документов направлялись на МСЭ электронно, в IV, еще не закончившемся квартале - 82%. Динамика есть.", - рассказал замминистра здравоохранения.

Начальник управления мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Наталья Катаева рассказала, как в Москве последние два года происходит переход в поликлиниках на электронные системы. Она подчеркнула, что необходимо перестроить московскую систему управления, основываясь на цифровых данных. "Все детские поликлиники с августа 2022 г. работают в цифровом формате, а взрослые должны перейти на такой режим в ближайшей перспективе. Уже есть заметные результаты: создано почти 18 млн электронных карт, доступ к которым открыт у 9 млн москвичей, - сообщила Наталья Катаева. - Все детские поликлиники уже работают исключительно с электронными медкартами. Тонны бумаги уезжают в архивы. И скоро все взрослые поликлиники также будут работать в безбумажном формате".

Наталья Катаева рассказала, что основные усилия и деньги направлены на создание инфраструктуры. "Далее мы почти два года пытались распознать человека, чтобы получить "чистые" цифровые данные. Проделана огромная работа, чтобы данные появились в системе в том виде, чтобы ими можно было управлять. После мы поняли, что в процессах много изъянов - например были разрывы в процессе ведения пациента, когда он теряется между врачами и разными учреждениями. Мы выяснили, что все утвержденные стандарты и нормативы выполнить невозможно. И пришлось выстроить заново весь организационный процесс. Самое сложное было в онкологическом сегменте. Мы перераспределили функционал всех врачей. Пока процесс не закончен, заниматься цифровизацией того, что есть сейчас, - невозможно. Последние года два с половиной мы принимаем решения, основываясь исключительно на больших данных. Теперь одной кнопкой можно выбрать пакет назначений для пациента. По нашим оценкам, это сократило время врачу в 10 раз. У нас работает чат-бот, который обрабатывает жалобы пациента - симптомы. Искусственный интеллект (ИИ) определяет топ-3 диагнозов, подходящих под эти жалобы. С января 2022 г. мы пилотируем проект по сбору предыдущего анамнеза пациента, в результате врачу ИИ будет выдавать один готовый диагноз, а не три возможных. В разработке решение по голосовому управлению - когда врач говорит, например, "открой карту Петра Ивановича". Везде, где ручной труд может быть заменен, мы это делаем. Чтобы освободить медперсонал и предоставлять данные врачу. Мы прошли большой путь, но предстоит сделать еще очень многое", - рассказала Наталья Катаева.

Она отметила, что управленческий персонал справляется с цифровизацией хорошо, но пока к врачам это проникает трудновато. "Мы не видим заказов снизу, от врачей - что надо сделать еще, - пояснила Наталья Катаева. - Нам надо формировать культурный код. Я надеюсь, что в поликлинической сети произойдет трансформация - когда врач лечит не пришедшего на прием, а всех людей, основываясь на имеющихся данных. Что касается регионов - управлять могут данными только сами регионы изнутри, имея данные и разные возможности финансирования. Невозможно сделать одну систему под ключ. Москва к этому приступила более 10 лет назад. А в регионах ситуация разная".

Педиатр одной из московских детских поликлиник рассказал ComNews, что молодые доктора очень радуются переходу на электронные медицинские карты. "Они идеально владеют компьютером и очень быстро перешли на электронный документооборот. Они теперь не ведут бумажный вариант учетной формы 112, - пояснил он. - Опытным врачам очень сложно. Они привыкли работать иначе - со слов пациента записывать данные в амбулаторную бумажную карту. Теперь после этого им приходится вносить данные в компьютер. Врач должен иметь две медсестры - одна оформляет электронную документацию, другая выполняет рекомендации врача. Но нехватка персонала ведет к тому, что доктора вынуждены оставаться после приема и заполнять все электронные карты, потому что это требование, а во время приема врач этого сделать не успевает. В результате сокращается и время приема, чтобы после осмотра внести данные в компьютер".

В Самаре ряд поликлиник участвуют в пилотном проекте по переходу на электронный документооборот. Ситуация в них похожая - молодым специалистам такое нововведение очень нравится. Врачи со стажем не всегда готовы к изменениям. "У нас двое врачей уволились и перешли в поликлиники, где заполнение электронных карт необязательно, - рассказывает корреспонденту ComNews заведующая детским отделением одной из самарских поликлиник. - У терапевтов во взрослых поликлиниках этот процесс идет легче. В детской поликлинике, например, трудно с оформлением прививок. В прививочном кабинете пока все по старинке. Если процедурная медсестра будет еще открывать компьютер и смотреть, что назначил врач, им работать будет некогда. Поток людей огромный - по 100-120 человек в день делают прививки. Поэтому пока на прививочные процедуры все равно дети идут с картой. Со следующего года переход на ЭДО (электронный документооборот - прим. ComNews) будет обязательным, а пока ряд врачей дублируют бумажным вариантом электронную карту. Проблемы, конечно, были. Например, когда пилотный проект уже стартовал и некоторые врачи перестали оформлять бумажные карты, страховая компания "Макс-М" запросила на проверку карточки пациентов. Мы распечатали данные из компьютера. Они нам ответили, что это фальсификат. Мне пришлось писать объяснительную, что поликлиника по приказу Владимира Путина переходит на электронные амбулаторные карты. После чего нам пришлось ставить на каждый распечатанный листок печать и подпись врача. Мы все переделывали - это было шоу. Теперь у врачей есть электронные подписи. Кроме того, у нас появился колл-центр. Но в поликлинику стало сложнее дозвониться - постоянно поступают жалобы от родителей. Хотя регистраторов стало больше, на звонок родителям никто ответить не может, поскольку тот не проходит. В Самаре, в отличие от Москвы, совсем недавно стало возможно записаться на прием электронно. Это очень радует пациентов. Уверена, все трудности решаемы, и в итоге цифровизация пойдет медицине на пользу".

Павел Пугачев рад, что Москва отказалась от бумаги в детских поликлиниках. "Нормативный документ по переходу на такую систему шел сложно. Он подписан в сентябре, а зарегистрирован в министерстве только в январе. И решение о переходе на безбумажную систему осталось в итоге за главным врачом клиники. У нас все медицинское оборудование импортное, но самое чувствительное - это мощности для хранения медицинских данных. Найти продукты для импортозамещения несложно. У нас есть решения - достойная альтернатива зарубежным. Мы определили, что необходимо доработать, но в массе у нас есть аналоги", - ответил он на вопрос журналистов про последствия санкций для медицины.

Руководитель направления цифровых сервисов для здравоохранения фонда "Сколково" Сергей Воинов отметил, что пациент сравнивает сервисы, которые предоставляет здравоохранение, с другими индустриями. "Большинство врачей, которые придут, - будут компетентны в ИТ в здравоохранении. Надо изучать это направление. Врач станет исследователем случая пациента. Пилотные проекты Москвы в сфере здравоохранения на базе ИИ - самые значимые в мире", - подвел он итог.

Новости из связанных рубрик