Почти 60% жителей России доверяют российским технологиям в банковской сфере, а 90% полагают, что банкам следует перейти на отечественное ПО. Каждый третий пользователь уже применяет отечественные программные решения и считает их более безопасными.
© ComNews
10.11.2022

ПАО "ВТБ" провело опрос среди жителей российских городов с населением свыше 100 тыс. человек. В нем приняли участие 1,5 тыс. респондентов в возрасте от 18 до 60 лет.

Оказалось, что каждый третий респондент уже перешел полностью или частично на российское программное обеспечение, в том числе 18% переключились на отечественные технологии и на работе, и на личных устройствах. Еще 19% опрошенных только планируют такие изменения. Не намерены устанавливать российские программы 19% россиян, а для трети пользователей этот фактор не важен в принципе. Каждый пятый россиянин уже использует российские магазины мобильных приложений, причем мужчины устанавливают их вдвое чаще женщин. Еще 27% опрошенных планируют работать с такими платформами. Оставшаяся часть аудитории либо не намерена их устанавливать (26%, в основном молодежь), либо недостаточно разбирается в этом вопросе (29%, чаще люди старшего возраста).

Отечественным технологиям в банковской сфере доверяет 59% респондентов, причем 39% уверены, что российские решения сопоставимы с зарубежными, а 20% полагают, что по качеству они пока уступают иностранным. Среди мужчин уровень доверия выше - 62% против 55% среди женщин. Не доверяет им всего 9% аудитории, еще треть респондентов недостаточно осведомлены в этом вопросе.

По данным опроса, треть россиян при использовании российского ПО вместо иностранного чувствуют себя в большей безопасности, прежде всего потому, что оно продолжит работать в случае новых санкций (22%). Четверть аудитории опасается, что отечественные сервисы не смогут заменить иностранные в полной мере: такие сомнения более характерны для молодежи (38% в группе 18-24 лет) и москвичей (34%). Девять из 10 опрошенных считают, что российским банкам следует перейти на отечественное ПО. При этом половина респондентов ставят условием сохранение прежнего качества обслуживания, а треть считает переход обязательным для повышения безопасности и надежности банков.

За последние полгода лишь 15% россиян пришлось поменять привычки при использовании банковских онлайн-сервисов. В основном это молодежь до 24 лет, а среди представителей старшего возраста изменения ощутил лишь каждый десятый. Среди небанковских сервисов изменения коснулись двух третей аудитории. 36% респондентов стали чаще покупать товары в российских интернет-магазинах, 30% перестали платить токенизированными картами, четверть отказалась от онлайн-покупок на зарубежных торговых площадках, каждый шестой перестал пользоваться иностранными стриминговыми и другими сервисами.

"Российская банковская сфера приняла на себя в этом году сильнейший санкционный удар. Несмотря на него, мы смогли оперативно перестроить работу, заместить иностранное ПО отечественными аналогами и сделать все изменения максимально незаметными для клиентов. Это подтверждает высокий уровень доверия, который российские банки сохранили среди пользователей. Мы убеждены, что наша банковская сфера близка к достижению полного технологического суверенитета. Население нас в этом поддерживает: в обществе очень высок запрос на переход к отечественным технологиям, и мы готовы его в полной мере удовлетворять", - комментирует заместитель президента-председателя правления ВТБ Анатолий Печатников.

ИT-директор "ЮMoney" Денис Лыков отметил, что спрос на отечественные аналоги зарубежных решений растет, российское ПО успешно заменяет разработки ушедших компаний. "Российские банки будут переходить на отечественное или открытое ПО и оборудование в ближайшие несколько лет. У каждой финансовой организации много информационных систем, и для некоторых пока нет подходящих российских аналогов. Поэтому переход на новые платформы может потребовать много вложений и времени. Импортозамещение в ИТ-сфере идет уже не первый год. Есть реестр отечественного ПО, который насчитывает более 13 тыс. позиций. Действует государственная поддержка - предприниматели могут купить российское ПО со скидкой 50%. Интерес к отечественным разработкам будет расти, - уверен он. - Летом мы вместе с Rambler провели исследование. Результаты показали, что около 50% россиян довольны качеством российского софта, 60% пользователей используют его на протяжении нескольких лет. Большая часть респондентов (29%) используют на рабочем компьютере отечественные браузеры и антивирусы. Российские офисные пакеты и почту выбирают 18%, а бухгалтерию - 16%. Также востребованы российские операционные системы (9%), облачные сервисы и CRM-системы (4%), системы видео-конференц-связи (4%)".

Менеджер по развитию UserGate (эксперт в сфере информационной безопасности) Иван Чернов рассказал, что UserGate испытывает на себе взрывной рост количества обращений по поводу миграции с импортных технологий в сфере информационной безопасности. "Мы отмечаем, как заметно повысился спрос на старшие модели из линейки оборудования, а именно - высокопроизводительные программно-аппаратные комплексы, предназначенные для масштабных и географически распределенных сетей и сложных задач. Произошло это потому, что вопросом миграции с импортных решений на отечественные в первую очередь озаботился крупный бизнес, на который уход западных производителей повлиял больше всего. Это относится и к финансовым организациям, которые должны соблюдать международные стандарты, например PCI DSS, и одновременно соответствовать требованиям отечественного законодательства. К тому же они, помимо чисто банковских требований, должны обеспечивать безопасность платежных операций, персональных данных и - для крупнейших банков - работоспособность критической информационной инфраструктуры", - сообщил он.

"Для многих финансовых организаций остро стоит вопрос миграции на отечественные решения, однако построить систему обеспечения ИБ, нейтрализующую актуальные угрозы, и выполнить требования комплаенса на отечественных продуктах оказывается непросто. На рынке не так много зрелых комплексных решений, способных выполнить требования российского законодательства и обеспечить реальную защиту клиентских данных, платежных операций информации безопасного доступа. Вспомним еще и о том, что банки должны передавать информацию об инцидентах ИБ в ФинЦЕРТ в НКЦКИ. При этом значительное внимание должно быть уделено именно регистрации событий безопасности и передаче их в эти центры. Если в сети финансовой организации несколько источников событий, удобнее всего будет использовать централизованную систему сбора событий", - прокомментировал Иван Чернов.

Заместитель руководителя отдела реализации проектов и поддержки продаж в компании R-Vision Артем Гольцов отметил, что рынок информационной безопасности в России достаточно сильно развит. "Но при этом разница между отечественными и иностранными ИБ-решениями, в том числе и для банковского сектора, действительно существует. Например, функционал нового продукта может не полностью дублировать существующий зарубежный или работать по-другому. Также есть классы ИБ-технологий, в которых одни из лидирующих позиций занимали программные продукты западных производителей, обладающих многолетней экспертизой в области защиты информации. Их отсутствие на нашем рынке пока не может быть полностью покрыто решениями отечественных вендоров. Однако сейчас российские разработчики сконцентрированы на том, чтобы максимально быстро реализовать в продуктах весь необходимый банкам и другим организациям функционал с учетом особенностей российского рынка, - рассказывает он. - В России достаточно компаний, способных создать аналоги большого количества решений в сфере кибербезопасности. И многие из них уже закрывают потребности клиентов по ряду ИБ-направлений. К тому же отечественные ИТ- и ИБ-продукты имеют неоспоримые преимущества перед иностранными: во-первых, разработчики российских решений точно не оставят своих клиентов без обновлений и технической поддержки, как случилось в этом году, на фоне ухода мировых поставщиков ПО. Во-вторых, локализация производства, делает российские программные продукты более доступными для компаний на внутреннем рынке и позволяет быстро реагировать на изменение спроса. При этом отечественные решения в большинстве случаев не уступают по своему качеству, но их стоимость значительно ниже зарубежных".

Директор по развитию бизнеса Softline Digital Юлия Пчелинцева напомнила, что курс на импортозамещение в банковской отрасли взят давно, а важную роль в этом сыграло государство. "Безусловно, с февраля 2022 г. замещение иностранного ПО и оборудования стало вынужденно происходить значительно интенсивнее. Есть российские вендоры, которые уже прекрасно себя зарекомендовали, в том числе в банковской отрасли. Появляются и новые продукты, которые в ускоренном режиме тестируются и внедряются банками. Уровень доверия к российским разработкам растет и со стороны бизнеса, и со стороны граждан, - подтвердила она. - Тренд очевидно сохранится в ближайшем будущем".

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын прокомментировал: "ВТБ, проводивший опрос, не спрашивает россиян, отечественные ли у них смартфоны и чипы в смарткартах или считают ли россияне, что дата-центры банков должны работать на отечественных серверах. Даже если сознательные граждане и ответят, что все это полезно и непременно нужно, ясно, что на это потребуется немало времени. Банки, как и предприятия других отраслей, конечно, хотели бы вернуться на год назад и, следуя за доктором Фаустом, воскликнуть: "Остановись мгновенье, ты прекрасно!" - пусть даже Мефистофель явился бы требовать исполнения контракта. Сложилось так, что Мефистофель явился забрать душу в ад, а мгновение совсем не прекрасно. Зарубежное программное обеспечение само собой обновляться не станет, а российские интеграторы не могут вечно ждать, когда вендорам разрешат возобновить контракты, - им нужны бизнес-модели, и они видят их в отечественной разработке. Так что, если прежние западные поставщики вернутся, снова потребуется учиться тому, как внедрять новые версии их решений. Поэтому банки доверятся российскому софту, тем более что банковско-финансовая сфера традиционно больше всех тратила на ИТ и имела и свои отделы разработки, а также меньше других боится российского ПО".

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов отметил: в опросе ВТБ сказано, что за последние полгода лишь 15% россиян поменяли привычки по использованию банковских онлайн-сервисов. "Учитывая, что банковские приложения перестали работать на территории РФ на платформе IOS, а это касается именно банков из топ-20, попавших под санкции, считаю, что эта цифра должна быть выше. По статистике, 56% россиян используют iphone, теперь эта цифра начнет снижаться, но все-таки она пока еще очень велика. Из этих 50% как минимум половина использовала банковские приложения из топ-20, многие из которых попали под запрет. Банки уже нашли способы обходить эти ограничения, они копируют прежние банковские приложения и запускают их в магазины под другим названием - ВТБ, в частности, запустил приложение "Баланс", которое полностью копирует прежнее приложение. Но так как приходится скачивать новое приложение и регистрироваться в нем, то, несмотря на его идентичность прежнему приложению, привычку все-таки поменять пришлось. Банки однозначно будут переходить на российское ПО, причем одними из первых в стране, так как финансовая безопасность в приоритете, - прогнозирует аналитик. - Но в данной сфере бизнеса этот процесс более сложный и длительный, поэтому завершить переход на отечественное ПО они могут и не в первых рядах. В некоторых отраслях экономики ПО легче поменять, так как для их работы требуется не так много цифровых функций, защиты и т.п. В СМИ позавчера появилась информация, что калининградская компания "Софтэкс" нашла решение для обработки банковских транзакций и автоматизации банковской деятельности на базе отечественного ПО "1С". Ранее в этом вопросе лидером на российском рынке была компания Oracle, которая покинула бизнес в РФ в текущем году. Данное решение гарантирует успешную замену иностранных офисных программ и переход на программные продукты с открытым кодом и облачными сервисами. Правительство страны постоянно призывает ускорить процесс ввода на рынок отечественных ИТ-технологий и переход на них, поэтому полагаю, что в следующем году мы увидим значительный прогресс в данном вопросе. Я полагаю, что к максимально иностранным банковским решениям можно отнести центры обработки данных (Big Data), так как для их строительства необходимы микрочипы, поставки которых в Россию на сегодняшний день запрещены".

Как сообщил директор центра инноваций в финансовом секторе фонда "Сколково" Павел Новиков на конференции Tech Week в начале текущего года, уровень проникновения отечественных финтехуслуг достиг 82%, по этому показателю Россия вошла в тройку, уступая только Индии и Китаю.

Новости из связанных рубрик