По данным опроса, проведенного Ассоциацией РОСЭУ и компаниями Docrobot и "ТерраЛинк", 30% компаний положительно оценивают обязательную маркировку товаров. Согласны с необходимостью данной меры, но в то же время отмечают сложность системы 21% опрошенных. 7% респондентов указали на рост бюрократических процедур, вызванных внедрением маркировки.
© ComNews
20.09.2022

Обязательная маркировка введена в России с 2019 года. По планам правительства к 2024 г. единая национальная система маркировки должна охватить все отрасли промышленности. Данный процесс носит глобальный характер. К примеру, европейская маркировка CE (Conformité Européenne, европейское соответствие) была введена еще в 2008 году и к 2024 году будет распространяться на практически все товарные группы.

"Система цифровой маркировки "Честный знак" внедряется с 2019 года и на данный момент распространяется уже на 14 товарных групп, среди которых молочная продукция, упакованная вода, табак, лекарства, обувь, пять категорий товаров легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты", - напомнили в пресс-службе "Центра развития перспективных технологий" (ЦРПТ), оператора системы "Честный знак".

Ассоциация "Разработчики и операторы систем электронных услуг" (РОСЭУ), компании Docrobot и "ТерраЛинк" провели опрос субъектов малого, среднего и крупного бизнеса, которые работают с товарными группами, подлежащими обязательной маркировке: фармацевтикой (30%), молочной продукцией (18%), упакованной водой (7%), парфюмерной продукцией (4%), табачными изделиями (4%), алкогольными напитками (2%). Также в опросе участвовали компании из лёгкой (11%) и обувной (5%) промышленности.

Согласно результатам опроса, 30% респондентов положительно оценивают обязательную маркировку товаров и считают инициативу полезной. Согласны с необходимостью и важностью данной меры, но в то же время отмечают сложность внедрения соответствующих систем 21% опрошенных. 7% респондентов указали на рост бюрократических процедур.

Главный бизнес-аналитик Docrobot Ильмир Мингарипов считает, что типовая сложность работы с системой заключается в том, что не все заказчики процесса четко понимают этапы маркировки: "Для некоторых из них эти процессы оторваны от внутренних бизнес-процессов".

"Процесс маркировки долгий и многоэтапный: товару присваивается цифровой код на момент импорта, из-за проверки маркировки на таможне процесс затягивается. Это не значит, что предприниматель занимался сбытом нелегальной продукции, причина в том, что система маркировки фиксирует переход товара по всей логистической цепи, и иногда сложно проследить путь товара на каждом этапе. Также при маркировке у предпринимателей рвалась этикетка, а распечатать новую невозможно. В таком случае есть только один вариант - заново маркировать товар, присваивать ему новый уникальный код ", - с такими сложностями, по оценке генерального директора Life Pay Арсения Косенко приходилось сталкиваться бизнесу.

Серьезным фактором риска для систем маркировки стали атаки DDoS. Среди пострадавших компаний упоминались "Сберкорус", "Тензор", "1С-Софт". При этом очередная волна атак началась ровно в момент запуска маркировки молочной продукции в начале сентября текущего года. Впрочем, ситуацию довольно быстро удалось стабилизировать. Также отмечают работу службы поддержки ЦРПТ, которая уведомляла о проблемах и давала полезные рекомендации

https://www.comnews.ru/content/221995/2022-09-02/2022-w35/khakery-atakovali-rossiyskie-servisy-elektronnogo-dokumentooborota

Затраты на подключение к системам маркировки во многом зависят от масштаба данных. "Маркировка – это система, для работы которой необходимы следующие атрибуты: устройство считывания (сканеры) зашифрованных DataMatrix кодов; ПО, которое преобразовывает и проверяет коды маркировки, позволяет хранить их и отображать; ПО, передающее коды маркировки в национальную систему "Честный знак". Когда данных немного, часть функционала может взять на себя сотрудник предприятия. Однако по мере увеличения массива данных, растет число операторов, а это приводит к росту затрат на фонд оплаты труда. В таких ситуациях экономически эффективнее автоматизировать процесс и передать задачи по обработке и распознаванию кодов программе, - говорит Ильмар Ингарипов. - Здесь стоит учитывать, что в итоге затраты бизнеса приводят к освобождению рынка от контрафактной продукции. Компании, которые первыми подключаются к системе маркировки, увеличивают свою долю рынка и компенсируют понесенные затраты. Например, наш клиент увеличил продажи воды в регионе на 70 % и за 1,2 года покрыл расходы на маркировку за счет увеличения доли рынка".

"Стоимость внедрения начинается от 21 тысячи рублей. Эта сумма включает все необходимое оборудование для печати и считывания кодов, а также ПО. Для упрощения работы малого бизнеса с маркировкой оператор системы разработал бесплатное мобильное приложение "Честный Знак.Бизнес", которое заменяет сканер, с его помощью можно проводить приемку, агрегацию и вывод из оборота. Конечный размер вложений будет определяться набором оборудования и программного обеспечения, которые выбирает сам бизнес, исходя из индивидуальных потребностей", - так оценивают стоимость внедрения системы маркировки в ЦРПТ.

Как показало исследование, две трети опрошенных компаний внедрили маркировку товаров. Сравнительно небольшая часть (19%) организаций сделали это давно. Еще 12% респондентов только собираются внедрять маркировку. Что касается продолжительности внедрения системы маркировки, то 9% участников опроса смогли запустить ее в течение двух-трех недель. Немного больше, один-два месяца, процесс занял у 20% опрошенных.

По оценке Ильмира Мингарипова, среднее время запуска маркировки – одна неделя: "Это период, в течение которого сотрудники заказчика начинают работать с маркировкой самостоятельно. Полный цикл от заключения договора до выхода в промышленную эксплуатацию в среднем составляет один месяц".

В пресс-службе ЦРПТ заявили, что время на реализацию проекта зависит от целого комплекса факторов: "Сроки запуска зависят от особенностей конкретного производства, потребностей в дополнительном оборудовании, выбранном способе нанесения кодов. Поэтому для внедрения маркировки в наиболее комфортном для бизнеса режиме маркировка в каждой отрасли сначала внедряется в пилотном режиме. В ходе экспериментов компании могут с помощью Оператора и технологических партнеров подобрать наиболее подходящий вариант".

Треть респондентов оптимистично отзываются о перспективах внедрения маркировки: они полагают, что инициатива поможет бороться с подделками товаров и некачественной продукцией. Также по мнению 20% опрошенных, оценку давать пока рано и следует наблюдать за дальнейшим развитием маркировки в стране.

"Основной эффект для бизнеса от маркировки – переход к четкому контролю товара, начиная с момента передачи продукции на склад готовой продукции. Остальные эффекты имеют отложенный характер и разнятся в зависимости от того, как бизнес относится к маркировке. Если воспринимать ее как инструмент, то это инструмент нового поколения, который позволяет формировать массивы данных для аналитики и анализировать судьбу продукта даже после того, как он покинул склад поставщика", - считает Ильмир Мингарипов.

"Прямая выгода для предприятий – справедливая конкуренция, за счет сокращения теневого рынка и ухода недобросовестных игроков. Благодаря этому честные предприятия могут нарастить свою долю. Недавно бизнес также получил доступ к информации о статусе их товаров. Компании в личных кабинетах видят, что происходит с выпущенным ими товаром, как он продается, где, по каким ценам. Это позволяет перенастроить логистические цепочки, сделать их более эффективными. По подсчетам НИУ ВШЭ, бизнес получит до 200 млрд рублей в год в результате доступа к данным маркировки. Также маркировка позволяет внедрить риск-ориентированный подход к проверкам, и обращать внимание надзорных органов только на потенциальных нарушителей, тем самым снижая надзорную нагрузку на добросовестный бизнес", - отметили в пресс-службе ЦРПТ.

Новости из связанных рубрик