Депутаты Госдумы внесли на рассмотрение законопроект, регулирующий процедуру майнинга цифровых валют и их последующую продажу. В случае принятия поправок майнеры смогут с 1 января 2023 г. продавать добытую цифровую валюту. Аналитики отмечают, что государство при высоком курсе биткойна может рассчитывать пополнить бюджет на 7 млрд руб. в год.
© ComNews
21.11.2022

Представители пресс-службы Госдумы сообщили, что первый способ продавать добытую цифровую валюту - через иностранные системы без соблюдения закона о валютном регулировании. Второй способ - через специальную площадку, которая будет создана в России в рамках экспериментального правового режима. "В обоих случаях о сделках нужно будет уведомлять ФНС. Кроме того, авторы законопроекта предлагают установить запрет на рекламу криптовалюты. Требования к деятельности физических и юридических лиц, осуществляющих майнинг, будет устанавливать правительство по согласованию с Банком России. Контроль за соблюдением требований в сфере майнинга будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, который также определит правительство", - отметили они.

По словам одного из авторов поправок, заместителя председателя Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Горелкина, законопроект разработан с учетом позиций Минфина и Центробанка. "Государство получает налоговые поступления, участники рынка - правовые гарантии. Кроме того, прописали возможность для сделок с цифровой валютой в рамках экспериментального правового режима, что может стать толчком к развитию российской криптовалютной инфраструктуры", - уверен он.

По его словам, с принятием законопроекта начнет формироваться правоприменительная практика, которая определит направление дальнейшего комплексного регулирования вопросов, связанных с выпуском и оборотом цифровых валют. "Уже сейчас понятно, что основными векторами должны стать развитие блокчейн-технологий и защита прав граждан, которые ими пользуются", - добавил Антон Горелкин

Старший юрист коллегии адвокатов Pen & Paper Виктор Рыков говорит, что законопроект интересен тремя аспектами. Во-первых, предлагается непосредственно в законе закрепить, что лицо, осуществившее майнинг цифровой валюты, вправе отчуждать полученную валюту без использования российской информационной инфраструктуры (ч.3 ст.14.1, предлагаемой к принятию). "Плюс такой нормы как в создании большей правовой определенности, так и в фиксации фактического положения на рынке. Во-вторых, законопроект интересен тем, что он является достаточно лаконичным. Одна из ключевых норм (ч.1 ст.14.1) гласит, что "Правительство РФ по согласованию с Банком России устанавливает требования к деятельности лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты, в том числе участников майнинг-пула". Пока сложно судить, является ли такой подход позитивным. С одной стороны, правительственные подзаконные акты могут быть более удобны для регулирования майнинга. С другой стороны, законодательные инициативы до сих пор буксовали, в том числе из-за противоречий между правительством и Банком России, чье согласование в некой форме будет требоваться", - отмечает Виктор Рыков.

По его словам, законопроект содержит любопытный реверанс в сторону законодательства о валютном контроле. Он предлагает, что ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" не применяется к майнерам, соответствующим требованиям изменяемого законопроектом ФЗ "О цифровых финансовых активах...", а также подзаконным актам. "Совсем не очевидно, как такой подход будет работать на практике. Например, если майнер признан нарушившим свои обязанности по ФЗ "О ЦФА", означает ли это, что законодательство о валютном контроле должно быть применено к нему ретроспективно, со взысканием всех соответствующих штрафов?" - рассуждает юрист.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отметил, что максимальную выручку российских майнеров аналитики оценивали в 128 млрд руб., хотя в этом году, в силу ряда причин она снизилась до 80-90 млрд руб. "Рентабельность майнинга в России высокая в силу дешевизны энергии, она доходит до 68%, хотя это, конечно, зависит от цены биткойна на рынке. Если предположить, что майнеры продадут биткойны на будущем пике рынка, то их совокупная прибыль от деятельности за год может составлять порядка 50 млрд руб. Таким образом, исходя из налоговой ставки около 13-15%, государство при высоком курсе биткойна может рассчитывать пополнить бюджет на 7 млрд руб. в год. Но если биткойн подешевеет, то майнинг станет убыточным и отчислений тоже не будет", - рассуждает аналитик.

По его словам, сила импульса для развития майнинга зависит от того, насколько лица, принимающие решения, верят в будущий рост цены биткойна. "При этом будем предполагать, что с продажей биткойнов проблем не будет, то есть никакими санкциями победную поступь русского "битка" сдержать не удастся. Известна оценка, согласно которой четверть нашего майнинга ведется на попутном газе, но сами нефтяные компании майнинговыми предприятиями не владеют, а только продают им энергию. После легализации майнинга в благоприятных рыночных условиях нефтяные компании, вероятно, без труда смогут приобрести майнинговые фермы и зарабатывать на добыче криптовалюты. Не следует при этом забывать, что выпуск биткойна ограничен. Но есть тысячи других видов криптовалют", - отметил Леонид Делицын. По его мнению, главный плюс законопроекта заключается в том, что деятельность, которая по факту ведется и, в общем, безобидна, войдет в правовое поле и сможет даже пополнять бюджет. "Кроме того, отечественный майнинг может оказаться важен для обеспечения обороноспособности и экономического суверенитета", - считает аналитик.

Основатель Dsight Арсений Даббах считает, что отчислений в виде налогов от легализации в таком виде майнинга и продажи криптовалюты пока будет немного, так как рынок серо-черный. "Краткосрочно принятие законопроекта никак не поможет развитию рынка криптовалют и майнинга и может оттолкнуть некоторых участников. Цель понятна - начать государственное регулирование и контроль рынка. Минус заключается в том, что рынок еще не обрел серьезные очертания и скорее всего произойдет деление рынка на белый (банки, госорганизации) и черный (все другие игроки) - это сдерживает отрасль. Увеличатся издержки и давление на рентабельность. Сейчас в сложное экономическое время это замедлит развитие рынка", - отмечает он.

Заведующий кафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Перепелица говорит, что с учетом высокой волатильности рынка негосударственных цифровых активов в России можно очень приблизительно оценить доходы майнеров. "В 2022 г., по разным оценкам, доходы майнеров могли составить от полумиллиона до миллиарда долларов США. С учетом резкого спада спроса на цифровые активы в текущем году и, вероятно, дальнейшего спада в следующем - можно ожидать налогооблагаемую базу порядка 20-30 млрд руб. Принятие закона должно положительно сказаться на развитии майнинга в России, но очевидно, приведет к концентрации капитала и уходу с рынка мелких игроков, так как с учетом необходимости уплаты налогов, рентабельность майнинга снизится", - предполагает он.

По его словам, для государства регулирование и налогообложение майнинга является вполне логичным и обоснованным шагом, увеличивающим налогооблагаемую базу. "К минусам подобного решение можно отнести переток части капитала из реального сектора экономики, что снизит производство, занятость населения и эффективность распределения финансовых ресурсов в стране, но с учетом относительно низких объемов майнинга не должно существенно повлиять на ключевые макроэкономические показатели развития страны", - считает Денис Перепелица.

Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций, член Ассоциации юристов России Павел Катков считает, что законопроект несет майнерам и мир, и меч. "С одной стороны, деятельность легализуют - вроде бы надо радоваться. С другой стороны, регулируют, а значит, зажимают, - плохие новости. Например, не очень понятно, зачем узаконивать криптовалюты и одновременно запрещать их рекламу, в чем смысл? В любом случае, криптопроектам и их юристам нужно готовиться жить в новой правовой реальности - если закон примут. А вот повлиять на принятие или отклонение могли бы и сами заинтересованные лица, майнеры и проекты, связанные с использованием крипты. Однако они неорганизованны, как надо, у них нет GR-представителя, а без этого их голос не будет услышан", - отметил юрист.

Новости из связанных рубрик