14% компаний будут увеличивать затраты на использование Big Data в 2022 году, а 11% планируют их сократить. 46%, тех кто работает с Big Data, делают это с помощью облачных решений, 29% планируют применять облака в будущем, эксперты же считают, что 100% компаний будут использовать облачные технологии из-за антироссийской санкционной политики.
Ирина
Приборкина
© ComNews
27.06.2022

Такие данные озвучили эксперты в ходе сессии "Культура работы с данными" в рамках VK Cloud Conf.

Александр Волынский, технический менеджер продукта компании VK Cloud Solutions отметил, что многие вендоры, которые предоставляют услуги по работе с данными, уходят или уже ушли из России. "Первый вызов, с которым мы сталкиваемся – как поддерживать текущие решения? Также остаются вопросы: как расширять или продлять лицензии, кто будет заниматься поддержкой? Здесь есть несколько решений – поддерживать самостоятельно, использовать отечественных партнеров или сотрудничать со специалистами, которые ушли из страны, но готовы участвовать в поддержке некоторых решений. Тогда возникает вопрос безопасности", - сказал Александр Волынский.

Он отметил, что, тогда многие компании принимают решение выходить на новые инструменты. По его словам, это достаточно тяжелая задача, в которой нужно заранее планировать ресурсы. "Здесь проще компаниям, которые уже используют open source инструменты", - уточнил он. Говоря про инфраструктуру, он отметил, что ее стоимость резко изменилась. "Большие данные часто предполагают большие кластера. Внезапно стоимость поддержки этого кластера поднялась. Кроме денег, возникает вопрос дефицита железа. Поэтому, в контексте данных, многие компании в этом году заинтересовались переходом в облака. 2022 год не только год вызовов, но и взрывного роста облачных решений", - отметил Александр Волынский.

По его словам, 2022 год с точки зрения процессов и команды показывает тенденцию к тому, что все сложнее найти именно экспертов. "Во-первых есть отток ИТ-специалистов, а во-вторых специалисты с неохотой меняют работодателя, в связи с неопределенностью и рисками. Это приводит к тому, что при построении data-команд мы сталкиваемся с еще одним вызовом – насколько быстро можно закрыть вакансии. В контексте команды тоже возникает вопрос миграции на новые инструменты" - объяснил технический менеджер продукта компании VK Cloud Solutions.

Lead Product Manager VK Cloud Solutions Виталий Ранн рассказал, что по результатам опроса, в котором приняли участие более 150 участников, среди которых ИТ-директора, CDO, CIO, CDTO, руководители ИТ-департаментов компаний из различных отраслей, которые поделились данными, как планируют работать с big data в 2022 году, больше всех технологии больших данных используют компании из отраслей FMCG, розничный ритейл и банки.

Лидер по технологическим партнерствам и альянсам компании Arenadata Денис Сосновцев отметил, что российский рынок больших данных находится полностью в струе мировых тенденций: здесь, как и во всем мире, самыми активными отраслями являются компании FMCG, розничный ритейл и банки. "Потому что они ближе всего к цифре. Им проще всего обосновать вложения и быстрее всего получить от них эффект. Во мире госсектор не так быстро движется к использованию больших данных, как хотелось бы. В России намного более серьезные продвижения в данном секторе", - отметил он.

Виталий Ранн рассказал, что по результатам исследования, 38% опрошенных не используют решения на основе больших данных, 21% используют 3-4 года, 18% 1-2 года, 13% более 5 лет и 10% менее года.

Денис Сосновцев отметил, что заниматься big data затратно и поэтому порог входа довольно высок. "Это серьезное мероприятие – построить хранилище данных, научиться работать с ним и извлечь из этого эффект. В ведущих отраслях, которые мы назвали, вопрос стоит так – если ты не используешь большие данные, то выпадаешь из конкуренции. Но во многих других отраслях, есть всегда те, кто идут впереди и те, кто ждут их примера. В некоторых отраслях работа с большими данными это еще и эксперимент и результат его не всегда очевиден", - объяснил он.

Виталий Ранн добавил, что на текущий момент далеко не для всех компаний подходят технологии big data. "В политике многих компаний я замечаю, что не все хранят данные за последние 5-10 лет. То есть они даже не планируют использовать эти данные в будущем", - сказал он. По его словам, исследование показало, что 46%, тех кто работает с big data, делают это с помощью облачных решений, 29% планируют их применять в будущем, а 25% не используют и не планируют.

Денис Сосновцев считает, что, возможно, в сложившейся геополитической ситуации, для большого количества компаний облако будет одним из немногих или даже единственным инструментом оперативно получить ресурсы для своих ИТ-проектов. "Даже если вы не используете облачные технологии, вы будете их использовать и никуда от этого не деться", - уверен он.

Виталий Ранн рассказал, что последнее время наблюдает высокий спрос на подход cloud first. "Многие стартапы сразу запускаются в облаке и даже крупные компании запускают новые продукты сразу же в облачном провайдере", - сказал он. По его словам, 65% опрошенных не планируют менять затраты на инфраструктуру для решений по работе с большими данными, 14% будут увеличивать затраты, а 11% планируют их сократить.

Говоря о трудностях внедрения решений на основе big data, большинство респондентов отметили недостаток компетенций в команде и плохо категоризированнные данные. Кроме того, у 13% опрошенных в компании нет понимания ценности работа, а у 12% нет бюджета. Еще 12% считают, что их ИТ-инфраструктура не готова к таким проектам, а 11% считают сложным выбор технологического стека решений. Также респонденты беспокоились об обеспечении безопасности и недостаточности поддержки вендоров.

По мнению Дениса Сосновцева, вопрос безопасности собрал слишком мало голосов. "Мне кажется, что это один из самых больных вопросов в реальных внедрениях, особенно big data в облачном подходе. Наличие компетенций один из самых больших вопросов, чтобы Вы не делали", - отметил он.

Новости из связанных рубрик