Денис
Шишулин

выпускающий редактор ComNews.ru
© ComNews
26.09.2022

Через два дня после выхода указа президента РФ о частичной мобилизации Минобороны согласилось не привлекать на военную службу работников из четырех отраслей: ИТ, телеком, СМИ и банковская сфера. Информационный эффект от нововведений мог бы пойти государству в плюс, если бы они были заявлены "единым пакетом", а не появлялись одно за другим в течение нескольких дней после старта мобилизации. Но для этого нужно было параллельно готовить инициативы и согласовывать их, чего явно не было сделано.

21 сентября 2022 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ "Об объявлении частичной мобилизации". В тексте указа впрямую прописана только одна профессиональная категория граждан, которые могут избежать призыва на военную службу - работники организаций оборонно-промышленного комплекса. Про остальных сказано лишь: "Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок ее предоставления определяются правительством РФ".

Иными словами, в изначальный текст указа о частичной мобилизации не попали ни айтишники, ни связисты, ни специалисты по информационной безопасности, ни прочие - как уверяли нас в последние месяцы с высоких трибун первые, вторые и третьи лица страны - ценные для страны кадры.

В этот момент стало понятно, что могут быть обнулены все усилия Минцифры, ответственных чинов из правительства РФ и администрации президента, которые за последние полгода предпринимались для того, чтобы удержать ИТ-кадры внутри страны. Антикризисный пакет помощи ИТ-компаниям, включающий льготную ипотеку и отсрочку от призыва в армию, хотя бы частично помог снизить поток выезжающих за границу ИТ-кадров, которые потянулись из страны с марта 2022 г.

Н уже 23 сентября свет увидело распоряжение Минобороны РФ, в котором указано, что граждане, работающие в четырех сферах, не будут привлекаться на военную службу в рамках частичной мобилизации. Эти четыре направления в общем можно обозначить как ИТ, телеком, СМИ и банковская сфера. Естественно, есть нюансы, которые оставляют вопросы и создают правовую неопределенность: например, привлекать не будут специалистов "с высшим образованием по соответствующим специальностям и направлениям подготовки". Если в ИТ-сфере и телекоме отсутствие профильного образования – скорее редкость, то в СМИ – сплошь и рядом.

Нюансы есть и в категориях по каждой отрасли. В ИТ, например, под бронь подпадают только "аккредитованные организации", в категории СМИ - "системообразующие организации в сфере информации и связи", в банковской сфере –"организации, обеспечивающие стабильность национальной платежной системы и инфраструктуры финансового рынка, управление банковской ликвидностью, наличное денежное обращение".

Так или иначе, "основанием для освобождения от привлечения граждан к призыву на военную службу по мобилизации будут считаться списки граждан, представляемые руководителями соответствующих организаций по установленной форме в Генеральный штаб ВС РФ".

Надо отдать должное, Минцифры активно включилось в процесс разъяснения того, кто подпадает под критерии и что делать тем специалистам, которые уже получили повестку. В начале текущей недели Минцифры представит рекомендуемый перечень специальностей по каждому отраслевому направлению.

Вероятно, окончательно разъяснить все права и обязанности льготным категориям граждан, а также четко указать эти категории, удастся уже в самое ближайшее время. Но с сожалением приходится констатировать, что реакция регулятора случилась не одновременно с указом о мобилизации. Похоже, что решение о ней готовилось оборонным ведомством без учета мнения и синхронизации действий с другими органами исполнительной власти.

Остается только догадываться, какое количество ИТ-специалистов успели покинуть Россию с 21 сентября по 23 сентября, когда появилось уточнение к указу. И как повлияли на желание продолжать жить и работать в РФ полученные айтишниками в этом промежутке повестки, к которым они теперь должны собрать пакет документов, в случае если намерены воспользоваться правом на льготу.

По иным направлениям мы также увидели активное движение только через некоторое время после объявления о частичной мобилизации и того информационного всплеска, который последовал за указом. В частности, в СМИ появилась информация о том, что в Госдуму внесен законопроект о предоставлении мобилизованным кредитных каникул, а также проект закона о единовременных выплатах мобилизованным гражданам.

Информационный эффект от этих нововведений мог бы быть значительно выше и сыграть в пользу государства, если бы все это было заявлено "единым пакетом". Но для этого, по всей видимости, нужно было параллельно готовить инициативы и согласовывать их.

Мобилизация должна была готовиться по всем направлениям одновременно. С заранее продуманными категориями тех, кто исключается из призыва и по каким конкретным критериям, с готовыми инициативами по мотивированию (в том числе и материальному) призываемых граждан. Но, судя по цепочке последовавших действий, мобилизация действительно получается частичная - когда процесс происходит не как реализация единого и заранее продуманного плана, а начинает дробиться на части. Инициатива обрастает новыми законопроектами, а к основному указу уже начали появляться дополнения и уточнения, разъяснения к которым дает уже не только Минобороны, но и иные министерства и ведомства.