После блокировки соцсетей россияне стали чаще звонить, 12% из них перестали следить за блогерами в социальных сетях. Бизнес также начал возвращаться к проверенным инструментам - триггерным email- и SMS-рассылкам.
© ComNews
05.09.2022

Calltouch, сервис сквозной аналитики, коллтрекинга и управления рекламой, провел исследование среди россиян об изменении их поведения в интернете и при использовании смартфона после блокировки зарубежных соцсетей. В результате 45% опрошенных отметили, что их времяпрепровождение в гаджетах изменилось за последние полгода. Более 20% россиян заявили, что стали чаще общаться посредством звонков и SMS после того, как зарубежные соцсети стали недоступны. Каждый десятый ответил, что в целом стал меньше времени проводить со смартфоном, 8% теперь чаще играют в мобильные игры, 4% делают больше покупок онлайн, 3% реже "сидят" в телефоне в дороге.

Что касается поведения в интернете, 42% россиян признались, что оно изменилось с марта 2022 г. Так, каждый четвертый (24,5%) отметил, что стал чаще общаться в местных чатах района, дома и т.д. 12% респондентов перестали следить за блогерами в социальных сетях, 8% чаще заходят на развлекательные сайты, а 3% - на сайты знакомств.

"Результат опроса показывает тренд на возвращение пользователей к привычным каналам связи - звонкам и SMS. И если с последними все не так очевидно, ведь многие просто не разделяют сообщения в мессенджере и SMS, то звонки однозначно стали более популярным каналом по мнению 14% опрошенных. Дело в том, что после блокировки соцсетей Meta (запрещенная в России организация) произошло перераспределение пользователей по другим каналам коммуникации, - пояснил коммерческий директор Calltouch Артур Саркисян. - Бизнес также лишился большой части каналов для продвижения и начал возвращаться к проверенным инструментам. В частности, триггерным email- и SMS-рассылкам, более системной работе менеджера с уже имеющейся базой. Конечно, массовые "холодные" звонки уже отходят на второй план, многие процессы автоматизированы".

Представитель пресс-службы Tele2 прокомментировал: "Если в марте после блокировки ряда ресурсов мы действительно наблюдали стабилизацию дата-трафика, то скоро динамика потребления мобильного интернета снова стала демонстрировать восходящий тренд. Это обусловлено тем, что часть клиентов адаптировались к изменениям, часть - ушли на другие площадки, в том числе VK, Telegram-каналы. Популярность таких консервативных услуг, как звонки, возродилась еще в пандемию: на карантине люди стали чаще звонить по телефону и сохранили эту привычку. А вот подтвердить, что SMS замещают частное общение в мессенджерах, нельзя. Даже с учетом "потери" каналов для общения на заблокированных ресурсах в доступе по-прежнему популярные мессенджеры - WhatsApp, Telegram. Впрочем, мы действительно фиксируем рост количества бизнес-заказчиков таргетированных SMS-рассылок на основе больших данных. Если в конце марта количество новых активаций выросло на 78% в сравнении с февралем, то по итогам июня прирост новых подключений составил 156%. Мы объясняем этот тренд ограниченными возможностями продвижения в заблокированных соцсетях. Новые клиенты - это представители малого и среднего бизнеса в поиске новых инструментов для привлечения клиентов вместо выпавших привычных способов рекламирования продуктов. Это салоны красоты, стоматологические клиники, небольшие компании, предоставляющие услуги такси, оптика. Таргетом стали активно пользоваться рестораны быстрого питания, закусочные, кофейни и мебельные мастерские, которые пытаются занять ниши, освободившиеся после ухода западных компаний. Мы также замечаем, что таргетированные рассылки охотно подключают мастерские по ремонту бытовой техники и смартфонов".

В "МегаФоне" тоже не видят значительных изменений в объеме потребления SMS-трафика. "Вместе с тем мы фиксируем рост популярности мессенджеров: с марта доля трафика в них увеличилась в среднем на 40%. Количество пользователей мессенджеров также стабильно растет - сейчас ими пользуется 70% абонентов. Со стороны бизнеса мы видим нарастающий интерес к триггерным и таргетированным коммуникациям: SMS, баннерная реклама, звонки, email. Клиенты заинтересованы проводить эффективные рекламные кампании, с понятным и прогнозируемым результатом в различных каналах", - рассказал представитель пресс-службы ПАО "МегаФон".

Независимый эксперт на телеком-рынке Вадим Плесский считает, что компания Calltouch выдает желаемое за действительное, подгоняет результаты исследования (количество респондентов, способ их выборки и т.п. - не указаны) под бизнес компании. "Email и SMS-рассылки - это устаревший формат коммуникаций. А отсылка к "менеджеру с уже имеющейся базой" выглядит как отсылка в 90-е годы, когда кооперативы искали "менеджеров с объемом работ". Трафик пользователей уже давно перетекает с веб-сайтов в социальные сети и мессенджеры. Контент многих сайтов стал неинтересен пользователям, и формат подачи "автор опубликовал - пользователи прочитали" выглядит устаревшим. Людям хочется живого общения, иметь возможность оставить отклик, прокомментировать. Именно это дают соцсети и группы в мессенджерах, а также каналы в мессенджерах с возможностью комментирования. Официальной статистики по использованию мессенджеров нет, владельцы основных присутствующих на рынке мессенджеров не хотят делиться этой информацией. А даже если бы они поделились - у нас не было бы способа их проверить", - рассказывает эксперт.

"Наиболее открыт на данный момент, пожалуй, Telegram - в большинстве каналов можно увидеть под сообщением, сколько было прочтений каждой новости. Однако мы не знаем, кто именно прочитал, какой регион или возраст у читателя и другую информацию. Она есть только у владельцев мессенджера. Также нельзя проверить, "читал" новость реальный человек на экране смартфона или компьютера или это был бот. Накрутки есть и были в соцсетях, в мессенджерах они тоже есть. Отправка SMS пользователю, который посетил некую страницу сайта, - это откровенный спам. Который к тому же очень малоэффективен. Большинство людей блокируют звонки с незнакомых номеров и, тем более, не открывают сообщения с неизвестного мобильного номера. Вместо рекламы компания, решившая прибегнуть к такому сомнительному способу "продвижения", получает антирекламу и расходование средств, которые можно потратить куда более удачным способом", - уверен Вадим Плесский.

Новости из связанных рубрик