Поставки товаров по параллельному импорту позволили российской рознице закончить первое полугодие с показателями, которые оказались заметно лучше прогнозов, несмотря на ситуацию в экономике, санкции и их последствия, волатильность валютных курсов и прочие неблагоприятные факторы.
© ComNews
22.07.2022

Агентство "Финам" 21 июля провело онлайн-конференцию " Российский ритейл: курс на дискаунтеры и параллельный импорт". Она была посвящена анализу масштабной трансформации, которая идет на российском розничном рынке, который переживает невиданный с 1990-х передел, связанный с массовой продажей российского бизнеса западных компаний местным игрокам. При этом аналитики фиксируют позитивную динамику выручки, в чем немалую роль играют поставки по параллельному импорту, направленные на замещение выпавших товарных групп.

Главный аналитик Промсвязьбанка Людмила Теличко высказала мнение, что в большинстве своем запасы были распроданы еще в период ажиотажа по завышенным ценам, но на сегодняшний день уже частично налажены новые пути поставок по большинству товаров. Вместе с тем, по ее мнению, высокотехнологичная продукция находится в зоне риска. "Но есть и сферы, к примеру технологические, где высока зависимость от возможностей поставок и лицензий. Тут, конечно, риски значительно выше, но в целом уже сейчас оказываются максимальные меры поддержки для таких отраслей. Не последнюю роль тут играет и параллельный импорт, а также потенциал наращивания доли азиатских производителей. В общей сложности, в таких сферах рынок может сузиться. В условиях снижения платежеспособности и увеличения неопределенности спрос будет переориентироваться на товары повседневного сегмента и ценовой категории средней и ниже, что приведет к выпадению дорогих видов продукции", - отмечает она.

Профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им Г.В. Плеханова Вячеслав Чеглов несколько более осторожен в оценках влияния текущей ситуации на ассортимент товаров: "Об аналитике (ассортимента товаров - прим. ComNews) можно будет говорить осенью, когда наладится параллельный импорт и будет ясно, какие позиции он сможет закрыть и как себя поведут крупные зарубежные производители и оптовики".

По мнению аналитика "Велес Капитал" Артема Михайлина, развитие параллельного импорта является для непродовольственной розницы крайне важным вопросом: "Непродовольственная розница напрямую будет зависеть от того, получится ли наладить параллельный импорт. Онлайн-сегмент в полной мере пока вытеснить никого не способен, так как занимает всего несколько процентов розничной торговли в России. При этом крупнейшими онлайн-ретейлерами являются маркетплейсы, на которых размещают как на площадке свою продукцию малые игроки".

Главный аналитик "Открытие Инвестиции" по российскому рынку акций Алексей Павлов в итоге сделал следующий вывод: "Я бы за конкуренцию в целом не переживал. Она и без западных товарищей в розничной торговле высокая. А местами и очень высокая. А ухудшение качества товаров - это не к продавцам, это к производителям".

При этом Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) уже заявила о готовности участников предоставлять гарантии на технику, ввезенную по параллельному импорту.

https://www.comnews.ru/content/221255/2022-07-19/2022-w29/kompanii-uchastniki-akit-dayut-garantii-parallelnyy-import

Президент АКИТ Артем Соколов заявил: "Клиент всегда должен знать, куда обратиться, поэтому ряд ретейлеров уже сейчас полностью взяли на себя обеспечение гарантийного обслуживания, чтобы сохранить высокое качество сервиса для покупателей. Компании имеют право устанавливать его по закону о защите прав потребителей. И поскольку производитель уже не делает этого, мы возьмем это обязательство на себя. На данный момент эту инициативу поддержали семь ретейлеров, но мы уверены, что такая практика в дальнейшем распространится на весь рынок".

"М.Видео" и "Эльдорадо" не только соблюдают требования закона "О защите прав потребителей", но и берут на себя ряд дополнительных обязательств. В частности, осуществляют прием техники надлежащего качества на возврат в течение 30 дней с момента покупки. Также в обеих сетях доступны программы дополнительного сервиса. Для получения гарантийного обслуживания по технике с пометкой "Гарантия продавца" клиент в течение одного года с момента передачи ему товара может обратиться с чеком и паспортом в любой магазин, дальше - все обязательства в полном объеме и взаимодействие с сервисными центрами на нашей стороне. По остальным товарам по-прежнему можно обращаться в авторизованные сервисные центры напрямую. В случае невозможности ремонта по закону покупатель сможет получить возврат денежных средств", - сообщила пресс-служба ретейлера.

Пресс-служба "Яндекс.Маркета" так прокомментировала решение АКИТ: "Чтобы покупка на "Яндекс.Маркете" оставила хорошие впечатления, мы стараемся предложить товары с качеством, которое соответствует ожиданиям пользователей. Люди привыкли покупать с гарантией такие устройства, как смартфоны и ноутбуки, а также бытовую технику. Поэтому если "Яндекс.Маркет" сам привез из-за границы подобные товары, то маркетплейс гарантирует их возврат или обмен, если в течение года корректной эксплуатации устройства выяснится, что оно оказалось неисправным".

Вместе с тем на вопрос ComNews, будет ли "Яндекс.Маркет" распространять данную инициативу на компании, которые размещают свои товары на его площадке, поступил следующий ответ: "Для партнеров "Маркет" выступает платформой, на которой десятки тысяч продавцов размещают миллионы товаров. Партнеры работают в рамках действующего законодательства".

Легализацию параллельного импорта часто критиковали за то, что она может привести к массовому завозу контрафактной и фальсифицированной продукции, и высокотехнологичная не является исключением. Показателен пример некоего Онура Аксоя, который девять лет торговал через несколько маркетплейсов кустарно восстановленным сетевым оборудованием со взломанными прошивками.

В пресс-службе Ozon на запрос о том, какова политика маркетплейса в отношении контрафакта, ответили: "По правилам маркетплейса на Ozon запрещена продажа контрафактной и фальсифицированной продукции. При выявлении таких товаров мы блокируем их карточки и скрываем от покупателей. Если продавец планирует продавать продукцию с зарегистрированными товарными знаками или торговой маркой - он должен подтвердить, что товар оригинальный и куплен у производителя. Для этого он загружает документы на бренд, подтверждающие право пользования торговым знаком или маркой, а также договор на приобретение товаров у официального представителя бренда или правообладателя".

Новости из связанных рубрик