Более половины россиян продолжают пользоваться сервисами и сайтами, которые были связаны с громкими случаями утечек персональных данных. Это стало известно в результате совместного исследования платформы GeekBrains и VK.
© ComNews
29.08.2022

Пресс-служба GeekBrains сообщила, что результаты анкетирования, в котором приняли участие более 3000 респондентов по всей стране в возрасте от 18 до 55 лет, показали, что 49% россиян считают, что угроза со стороны мошенников минимальна, если соблюдать определенные правила, и только 6% верят, что системы защиты персональных данных достаточно развиты и утечки - редкий случай. Более половины россиян сообщили, что продолжают пользоваться сервисами и сайтами, которые были связаны с громкими случаями утечек персональных данных. 49% россиян продолжают пользоваться сервисами и сайтами, связанными с громкими случаями утечек, но делают это более настороженно, тщательно проверяя ту информацию, которую оставляют, а 34% считают, что раскрытие данных никак на них не отражается.

В начале июля в открытый доступ попали данные пользователей сервиса заказа билетов "Туту.ру". Как утверждают злоумышленники, данные получены ими в результате взлома серверов, однако подтверждена утечка одного массива данных из трех.

https://www.comnews.ru/content/221053/2022-07-05/2022-w27/tyutyuru

В середине июля эксперты сообщили о новой утечке данных в СДЭК, которая могла коснуться 25 млн пользователей и 30 тыс. контрагентов.

https://www.comnews.ru/content/221219/2022-07-15/2022-w28/set-potencialno-popali-dannye-25-mln-klientov-sdek

Авторы исследования отмечают, что, по мнению респондентов, чаще всего утечки персональных данных происходят из-за недочетов в системе безопасности и ПО - так считают 49%, а 39% отметили, что причина кроется в ненадежных сотрудниках, намеренно разглашающих информацию, 35% - в хакерских атаках, а 33% - в халатности и неосторожных действиях работников компаний.

"При этом россияне по-разному осведомлены о том, что относится к персональным данным. 74% отнесли бы к ним паспортные данные, 58% - ФИО, 55% - адрес места жительства, 51% - дату рождения, 48% - адрес регистрации, 45% - сведения о доходах, 44% - пол, 36% - фотографии, 32% - имущественное положение, 30% - семейное положение, 26% - сведения об образовании, 23% - социальное положение и 22% - должность. Абсолютное большинство респондентов дают согласие на обработку персональных данных веб-сайтам и онлайн-сервисам: 75% делают так тогда, когда без этого нельзя воспользоваться нужной страницей, а 11% - всегда. 14% анкетируемых пользуются только ресурсами, где разрешение не требуется", - рассказали представители GeekBrains.

Генеральный директор GeekBrains Александр Волчек отмечает, что интернет очень централизован - это значит, что огромные массивы данных хранятся в одном месте. "Это делает их легкой добычей для хакеров, потому что, несмотря на работу специалистов по информационной безопасности, данные очень уязвимы. Только представьте: на мировую кибербезопасность уходит более $100 млрд, при этом ежегодный ущерб, который может нанести киберпреступность, к 2025 г. составит $10,5 трлн. Поэтому просвещение населения, повышение общей осведомленности и культуры информационной безопасности являются актуальными задачами", - уверен он.

Пресс-служба Роскомнадзора сообщила, что ведомство неоднократно заявляло о необходимости ужесточения наказания за компрометацию личных данных. "Эти предложения и другие вопросы защиты прав субъектов ПД в условиях развития цифровых услуг обсудили на заседании 11 августа члены общественного совета Роскомнадзора. В частности, предложено ужесточение ответственности за незаконную обработку персональных данных и необходимость законодательной проработки признания преступными действий людей, которые занимаются кражей или последующим незаконным распространением персональных данных, и установить соответствующую умыслу деяния ответственность. Немаловажной является просветительская деятельность ведомства в части разъяснения профильного законодательства гражданам. Ежегодно в Роскомнадзор поступает свыше 50 тыс. обращений граждан по тематике персональных данных, на которые даются квалифицированные пояснения", - рассказали представители ведомства.

По их словам, с целью повышения цифровой грамотности населения, по инициативе Роскомнадзора на базе ФГУП "ГРЧЦ" в сентябре 2021 г. создан Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде. "Его основная задача - оказание бесплатной юридической помощи людям, столкнувшимся с незаконным использованием их персональных данных. За время работы Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде свыше 1000 россиян из разных городов страны получили бесплатную правовую помощь. Большая часть требований граждан (56%) касались обработки личной информации без согласия человека. В 14% случаев люди пострадали от мошеннических действий с применением конфиденциальных сведений, в 8% инцидентов - с их неправомерным использованием в рекламных целях. 10% заявителей защищали свои честь, достоинство и деловую репутацию", - сообщили представители пресс-службы Роскомнадзора.

По словам аналитика ФГ "Финам" Леонида Делицына, ущерб от утечек персональных данных для крупных компаний изменяется в диапазоне от нулевого до полной потери перспектив бизнеса. "Чаще он нулевого, но вот сервис знакомств для женатых людей, Ashley Madison, не смог провести IPO после того, как хакеры обнародовали информацию, что вместо реальных изменниц на этом сайте с клиентами заводят знакомства сотрудники компании. Кроме того, хакеры вымогали деньги и у проекта, и у клиентов, угрожая обнародовать данные. Проект еле выжил", - привел пример аналитик.

По его словам, уже два с половиной десятилетия веб-сайты собирают персональные данные, в первую очередь для собственных нужд или на продажу. "И столь же давно из-за этого случаются скандалы, в том числе и с компаниями бигтеха. Рынок персональных данных США в 2019 г. оценивался в $19 млрд, в глобальном масштабе эту величину можно удвоить. Если у компании есть магазин или маркетплейс, то данные позволяют персонализировать продажи, а если нет - то использовать множественные каналы коммуникации. К примеру, если искусственный интеллект заметит, что я глазею на баннер на каком-нибудь сайте или просто на улице, то может позвонить мне, представиться человеком и рассказать об услуге. Реклама эффективна, когда не только мы ее видим, но и она - нас", - отметил Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик