В ходе дискуссии "ИТ в России: взаимодействие разработчиков и бизнеса" директор заказной разработки "Девелоника" (ГК "Софтлайн") Виктор Алгазин заявил, что после начала спецоперации на рынке стали появляться ИТ-специалисты, которые были в дефиците, что подтолкнуло бизнес в сторону In-House-решений и создания у себя ИТ-подразделений.
© ComNews
28.09.2022

На конференции "Российское ПО: вызовы нового времени и поиск новых решений" Виктор Алгазин отметил, что практически любой энтерпрайз приходит к мысли, что лучше сделать что-то "свое" дороже, но точно отвечающее потребностям бизнеса, чем купить с рынка типовое решение. "Если посмотреть на львиную долю энтерпрайза у каждого из них, так или иначе выделена функция создания или разработки каких-то цифровых продуктов и занимает не последнее место внутри организации. Это тренд, который появился не вчера", - сказал он. По его словам, после Нового года на рынке была тенденция, что найти нормального ИТ-специалиста стало практически невозможно. "На ИТ-рынке было крайне мало нормальных специалистов, и они стали недоступны по бюджету. Компании, которые нуждались в доработке цифровых продуктов и платформ, для усиления команд обращались к другим более мелким компаниям. Тогда развивался тренд, что персонал маленьких компаний отходил в сторону аутсорсинга для крупных. Но после февраля ситуация изменилась. Крупнейшие игроки, которые доминировали на рынке заказной разработки, покинули Россию. С одной стороны, это дало очень большой отток ИТ-специалистов, а с другой - большое сокращение инвестиционных проектов. В итоге все крупные организации пересмотрели планы и инвестиционные бюджеты на текущий год. Бюджеты стали более прагматичными, многие направления просто исчезли", - говорит Виктор Алгазин. По его словам, это привело к появлению на рынке труда большого количества ИТ-специалистов, которые были заняты на такого рода проектах. "Плюс те, которые работали на проектах для иностранных компаний и по разным причинам не смогли или не захотели покинуть Россию. Если смотреть январский и мартовский рынок труда, то он кардинально отличается. Сейчас компании повернулись в сторону In-House-разработки. Я это в большей степени связываю с тем, что для компаний ресурс, за который раньше нужно было бороться, сейчас стал доступен. Рынок труда стал более понятным, а ресурсы на нем более доступны, и это запустило маятник в сторону инсорсинг-разработки", - считает директор заказной разработки "Девелоника". По его словам, именно из-за того, что инсорсинг разработки стал экономически доступнее, крупные компании стали выращивать инсорс-компетенции внутри.

Руководитель направления Solar Dozor компании "Ростелеком-Солар" Галина Рябова отмечает, что экономика заказной разработки внутри компании всегда менее выгодная. "Любое стандартное потоковое производство в любом случае дешевле, чем производство "кустарное". Можно собрать автомобиль в компании, которая этим не занимается, но препятствий будет намного больше", - считает она. По ее словам, когда компания выпускает продукт для большого количества заказчиков, она агрегирует внутри себя их экспертизу. "Команда, которая выпускает продукт, которым пользуется много компаний, собирает их опыт, который в рамках одной компании может быть просто недоступен", - объясняет она. По ее словам, если говорить об ИТ-специалистах, конкретно джуниорах, которые появились на рынке, - их нужно растить, и для этого тоже нужен разносторонний опыт. "Есть еще одна проблема инсорсинговых разработок - поддержание работоспособности системы разработки внутри крупной корпорации. Если из команды, которая разрабатывала продукт, уходят ключевые специалисты, то команда теряет экспертизу. У компаний-разработчиков такая проблема тоже есть, но поскольку это их основная работа, то чаще всего существует доступная внутри компании замена", - сказала Галина Рябова. По ее словам, еще одна проблема связана с безопасностью. "Компании, которые разрабатывают софт, проходят аккредитацию и сертифицируют у себя безопасную разработку. Делать это внутри подразделения компании просто дорого. Большое количество программных продуктов проходят обязательную сертификацию. Этот процесс очень непростой, и когда компания проходит его в первый раз, то это несет очень большие трудозатраты. По всем пунктам я вижу экономические затраты и риски", - заключила Галина Рябова.

ИТ-директор Почта Банка Иван Карпов считает, что каждая компания, которая сталкивается с выбором писать самостоятельно или приобрести готовое решение на рынке, должна учитывать много факторов. "Если говорить про большие системы, например банковские АБС, то с нуля писать что-то свое нецелесообразно. Это огромный штат и десятки лет опыта. Гораздо проще отдать задачу вендору, который тиражирует решения, тем более это будет дешевле. Если говорить о чем-то кастомном, то здесь ситуация обстоит иначе. Например, для Почта Банка, так как он единственный работает плотно с "Почтой России", на рынке нет готовых решений, которые можно взять и внедрить. Вендорам просто невыгодно разрабатывать решение для одного банка. Поэтому мы все делаем In-House. Здесь тоже можно поступить по-разному - разрабатывать глубоко In-House или с привлечением партнеров", - рассказал он. По его словам, в вопросе, где разрабатывать - у себя или заказать у специализирующейся компании, необходимо держать баланс. "Все типовое проще покупать с рынка, плотно интегрировать и держать базовую экспертизу у себя, а кастомные решения разрабатывать у себя", - считает Иван Карпов.

Новости из связанных рубрик