Компании ждут от директоров по цифровой трансформации (CDO) быстрых (до полугода) результатов при решении задачи замены продуктов от ушедших с российского рынка компаний. При этом CDO нужны для каждого направления работы компании из-за того, что портфели цифровых продуктов быстро развиваются и при этом все сильнее влияют на бизнес.
© ComNews
28.09.2022

Менеджеры по цифровизации, или CDO доказали эффективность и нужность. Лишним подтверждением тому стало включение соответствующего функционального направления в рейтинг "Топ-1000 российских менеджеров".

Также значимость цифровизации показало исследование "Будущее управленческих профессий в новой реальности", подготовленное Ассоциацией менеджеров и Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, которое представил на форуме "Будущее управленческих профессий. Топ-менеджер: взгляд 360°" директор центра научно-технологического прогнозирования "Школа перспективных форсайт-исследований" Александр Чулок. Одним из главных выводов данного исследования стало то, что мировой кризис не будет помехой в работе, если компания эффективная и цифровая. Ускорение тотальной цифровизации и переход на умные системы заняли безоговорочное первое место среди ключевых тенденций с 80% ответивших. Широкое использование искусственного интеллекта назвали 76%, а расширение сотрудничества с развивающимися странами - 74%. При этом, как особо отметил Александр Чулок, представляя результаты исследования, цифровизация существенно увеличивает возможности компаний по адаптации к любым внешним условиям.

Директор программ по цифровой трансформации Московской школы управления Сколково Николай Верховский рассказал, что в профессии CDO, с момента ее основания, наблюдается три волны и каждая задавала ключевые навыки. Первая волна продолжалась до пандемии. Тогда от CDO требовалась роль визионера. В ходе пандемии появился запрос на CDO-практиков, которые могут реализовывать продукты и проекты. А третья волна, по мнению Николая Верховского, зарождается прямо сейчас и связана с тем, что портфели цифровых проектов в компаниях развиваются и сильнее влияют на бизнес. При этом CDO становятся нужны для каждого направления работы компании. И в целом CDO трансформируется от поддержки ИТ в бизнес-предпринимателя, который должен зарабатывать.

В России, как подчеркнул представитель школы управления Сколково, в функции CDO также входит решение задач импортозамещения. При этом бизнес ждет быстрых (в течение полугода) результатов.

Заместитель руководителя технологического блока - старшего вице-президента ПАО "Банк ВТБ" Сергей Безбогов назвал главным результатом трансформации, которая прошла в период пандемии, повышение адаптивности бизнеса к быстрым изменениям. Это помогло быстро адаптироваться и к санкционным ограничениям. По его словам, единственной проблемой, которую пока не удалось решить, стала разработка мобильного приложения для iOS. Он назвал одной из главных задач, стоящих перед банком, создание инновационных технологических платформ, как внутренних, так и партнерских, которые обеспечат конкурентные преимущества и превосходство в будущем. При этом они должны обрабатывать данные не только внутри компании, но и извне.

Член совета директоров, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Страхового дома ВСК Ольга Сорокина обратила внимание, что у многих видов бизнеса, в том числе и у страхового, меняется операционная модель. И не все компании смогли это пережить, в итоге за 2010-е гг. число страховых компаний в России уменьшилось почти в пять раз. По мнению Ольги Сорокиной, вымирают многие профессии - например, работники центров обработки вызовов, андеррайтеры, специалисты по осмотру автомобилей, сотрудники фронт-офисов. Их заменяет искусственный интеллект. Зато становятся востребованными исследователи данных, биоинженеры, мобильные маркетологи. Все чаще нужны такие навыки, как мультиязычность и мультикультурность, экологическое мышление, умение работать в условиях неопределенности.

Руководитель блока "Цифровой бизнес" УК "Альфа-Капитал" Антон Граборов назвал решающим фактором от внедрения цифровизации повышение операционной эффективности, и эта задача за все время не менялась. Задачей текущего момента он назвал переход на использование российских платформ ("Яндекс", VK) и сервисов - например, СБП.

Новости из связанных рубрик