Яков
Шпунт

кор­респон­дент ComNews
© ComNews
07.11.2022

В культовом советском сериале "17 мгновений весны" коронной фразой антигероя Мюллера была "В наше время верить нельзя никому, даже себе. Мне можно". Похоже, что эта цитата имеет все шансы стать рекламным слоганом "Google Аналитики".

Скажу сразу: прямых доказательств того, что будет сказано ниже, у меня нет. Это всего лишь оценочные суждения. Но разного рода совпадений набралось как-то уж очень много.

Началась эта история уже довольно давно. Еще лет семь назад многие владельцы веб-ресурсов вдруг обнаружили, что статистика посещений в разных сервисах, которые фиксируют посещаемость, между собой не просто не совпадает, а различается на десятки процентов. Обычно грешили на некорректную установку тех или иных счетчиков, но проблема решалась далеко не всегда.

Со временем этот разрыв все больше увеличивался, достигая величин уже совсем неприличных. У некоторых российских ресурсов разрыв между данными "Google Аналитики" и одного ее отечественного аналога (конкретное название называть не буду, чтобы не сочли антирекламой) доходил практически до 10 раз. И надо сказать, мы тут далеко не одиноки.

Ситуация эта не только российская. Так, в 2020 году признанная экстремистской и запрещенная в России Meta обвинила Apple в том, что вследствие нововведений в iOS 14 рекламный сервис Audience Network перестал работать, в результате чего одна только соцсеть Facebook потеряла половину рекламных доходов.

При этом проявлялась четкая закономерность: чем более продвинутая в техническом отношении целевая аудитория ресурса, тем разрыв больше. А специалисты чаще применяют средства, блокирующие трекеры и рекламные модули, не говоря уже о так называемых cookie от третьего лица (third-party cookies, синоним - сторонние cookie). А результат использования cookie от третьего лица многих просто приводил в бешенство: после каждого упоминания в поиске чего-то, что хотя бы ассоциировалось с товаром или услугой, в течение нескольких недель пользователь оказывался завален рекламой, причем на всех устройствах.

К слову, наряду с трекерами, cookie от третьего лица активно использовали всяческого рода счетчики и аналитики. И как раз лет семь назад практика блокирования таких средств стала массовой. Так что вот оно, совпадение из разряда "неслучайных". Со временем количество тех, кто применяет данного рода инструментарий, только росло. Тем более что некоторые разработчики браузеров начали его интегрировать в продукты, так что никаких расширений устанавливать не нужно. К примеру, Safari и Firefox уже давно блокируют cookie от третьего лица. В Chrome планируют отказаться от этой технологии в 2023 году, а в первоначальных планах срок был еще более ранним. При этом возможность ручного отключения cookie от третьего лица во всех браузерах на основе Chromium реализована очень давно, хотя добраться до нее не слишком просто.

Надо сказать, что перспектива отказа от сторонних cookie вызвала на рынке интернет-рекламы легкую панику. Ведь это основной инструмент идентификации пользователей. И тут Google получает огромную фору. Ведь только Chrome занимает почти две трети мирового рынка браузеров. Ту же кодовую базу используют Edge, Opera, Vivaldi, UC Web, "Яндекс.Браузер", Chromium и еще целый ряд продуктов с меньшей пользовательской базой. Если считать и их, то удельный вес браузеров на основе Cromium превысит три четверти.

И Google вполне может включить, а может быть или даже скорее всего, включила в кодовую базу Chromium некий механизм, который позволяет заменить такой раздражающий механизм, как сторонние cookie, каким-то другим, с которым будет корректно работать только "Google Аналитика" и, в идеале, больше никто.

Также речь идет о переделе всего рынка онлайн-рекламы, а это $330 млрд в год по самой скромной оценке. Google имеет все шансы получить большую часть этой суммы, а для этого хороши все средства устранения потенциальных конкурентов. Тем более что аудит программного кода сложных проектов - дело долгое и дорогое. Без его проведения о наличии железобетонных доказательств не может быть и речи.

Сумма на кону большая, и есть все основания полагать, что некто (будь то человек или компания), кто обладает достаточными ресурсами, все же решится бросить вызов "империи добра". И если дело дойдет до антимонопольного процесса, то он обещает быть небезынтересным. Так что рекомендую заранее запастись попкорном (семечками, сухариками или кто что предпочитает).