Александр
Аносов

совладелец группы "АМТЕЛ", советник генерального директора АО "АМТЕЛ-СВЯЗЬ", генеральный директор АО "ДОЗОР-ТЕЛЕПОРТ"
© ComNews
23.11.2022

После того как 15 июня 2022 года на Петербургском экономическом форуме "Росатом" (в лице АО "Атомэнергопром") подписал пакет документов о покупке акций группы компаний "АМТЕЛ", этот спутниковый оператор попал в фокус внимания рынка. В интервью главному редактору ComNews Леониду Конику совладелец группы "АМТЕЛ", советник генерального директора АО "АМТЕЛ-СВЯЗЬ" и генеральный директор АО "ДОЗОР-ТЕЛЕПОРТ" Александр Аносов рассказал о предыстории сделки и о том, как изменится деятельность компании с вхождением в ее капитал "Росатома".

Мы беседуем во втором полугодии 2022-го, но, чтобы лучше понимать масштабы и суть бизнеса группы "АМТЕЛ", расскажите, пожалуйста, о ключевых итогах предыдущего года?

Важно подчеркнуть, что вся выручка группы компаний "АМТЕЛ" складывается из услуг спутниковой связи. В предыдущие годы, до пандемии коронавируса, существенная часть выручки приходилась на продажу оборудования, но мы все чаще предоставляем VSAT-станцию как сервис, вместе с каналом связи. Одним из крупнейших и успешно завершившихся проектов был трехлетний проект по подключению социально значимых объектов (СЗО) в Республике Саха (Якутия).

По итогам 2021 года совокупная выручка группы выросла на 6%. Естественный отток некоторых клиентов мы компенсируем новыми подключениями. При этом ни одного значимого заказчика мы не потеряли. У нас диверсифицированный бизнес, и клиенты, на которых приходится больше 5-6% общего оборота, отсутствуют. Наш фокус - сегмент B2B: рынок B2G в последние годы в значительной части взял под себя "Ростелеком" и его спутниковая "дочка" РТКОММ (с ними мы успешно сотрудничаем на протяжении многих лет), а в В2С-рынок мы не верим. Поэтому при сравнении ГК "АМТЕЛ" с другими участниками рынка по количеству установленных VSAT-терминалов мы не находимся в первой пятерке, но средний чек на один терминал у нас существенно выше.

Около 95% выручки "АМТЕЛ" получает от услуг VSAT - у нас совсем немного спутниковых каналов "точка-точка", по технологии SCPS. Так что "АМТЕЛ" - это премиум-оператор VSAT на рынке B2B. "АМТЕЛ" представляет собой финансово устойчивую группу компаний, поэтому акционеры получают дивиденды. Иногда я смотрю суммы налогов, которые заплатил "АМТЕЛ" и владелец крупнейшей в РФ спутниковой группировки, и вижу, что они сравнимы.

Как "АМТЕЛ" справляется с отсутствием поставок в Россию абонентского оборудования после 24 февраля 2022 года?

Мы успели до этого момента модернизировать всю инфраструктуру сети, задействовав самые последние из доступных технологий. Это позволит нам повысить эффективность, а для нас это очень важно: расходы на аренду спутникового сегмента для "АМТЕЛ", как и для иных операторов, является строчкой номер один в затратах компании. И теперь, по нашим данным, у "АМТЕЛ" - самая эффективная сеть среди всех российских VSAT-операторов.

Мы начали с модернизации хабов ("АМТЕЛ" использует оборудование производства ST Engineering iDirect - прим. ComNews), но для того, чтобы извлекать из них максимум, мы модернизировали и пользовательские терминалы. Иногда нам даже было выгодно просто подарить заказчику какие-то компоненты для его VSAT-терминала, чтобы потом экономить на орбитально-частотном ресурсе. На некоторых каналах мы добились повышения эффективности на 30%.

Кроме того, мы своими силами написали биллинговую систему, и она уже работает. Это находится в русле инициативы по импортозамещению программного обеспечения (ПО), в том числе и в отрасли спутниковой связи. Мы изначально проектировали биллинг таким образом, чтобы он был отчуждаемым коммерческим продуктом, и имеем договоренности с "Роскосмосом" о его использовании в нескольких проектах, включая сеть "Гонец". Данная биллинговая система уже включена в реестр отечественного ПО.

Что изменилось для "АМТЕЛ" и рынка в целом после 24 февраля 2022 года?

По финансовым показателям я влияния не вижу. Но у нас был запас оборудования, а благодаря модернизации мы не нуждаемся в нем в ближайшие год-полтора. Запас возник за счет того, что "АМТЕЛ" являлся дистрибьютором iDirect, и мы поставляли его заказчикам и другим операторам. Единственная проблема - это покупка новых лицензий на хаб, если возникнет задача его расширения. Все обслуживание оборудования и приобретение запчастей теперь тоже стали головной болью наших инженеров.

Следующий круг проблем связан со спутниковым ресурсом. Новая ситуация мгновенно ударила по российским ТВ-каналам, которые транслировались за рубеж: многие зарубежные владельцы космических аппаратов стали отказывать им в вещании. Так случилось, что "АМТЕЛ" построил сеть, которая на 99% базируется на российских спутниках связи. Но емкость на них постепенно закачивается, а до конца 2022 года, по решению ГКРЧ, все российские VSAT-операторы обязаны перейти с иностранных космических аппаратов на отечественные, и как мы слышим, они уже бронируют сотни мегагерц полосы на аппаратах ГПКС и компании "Газпром космические системы". Поэтому то, что я сказал о борьбе за эффективность использования орбитального ресурса - не пустые слова. К сожалению, на рынке есть компании-посредники, которые выкупают ресурс на спутниках, а потом зарабатывают на перепродаже, пользуясь его дефицитом.

Ближайший новый спутник ГПКС - "Экспресс-АМУ4", который будет полностью российским, ИСС им. академика Решетнева поставит в 2026 году, и это еще оптимистическая оценка. 2027 год - это ожидаемое начало работы этого спутника на орбите. За эти пять лет как минимум четыре космических аппарата сойдут с орбиты. Плюс в сложном положении находятся спутники "Экспресс-АМ5" и "Экспресс-АМ6": часть транспондеров на "Экспресс-АМ5" сгорела, и он терял управление (а это два одинаковых аппарата).

Силами какой из компаний группы "АМТЕЛ" создана биллинговая система?

Спутниковая связь - не единственное направление деятельности для нас. "АМТЕЛ" представляет собой ИТ-холдинг, и существенная часть совокупной выручки приходится на разработку ПО. Этот бизнес сконцентрирован в двух юрлицах - ООО "Амтел-Софт" и ООО "Софт Компани"; в них работает почти 400 программистов. Среди разработок этих компаний - электронная трудовая книжка.

Вы пришли в "АМТЕЛ" сравнительно недавно. Что изменилось с вашим приходом?

Два года назад, с моим приходом в "АМТЕЛ", мы провели существенное обновление кадров, внутреннюю реструктуризацию, начали менять менталитет сотрудников - прежде всего в продающих подразделениях. Так что, в сравнении с другими игроками рынка, теперь мы считаем себя молодой компанией с точки зрения возраста команды, включая и менеджеров. Мы - компания частная, и путь от инженера до владельца у нас очень короткий.

У меня более 20 лет опыта работы в ИТ-продажах, и я убежден, что хороший продавец должен как минимум 35% рабочего времени - а лучше 50% - проводить вне офиса на встречах с клиентами. В отрасли связи я столкнулся с тем, что большинство продавцов находятся в офисе, а некоторые считают, что главный критерий их работы - нахождение на рабочем месте с 9 до 18 часов (с такими нам было не по пути). В 2021-2022 годах текучка кадров у нас была нулевая.

В 2020-2021 годах существенный вклад в совокупную выручку компаний группы "АМТЕЛ" внес контракт на подключение СЗО в Республике Саха (Якутия). Прогнозируете ли вы пропорциональное - примерно на 750 млн рублей - сокращение выручки в 2022 году или видите новые точки прибыли?

Мы единственный спутниковый оператор, выигравший открытый конкурс на подключение СЗО Якутии. "АМТЕЛ" помог правительству Якутии сэкономить на подключении СЗО. По этому проекту все работы успешно выполнены, все акты подписаны и деньги заплачены. Мы получили большой опыт, да и сумма там была немаленькая (этот конкурс в июле 2019 года выиграл "ДОЗОР-ТЕЛЕПОРТ", предложив выполнить работы за 1,486 млрд рублей, при начальной цене закупки 1,708 млрд рублей - прим. ComNews).

По итогам первого полугодия 2022 года мы растем очень хорошо. До покупки доли в "АМТЕЛ" "Росатомом" доля его предприятий в нашем бизнесе была равна нулю. И несмотря на то что контракт по СЗО завершился в 2021 году, мы ожидаем по итогам 2022 года рост выручки на уровне 15%.

Что касается СЗО - те 750 млн рублей, которые мы получили в 2021 году по контракту в Якутии, делятся на две части: строительство инфраструктуры и услуги связи, и они были очень маленькой величиной. В самом конце 2021 года вышел закон, который запрещает отключать государственных заказчиков, в том числе и часть СЗО, и даже если не существует контракта, оператор обязан оказывать услуги - по той цене, которая фигурировала в прежнем договоре (речь о поправках в п.4 ст.51.1 закона "О связи", которые внесены 30 декабря 2021 года - прим. ComNews). Поэтому мы не могли никого отключить и продолжали выставлять СЗО счета с заниженными тарифами, что было очень неприятно. Но со временем часть владельцев СЗО начали получать финансирование по различным федеральным программам, и мы смогли конвертировать отношения с ними в прямые контракты с ГК "АМТЕЛ". Из всех СЗО в Якутии треть (то есть около 500) мы подключили по спутниковым каналам и продолжаем обслуживать около 80% этих объектов уже по нормальным тарифам.

По сути, без федерального финансирования остались все медицинские учреждения, от больниц до ФАП, а также объекты культуры (например, библиотеки), которые вносились в перечень СЗО уже по ходу проекта - когда выяснялось, что те или иные СЗО из исходного списка уже имеют интернет-подключение.

Какова цель привлечения ГК "Росатом" в совладельцы группы "АМТЕЛ"?

Несколько лет назад мы задумались о развитии, ведь традиционный рынок VSAT и спутниковых каналов - стагнирующий. А конкуренция большого количества операторов вела к снижению среднего чека для заказчиков. При этом мы видели, что все больше функций, крупных проектов и цифровых сервисов стали уходить в госкорпорации - в Сбербанк, "Ростех", "Ростелеком", "Росатом", ВТБ и т.д. Произошел огромный сдвиг: госкомпании набрали компетенции в цифровом мире, располагая огромными финансовыми возможностями для их применения. Отсюда у нас и возникла идея поиска "плеча", дополнительной опоры. Мы стали изучать рынок, и в какой-то момент нам показалось, что "Росатом" может стать идеальным партнером: и по его задачам, включая строительство дата-центров, и потребностям, и по компетенциям, и по финансовым и прочим возможностям. Мы стали целенаправленно "стучать в дверь" "Росатома". Хотя на пути поиска партнера вели переговоры с сотовыми операторами и иными структурами, а от "Ростелекома" даже получили предложение. С "Росатомом" мы быстро нашли общий язык и вступили в коммерческие переговоры.

А зачем "АМТЕЛ" "Росатому"?

"Росатом" отвечает за большой транспортный коридор (частью которого является Северный морской путь), в том числе и за инфраструктуру. На этих территориях основным средством коммуникаций является спутниковая связь. Важная часть развития этих территорий - набор цифровых сервисов для разных потребителей - например, беспилотное судовождение или сеть телемедицинских центров. А все эти сервисы не работают без цифровых и широких каналов связи.

Наша задача - выступать экспертами, которые могут создать концепцию развития инфраструктуры связи вдоль Северного морского пути, гармонизировать ее с другими игроками - в частности, со строителями различных подводных оптических кабелей в северных морях и сотовыми операторами, а также заказчиками. До сих пор комплексного взгляда на это ни у кого не было.

Каков этот комплексный взгляд?

Анализируя ситуацию на спутниковом рынке, я понял, что мало кто видит всю картину в комплексе. Поставщики орбитально-частотного ресурса занимаются своими задачами, каждый коммерческий VSAT-оператор - своими, особняком стоит "Роскосмос", который существует отдельно от отрасли спутниковой связи, хотя с программой "Сфера" он явно становится ближе к этому рынку. Сходив на форум "Сфера" в апреле 2021 года, меня поразила непроработанность новых орбитальных группировок. Изначально "Роскосмос" декларировал объем финансирования "Сферы" до 2030 года, чуть ли не в два раза превышающий нынешний бюджет. Я понимаю, что у "Роскосмоса" сократилось количество коммерческих запусков и снизилась валютная выручка. Но в итоге программе "Сфера" грозит превращение в бесконечный НИОКР, а все деньги будут потрачены на зарплаты.

Есть проект среднеорбитальной группировки "Скиф" - ее первый спутник-демонстратор уже запущен, непонятный для меня "Марафон" для интернета вещей, "Экспресс-РВ", который перешел в "Роскосмос" вместе с недостаточным бюджетом - для последнего. Я, как глава коммерческого оператора, не могу найти обоснования - несмотря на то что мы теперь очень внимательно смотрим на Северный морской путь.

О проблемах с созданием новых спутников в России я уже сказал: производство полезных нагрузок для них находится под контролем западных спецслужб, и ни одной необходимой микросхемы в РФ не попадет. И ни один европейский либо американский вендор не сделает для России новые космические аппараты.

Мы с ГК "Росатом" сфокусировались на этой задаче и поиске путей ее решения. Нас слышат в "Росатоме", и это помогает выходить на руководителей крупных государственных и коммерческих структур. Как мы видим, для заказчиков вхождение "Росатома" в капитал группы "АМТЕЛ" - позитивный сигнал.

Стоит ли другим операторам ожидать монополизации работы на Севморпути группой "АМТЕЛ"?

Нет. Нам в одиночку не справиться с такими объемами. Наша задача - управлять этим процессом, гармонизировать его и помогать в максимально эффективном расходовании средств и государственным структурам, и частным компаниям. Конечная цель - сделать так, чтобы телекоммуникационная инфраструктура в северном коридоре появилась, а заказчики получали наиболее эффективные средства связи. Это не отменяет того, что "Росатом" рассматривает "АМТЕЛ" как проект коммерческий и инвестиционный.

Какую долю в группе "АМТЕЛ" приобрел "Росатом"? Госкорпорация сообщила о покупке блокирующего пакета акций, по сведениям ComNews, это 33%, по рынку ходят слухи о приобретении 49% - а как на самом деле?

На начальном этапе "Росатом" приобрел 33%. При этом мы договорились и о возможности увеличения этой доли до 49%. "Росатом" получил возможность контроля и помощи в развитии бизнеса, а управление и право принятия решений остается у исходных акционеров "АМТЕЛ", равно как драйв и скорость.

Между 33% и 49% лежит большая программа развития компании: по договоренности сторон, "Росатом" может довести долю в группе "АМТЕЛ" до 49%, но это поле для инвестиций в ее капитал. Мы ожидаем, что "Росатом" доведет долю до 49% в течение года.

Группа состоит из трех операторских компаний: АО "АМТЕЛ-СВЯЗЬ", АО "ДОЗОР-ТЕЛЕПОРТ" и ООО "ТелИнТел". Ныне "Росатом" (в лице АО "Атомэнергопром") получил 33% акций АО "АМТЕЛ-СВЯЗЬ" и, косвенно, такую же долю в "ДОЗОР-ТЕЛЕПОРТ", который на 100% принадлежит компании "АМТЕЛ-СВЯЗЬ". Как в эту сделку вовлечен "ТелИнТел"?

ООО "ТелИнТел" создано в 2014 году и дополнило наш основной бизнес, фокус этой компании - предоставление услуг коллективного доступа в интернет.

Из ваших слов получается, что "АМТЕЛ" становится для "Росатома", по сути, центром компетенций по спутниковой связи. Но в конце 2021 года в "Росатоме" создан проектный офис "Космос". Как с ним будет сосуществовать "АМТЕЛ"?

Мы работаем с ними очень созвучно. У "Росатома" ведь более широкие задачи в космосе, нежели только спутниковая связь. Исторически очень значимой темой для него является дистанционное зондирование Земли. В частности, это важно с точки зрения мониторинга ледовой обстановки на Севморпути. У "Росатома" есть и коммерческие сервисы в этой сфере - например, контроль посевов или городской среды. Мы взаимодействуем с проектным офисом "Космос", предоставляя ему технические компетенции в области спутниковой связи и знания потребностей заказчиков.

Какое количество операторов на российском рынке VSAT вы считаете оптимальным?

Количество операторов - вещь в себе. К примеру, после начала процедуры банкротства КБ "Искра" разделилось на три юрлица, то есть вместо одного VSAT-оператора стало три. Причем все они стали жестко конкурировать друг с другом. Для клиентов это приносит финансовую выгоду, и с их точки зрения большее количество операторов - это хорошо. Но с точки зрения игроков рынка ничего хорошего в этом нет: мы хотим сохранить определенную маржинальность, чтобы у нас была возможность давать качественную услугу и реинвестировать в развитие. Об абсолютных цифрах говорить сложно - это зависит от территории: сколько VSAT-операторов нужно, допустим, в Московской области, а сколько - в Якутии? Я считаю, что если у VSAT-оператора годовая выручка меньше 150 млн рублей, это не бизнес, а просто чье-то хобби. Рынок спутниковой связи в России является развитым и устоявшимся, и тренд будет на сокращение количества его участников.

Каковы планы "АМТЕЛ" на этот год, о которых мы не упомянули?

Основа этого года уже заложена, и контракты заключены. Первая задача на этот год - освоиться во всех взаимоотношениях с ГК "Росатом", в деталях понять ее специфику и потребности. Вторая задача - сформировать концепцию развития инфраструктуры связи северного транспортного коридора. Есть и внутренняя задача - создать стратегию развития ГК "АМТЕЛ" на 2023 год и далее, уже с учетом задач "Росатома" и работы на Севморпути. Я лично ставлю перед собой задачу создать пятилетний прогноз по доступной емкости на российских геостационарных спутниках и иных, если программа "Сфера" "полетит".