Представители академического сообщества заявили, что работе с технологиями искусственного интеллекта (ИИ) нужно обучать со школьной скамьи, потому что количество соответствующих кадров, выпускаемых вузами, не соответствует требованиями экономики страны.
© ComNews
29.08.2022

Директор Центра ИИ МГТУ им. Н.Э. Баумана Владимир Нелюб в ходе сессии "Подготовка кадров для ИИ: вызовы и новые возможности", прошедшей в рамках форума "Технопром", рассказал, что в университете ИИ занимается четыре факультета. "Мы гарантируем трудоустройство, потому что вокруг нас целая экосистема крупных компаний в формате совместных научно-образовательных центров. На сегодня доля России в ИИ составляет всего 0,2% - это примерно 2 млрд руб., потенциально она может увеличиться к 2024 г. практически до 2%, что составит около 160 млрд руб. Такие данные мы получили из совместного аналитического проекта со Сбером. В России большая часть всех образовательных программ в сфере ИИ приходится на информационные и коммуникационные технологии - 48%, инженерию и инженерное дело - 16%, математику и статистику - тоже 16%. Ежегодная потребность ИИ в кадрах - 25,7 тыс. человек. Мы за 2022-2024 гг. во все вузы примем только около 15 тыс. студентов по данному направлению. Мы видим серьезную потребность в кадрах по ИИ. Пока цифры не соответствуют запросам экономики страны. Соответственно, необходимо разрабатывать новые образовательные программы", - рассказал Владимир Нелюб.

Он предложил, с учетом всех тенденций, наметившихся после начала спецоперации на Украине, проводить обучение в школах и университетах в области ИИ на проприетарном и отрытом ПО. "Предлагаем внедрить интеграционную платформу искусственного интеллекта "ГосИИ" и аналогичные российские платформы, а также отдельные ИИ-модули для образовательных процессов всех уровней. Разработать курсы повышения квалификации для обучения интеграционным платформам. Создать рабочую группу с представителями ИИ-платформ, Министерством образования и науки, Минцифры, Министерством просвещения для формирования предложений по подготовке кадров от школы до специалиста в области ИИ", - рассказал он.

По словам директора по развитию технологий ИИ "Яндекса" Александра Крайнова, идет волна глобальной цифровизации. "Все бизнесы оцифровываются. Наступает момент, когда человеческие возможности подсчетов заканчиваются и появляется потребность в машинном анализе. Если накоплен большой цифровой потенциал, то применение технологии ИИ дает бизнесу дополнительные преимущества или открывает новые возможности. В какой-то момент эта волна спадет и цифровизация станет обыденностью, но конкуренция за топовые кадры будет всегда", - отметил он.

По его мнению, кадровый голод не исчезнет никогда. "Интерес к теме ИИ может снизиться потому, что может появится что-то новое, но проблема дефицита кадров с нами очень надолго", - утонил Александр Крайнов. Он рассказал, что при приеме на работу специалистов по работе с технологиями ИИ имеет значение образование и заслуги на первом этапе, но только как способ привлечения внимания к кандидатуре. "С того момента, как начинается собеседование, все остальное перестает иметь значение", - уточнил он.

По его мнению, очень важно на школьном уровне научить ребенка математике, английскому языку и базовым основам программирования. "Мы помогаем школам с решением данных задач. Например, учим детей программированию на Python. Я не рассматриваю это как расширение воронки наших сотрудников - это наш долг и социальная нагрузка. С высшим образованием вопрос обстоит по-другому, здесь мы ориентируемся на кадры", - уточнил Александр Крайнов.

По его словам, уже на первом курсе по студенту видно, сможет он работать в "Яндексе" или нет. "Наша задача его научить, потому что кроме нас никто этого не сделает. Никого из вузовских преподавателей мы бы не взяли на работу потому, что они по своему уровню не проходят. Я бы сам себя на работу разработчиком не взял - я не прохожу. Задача в вузе - готовить ребят, которые сильнее по уровню подготовки, чем преподаватели", - объяснил он. По его словам, любому преподавателю нужно понимать, что его компетенций недостаточно для подготовки хорошего разработчика.

Руководитель направления сопровождения образовательного процесса АНО "Университет Национальной технологической инициативы 2035" Наталья Минасова отметила, что спрос на специалистов в сфере информационных технологий увеличивается быстро и непрогнозируемо, кроме того, рост зарплаты ИТ-специалистов идет гораздо быстрее, чем в других сферах.

"Навыки программирования нужно давать не с первого курса университета, а со школьной скамьи. Один из флагманских проектов нашего университета - обучение школьников современным языкам программирования. 100 тыс. учеников начнут обучаться по программе в этом году. К 2030 г. обучение пройдут 1,2 млн детей", - рассказала она.

По ее словам, по программе дополнительного профессионального образования в области ИИ и смежных областях, представленной "Университетом НТИ 2035" обучение до 2024 г. пройдут 6334 человека. Обучение будет проходить по пяти специальностям в области ИИ, которые востребованы на рынке. "У нас сформированы требования по программам с точки зрения материала, который будут читать нашим слушателям. Были критерии, касавшиеся компетенций, которые будут сформированы. Так как ИИ - очень динамичная область, пока не существует профессиональных данных - только по большим данным. Все остальные пока не разработаны. Соответственно компетенции, которые мы закладывали в программу, мы взяли из матрицы компетенций, которая разработана, как один из результатов федерального проекта "Искусственный интеллект". Пять специальностей, которые мы рассматривали, - это аналитик данных, инженер данных, технический аналитик, архитектор данных и архитектор в области ИИ", - рассказала она.

Новости из связанных рубрик