Ирина
Приборкина

корреспондент ComNews
© ComNews
12.09.2022

На минувшей неделе Владимир Путин поручил доработать законопроект №614271-7, касающийся НДД операторов связи в МКД. Этот законопроект, который запоздал на десятилетние, правительство РФ поручило внести в Госдуму в апреле 2021 года.

https://www.comnews.ru/content/212714/2021-01-25/2021-w04/luch-sveta-ca…

Проблемы, связанные с отсутствием законодательного регулирования в этой сфере, тянутся в нашей стране годами, но пока работа в этом направлении больше похожа на перетягивание одеяла, без желания решить вопрос в пользу конечных потребителей.

Среди прочего, при доработке законопроекта №614271-7 президент РФ поручил уделить особое внимание возможности безвозмездного размещения в МКД оборудования операторов связи, необходимого для обеспечения ШПД. Кроме того, Владимир Путин поручил создать возможность подключения МКД к интернету на основе утвержденных типовых технических условий и договора с одним из собственников жилья, без необходимости принятия решения мажоритарным большинством собственников жилья. Срок выполнения поручений - до 15 декабря 2022 года.

Забавно, что президент России еще в феврале 2016 года лично занялся проблемой обеспечения НДД операторов связи в МКД. Тогда Владимир Путин поручил Минстрою, Федеральной антимонопольной службе, тогда еще Минкомсвязи, Роскомнадзору, а также Медиа-коммуникационному союзу до 1 июня 2016 года представить предложения по решению этого наболевшего вопроса.

Осенью 2016-го Минкомсвязи внесло законопроект в правительство, но у других министерств появились замечания к документу, и он пошел по новому кругу согласований.

https://www.comnews.ru/content/99576/2016-02-02/putin-dal-operatoram-na…

Судя по всему, процесс согласования между ведомствами оказался по-настоящему сложным, раз история настолько затянулась.

Законопроект №614271-7 был внесен в Госдуму в 2018 году. На тот момент заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова тогда заявляла, что закон будет принят осенью 2019-го.

Но за четыре года законопроект №614271-7 не прошел даже первое чтение. Глядя на невеселую историю законодательных инициатив по НДД, возникают большие сомнения, граничащие с уверенностью, что он будет принят в указанные в этот раз сроки. В конце концов, поручение Владимира Путина образца 2022 года можно так же оперативно исполнить, как и его поручение в 2016 году.

Понадобилось два года - от поручения 2016 года до внесения законопроекта в Госдуму в 2018-м и четыре года до поручения 2022 года, чтобы начать-таки работу с документом. Если не жалеть сил и выдержать взятый депутатами темп, при котором срок каждого следующего этапа удваивается, то через восемь лет, примерно к 2030 году, закон будет принят. Может быть.

Проблема с НДД при этом не ограничивается только тем, что его законодательное регулирование ставит рекорды по неспешности решения. Есть и сущностные проблемы, которые нужно решать.

В частности, возможность безвозмездного размещения в МКД телеком-оборудования (на которую указывает Владимир Путин) давно ожидаема операторами связи. Но есть нюансы. Никто не захочет отказываться от денег, и есть риск, что представители ТСЖ и управляющих компаний (УК) начнут ссылаться на отсутствие технической возможности разместить операторское оборудование - в надежде получить от них плату неофициально. А значит, кому-то придется проверять технические возможности и соответствие помещений в МКД.

Кроме того, любое оборудование потребляет электричество, а также амортизирует электросети. Вопрос в том, что будет пониматься под безвозмездным размещением и войдет ли туда и бесплатное для операторов электропитание? А если войдет, то кто будет его оплачивать? Вполне возможно, что в итоге безвозмездное для операторов размещение оборудования появится в квитанциях жильцов как новая статья в квитанции по квартплате.

Неоднозначна и идея отказаться от получения согласия всех или 75% собственников жилья на вход в дом каждого интернет-провайдера. С одной стороны, эта мера призвана пресечь произвол ТСЖ и УК, которые требовали мзду у каждого нового оператора. Но и перегиб в пользу свободы действий операторов опасен.

Представители ТСЖ не без оснований отмечают, что операторов, предоставляющих услуги доступа в интернет и платного ТВ для жилых домов, огромное количество (особенно в больших городах), и если каждый из них сможет "зайти" в дом на основании желания одного жильца, то дом буквально утонет в коммуникационных кабелях. Особенно остро вопрос стоит в домах старого фонда, где конструктивно не предусмотрены коммуникации для связи и зачастую приходится сверлить и ломать и без того хрупкие внутренние конструкции дома.

Примечательным является то, что вопросы НДД и, как следствие, более активное обеспечение жителей проводным ШПД получили пристальное внимание со стороны высших чинов государства именно сейчас. В конце концов тема могла лежать "под сукном" еще неопределенно долго, как и было до этого. Вполне вероятно, что к этой теме вернулись потому, что стало очевидно: сетей мобильной связи пятого поколения в РФ не будет.

Потенциальными пользователями 5G, особенно в мегаполисах, могли стать люди, которым нужен фиксированный интернет с хорошей скоростью дома или в офисе, но у них нет технической возможность подключиться при помощи проводных технологий. Характеристики 5G вполне позволяют сделать ее заменой проводного ШПД, и, например, американский 5G-оператор Verizon начал именно с продвижения услуги фиксированного интернет-доступа. Но у 5G в России к частотным проблемам добавилось и отсутствие сетевого оборудования. И если до 24 февраля 2022 года различные структуры обещали создать отечественные решения 5G в надежде на доступ к западным чипам и технологиям, то теперь эти ожидания похоронены. Что государство вспомнило об НДД, возможно, свидетельствует о том, что оно окончательно решило сделать ставку на проводной ШПД, а от идеи развития 5G отказаться.