Юристы и представители органов власти сошлись во мнении, что электросамокаты и другие СИМ требует регулирования. Представители кикшеринговых сервисов считают, что нужно не только новое регулирование, но и совершенствование мер контроля соблюдения действующих ПДД, в первую очередь от частных самокатов, поскольку большинство аварий совершают именно они.
© ComNews
17.08.2022

Лидер партии "Справедливая Россия - За правду" и глава фракции СРЗП в Госдуме Сергей Миронов считает, что, если речь идет об электросамокатах, которые могут развивать высокую скорость, необходимо ввести дополнительное регулирование для кикшеринга. "Если устройства по характеристикам сопоставимы с мопедом или мотоциклом, необходимо регулировать их аренду. Но для этого такие электросамокаты должны быть прописаны в правилах дорожного движения, к чему мы призываем", - сообщил он корреспонденту ComNews .

Сергей Миронов уверен, что стремительное распространение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности требует их скорейшего включения в Правила дорожного движения (ПДД) в целях безопасности водителей и пешеходов.

По словам Сергея Миронова, регулировать надо мощность и скорость таких устройств, а также разрешенные места для движения на них. "Ровно так же, как это сейчас регулируют ПДД для велосипедов, мопедов и мотоциклов, - добавил он. - Необходимо обновление ПДД, которые утверждает правительство. Со своей стороны Госдума должна будет внести поправки в КоАП, которые введут ответственность за нарушение правил использования электросамокатов. Наша фракция к этой работе готова, но сейчас мяч на стороне правительства".

Директор по маркетингу и PR сервиса кикшеринга Whoosh Юлия Камойлик отметила, что у самокатов нет правового статуса. "При этом его нет у кикшерингового электросамоката, который системно контролируется компанией и настроен под категорию "Велосипед" по ПДД: маломощный двигатель, до 25 км/ч, звонок, фара, катафот и т.д. И статуса нет у частного электросамоката - который, по сути, никто не контролирует, кроме владельца. Именно частные самокаты становятся причинами аварий. За первое полугодие 2022 г. аварии с кикшерингом составили только 35% от аварий на самокатах в России. Самокатам очень нужны поправки в ПДД, которые прояснят их статус. В проекте, который сейчас разработан, самокаты и другие СИМ (средства индивидуальной мобильности, в том числе самокаты) в одной категории, но в зависимости от максимальной скорости и других параметров могут двигаться по правилам "Велосипеда" (маломощные и медленные) и "Мопеда" (быстрые, мощные и тяжёлые), - рассказывает она. - Минтранс РФ приготовил поправки в ПДД, в том числе нормы по регулированию движения СИМ. То есть электросамокаты приравниваются к велосипедам, но в соответствии с определениями ПДД часть из них являются мотоциклами или мопедами. И правила движения определяются характеристиками для каждого отдельно взятого самоката. По последней информации, поправки могут быть финально рассмотрены уже в декабре 2022 г., ранее планировалось весной 2021 г. В случае принятия поправок в последней их редакции никаких изменений в работу сервиса нам вносить не нужно. Самокаты Whoosh не являются транспортным средством, для управления которым требуется водительское удостоверение. Их мощность не превышает 250 Вт, максимальная номинальная мощность в режиме длительной нагрузки составляет 143,4 Вт, а скорость ограничена 25 км/ч. Эти характеристики подтверждаются спецификацией и техническим заключением. Аналогичную позицию, что для управления самокатом Whoosh водительское удостоверение не требуется, сформулировал и Минтранс России".

"Аварии случаются, но демонизировать самокаты не стоит. Аварийность на самокатах летом возрастает относительно зимы. Это так все что угодно больше нуля. И чем популярней самокаты - и частные, и кикшеринговые, - тем больше поездок и больше страшных видео в Сети. Из года в год - больше самокатов на улице, больше инцидентов. Травмы - страшно и плохо, но для того, чтобы сказать, насколько велика проблема, лучше обратиться к цифрам. В исследовании "Трушеринга" за 2021 г. говорится, что пользователи кикшерингов во всей стране совершили в 2021 г. 55 млн поездок. Число официально зарегистрированных ДТП с участием электросамокатов и других СИМ, из отчета Научного центра безопасности дорожного движения МВД, за 2021 г. - 135 происшествий, в которых погибло три человека и ранено 138. В 116 происшествиях СИМ принадлежали физлицам, в 19 - юрлицам, то есть кикшерингам. Итого: на 55 млн поездок в 2021 г. - 19 аварий зафиксированы с кикшеринговыми самокатами. Самокаты явно безопасней автомобилей, безопасней даже велосипедов. Кикшеринговые самокаты настроены сервисом так, что они максимально безопасны. А частные самокаты устроены иначе, поэтому в статистике больше аварий на них. У нас скорость ограничена 25 км/ч, ограничен вес батареи, есть страховка, есть регулярное ТО опытных механиков и т.д. Частные самокаты, как правило, едут сильно быстрее и сильно тяжелее из-за кастомных батарей. Такие самокаты часто выезжают на дорогу, большая часть аварий происходит именно с ними при движении в потоке", - прокомментировала Юлия Камойлик.

Представитель пресс-службы другого кикшерингового сервиса - "Юрент" - считает, что действующие ПДД в достаточной мере определяют правила для маломощных самокатов (мощностью до 0,25 кВт и со скоростным ограничением до 25 км/ч, такие как в шеринговых сервисах). "Однако эти правила не всеми соблюдаются: в первую очередь их не соблюдают владельцы частных самокатов - и очень быстрых, - которые зачастую невозможно контролировать. Это говорит о том, что нужно не столько внедрение нового регулирования, сколько совершенствование мер контроля соблюдения действующих ПДД, в первую очередь в отношении частных самокатов. Также необходимо четкое разграничение маломощных самокатов - средств индивидуальной мобильности, к которым относятся и шеринговые самокаты, и более мощных устройств и быстрых, которые могут развивать скорость 30-40 км/ч и выше. Последние стоит относить к категории мопедов. Мы ждем принятия поправок в ПДД, которые введут в правовое поле понятие средств индивидуальной мобильности и закрепят единые правила - которые мы уже и так соблюдаем, - для всех пользователей электросамокатов, в том числе частных. Электросамокаты кикшеринговых сервисов, в том числе сервиса "Юрент", имеют ограничения по мощности до 0,25 кВт, в отличие от частных, на программном уровне ограничены по скорости движения в городе до 20-25 км/ч. Уже три года мы ограничиваем скорость электросамокатов до 25 км/ч и значительно опережаем предлагаемое регулирование. Во всех городах, где мы работаем, есть "медленные зоны" с высоким пешеходных трафиком - в них самокат едет не быстрее чем бежит человек, 10-15 км/ч. Ограничение стоит на программном уровне в привязке к геолокации - разогнаться при въезде в такую зону у пользователя не получится. Кроме того, каждая поездка в сервисе "Юрент" застрахована, базовая страховка покрывает ущерб здоровью, а расширенная страховка за 35 руб. страхует ущерб здоровью и имуществу и самого пользователя во время поездки, и третьих лиц", - рассказал представитель пресс-службы "Юрент".

Владелец бизнес-школы Katkov.School, основатель KIP LegalTech, член Ассоциации юристов России Павел Катков думает, что нужно говорить не о специальном регулировании кикшеринга, а о его встраивании в уже существующую нормативно-правовую базу. "Является ли самокат участником дорожного движения? Как его регулируют ПДД? Какая ответственность предусмотрена? Я думаю, пока это вопрос ГИБДД и муниципалитетов, а в части ответственности - гражданского права. Ответственность при этом может быть разной, и субъекты ее разными. Например, если самокат врезался в человека, то надо понимать, это его пользователь не справился с управлением, или механизм был неисправен, или что-то с технологической частью, и тогда уже определять ответственного. Но опять же, тут нет ничего нового - аналоги есть в автомобильном праве. А потому - сначала применяем консервативные механизмы. И только там, где они не сработают - вводим специальное регулирование", - рассказал он.

Член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев напомнил, что о необходимости регулирования кикшеринга и в целом движения на электросамокатах говорят уже давно. "Так, еще осенью 2019 г. Министерство транспорта подготовило и опубликовало поправки в Правила дорожного движения, в которых появился новый термин - СИМ (средства индивидуальной мобильности). Но пока дальше проекта дело не продвинулось, соответствующие поправки до сих пор не приняты. Прежде всего регулирования требуют вопросы безопасности при использовании электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности. В ситуации отсутствия специальных правил водители электросамокатов в большинстве случаев вообще не считают себя обязанными соблюдать какие-либо правила. На самом деле на них распространяются правила дорожного движения. В зависимости от мощности самоката это могут быть правила движения пешеходов (при мощности самоката до 250 Вт) или правила движения мопедов (при мощности самоката свыше 250 Вт). Но далеко не все водители самокатов это понимают и, например, передвигаются на мощных самокатах по тротуарам, что периодически приводит к столкновениям с пешеходами", - резюмировал он.

Новости из связанных рубрик