Треть проходящих курсы профессиональной переподготовки, трудоустроенных в производственной сфере, а также строительстве и недвижимости, выбирают освоение ИТ-специальностей. Кроме того, ИТ-специальности популярны для переподготовки у четвертой части тех, кто работает в розничной торговле, финансах, образовательных учреждениях, а также в гостиничном и ресторанном бизнесе.
Ирина
Приборкина
© ComNews
23.06.2022

Пресс-служба образовательной платформы GeekBrains рассказала, что по результатам их исследования стало известно, что большинство россиян для профессиональной переподготовки в 2022 г. выбирают ИТ-специальности. "Так, курсы по разработке выбирает треть респондентов, в настоящее время трудоустроенных в производственной сфере деятельности (34%), строительстве и недвижимости (30%), и четверть тех, кто работает в розничной торговле (28%), финансах (28%), образовательных учреждениях (27%), гостиничном и ресторанном бизнесе (26%)", - отметила пресс-служба GeekBrains. По их словам, в опросе приняли участие более 28 тыс. респондентов по всей России.

Игроки рынка считают, что кратковременное обучение не только не решит проблему кадрового голода, но и может ее усугубить, и с гораздо меньшей вероятностью берут таких специалистов на работу.

Директор технологических центров ООО "АксТим" / ex-Accenture Дмитрий Горынин отмечает, что выпускники образовательных курсов по освоению разработки на том или ином технологическом стеке в подавляющем большинстве выпускаются либо интернами, которых нужно доучивать внутри проектной команды, либо джуниор-разработчиками. По его словам, кейсы, когда по результатам прохождения курсов получается готовый middle, можно считать редчайшим исключением. "Уровень зрелости выпускника курсов зависит от следующих факторов: во-первых, качество обучающей программы. Качество обучающих материалов и их структурированность, количество и уровень сложности практических задач, интенсивность занятий. Все эти факторы крайне важны для достижения необходимого уровня подготовки. Во-вторых, это качество преподавания. Без профессионального преподавателя программа теряет 50% своей эффективности. В-третьих, бэкграунд обучающегося. Если человек когда-то программировал на уровне любителя, то ему гораздо легче дается прохождение курсов. В-четвертых, способности и усердие обучающегося. Чем больше учащийся тратит времени на освоение программы, тем лучше результат", - объясняет Дмитрий Горынин.

По его словам, наиболее успешны выпускники курсов, на которых готовят прикладных Front-End-разработчиков, также успешны выпускники курсов, на которых готовят дата инженеров для проектов интеграции классических данных. "Также, по моему опыту, практически всегда в ИT-индустрии себя находят успешные выпускники курсов, в рамках которых выполняется подготовка инженеров по тестированию, системного анализу, специалистов поддержки программных продуктов. По умолчанию, если человек до курсов не сталкивался с программированием, то ему будет проще освоить ИT-специальность, которая не подразумевает разработки кода. Практика показывает, что среднестатистическому человеку гораздо легче понять, что такое спецификация требования или функциональное тестирование, нежели переменная и ее тип", - отмечает он.

Генеральный директор ГК "Эдит Про" Дмитрий Кичко считает, что квалификация переученных специалистов, как правило, очень низкая. "Более-менее успешные случаи бывают, когда такие люди становятся бизнес-аналитиками в смежных сферах со своей прошлой работой. Например, бухгалтера становятся аналитиками по регламентированному учету ERP-систем. Мы таких специалистов после курсов обычно не берем. У нас есть своя программа переквалификации специалистов смежных областей в аналитики", - рассказывает он.

Руководитель группы подбора персонала в HR-департаменте компании "Рексофт" Кристина Гурочкина отмечает, что чаще всего курсы дают первичную базу, которая недостаточна для самостоятельной работы. По ее словам, такому специалисту в обязательном порядке нужен наставник внутри компании, который курирует и дообучает, а значит, тратит часть своего рабочего времени, именно поэтому компании предпочитают брать в штат специалистов уровня middle и выше.

"Начинающих специалистов набирают, когда на рынке все стабильно и у компании есть бюджет, чтобы прокачивать людей, есть время на обучение специалистов. Сейчас новичкам остается выбирать из того, что имеется. Среди начинающих специалистов много студентов технических вузов, но также есть люди, которые решили поменять профессию. Им труднее найти работу, ведь это требует кардинальной перестройки", - говорит она. По ее словам, при выборе специальности в ИТ пальму первенства держит профессия тестировщика. "Чаще всего начинают с самого простого ручного тестирования, а потом постепенно повышают свою квалификацию. Затем идут аналитики. Однозначно, чистым гуманитариям здесь трудно. Наличие внутренней логики, самоорганизованности, готовности к скрупулезной работе очень важно. На третье место я бы поставила UX/UI-дизайн. В эту специализацию хорошо вливаются дизайнеры, работающие в сфере маркетинга и интерьера, имеющие художественную базу, намеренность и опыт работы с дизайнерскими программами", - рассказала Кристина Гурочкина.

Директор по персоналу компании "Т1 Интеграция" Вероника Еликова считает, что квалификация переученных или изначально выучившихся на ту или иную ИТ-специальность - это в любом случае базовый уровень. "Конечно, качество и наполнение обучения тоже может отличаться. В любом случае, сразу после обучения кандидата, получившего сертификат и знания, возьмут на стартовую должность в компании. Далее рост и развитие сотрудника будут сильно зависеть от того, в каком проекте он работает, насколько у него есть возможность развивать экспертизу и получать новые навыки. Лучше всего реализуют себя начинающие тестировщики и разработчики. Я видела много примеров, когда совсем юный тестировщик развивался как в этой сфере, так и переходил в разработку и успешно рос в этом направлении", - отмечает она.

По словам директора центра разработки Artezio (входит в группу "Ланит") Дмитрия Паршина, очень сложно говорить о квалификации специалистов, которые проходят обучение и переподготовку на специальных курсах. "Проблема в том, что подобные курсы не имеют какого-то стандартного подхода к образованию и не могут гарантировать результат. Именно поэтому их прохождение не является для ИТ-компаний ориентиром при найме сотрудника. Скорее, такие курсы нужны самим людям, которые хотели бы работать в ИТ-секторе. Учебный процесс позволяет понять, насколько интересна работа в ИТ, получается ли реализовать свои возможности в выбранной сфере разработки. Для ИТ-компаний при найме сотрудников очень важно составить картину практических знаний соискателя, его способности обучаться и работать в команде. Причем хороший результат показывают, как правило, специалисты с базовым математическим образованием, если мы говорим про разработку программного обеспечения", - считает Дмитрий Паршин.

Он отмечает, что в ИТ довольно сложно оставаться в статичном состоянии, не инвестируя постоянно в свое обучение. "Меняются технологии и инструменты разработки. Это требует гибкости от специалистов, постоянного желания двигаться вперед вместе с прогрессом. Курсы этого желания не дают, а только помогают понять, существует ли потенциал для построения карьеры в ИТ или нет", - говорит директор центра разработки Artezio.

Директор по персоналу компании - разработчика ПО "МойОфис" Екатерина Дементьева отмечает, что если у человека есть базовые технические знания и логико-аналитический склад ума, то при переобучении ему будет проще. "В целом переобучение - хорошая возможность для того, чтобы люди разных профессий и далее оставались востребованными. Однако реалии таковы, что, например, юрист, который при помощи короткого курса переквалифицировался в разработчика, менее интересен работодателям в качестве сотрудника отдела разработки. В шаблонных ситуациях он, скорее всего, сориентируется, но при возникновении необычного кейса или необходимости взглянуть на задачу под другим углом - а такое часто случается, учитывая быстро меняющийся ИТ-рынок, - у человека с большой долей вероятности случится ступор. Если знания поверхностны, то нет глубокого понимания того, что происходит "под капотом", почему в той или иной рабочей ситуации нужно поступить именно так, а не по-другому. Плюс такой сотрудник может оказаться чужеродным в команде тех, кто имеет профильное образование", - считает Екатерина Дементьева.

По ее мнению, кратковременное обучение не только не решит проблему кадрового голода, но и может ее усугубить. "Высококвалифицированные кадры в разработке и так были в дефиците, но в последнее время этот разрыв увеличился в разы. Зарплатные ожидания junior-разработчиков далеко не всегда соответствуют их опыту и навыкам. Частой практикой становится то, что все больше компаний готовы идти на условия того или иного специалиста. В найме редких кадров компании используют любые возможности, часто не всегда обоснованно перекупая сотрудников - и это еще больше перегревает рынок. Другим его участникам становится труднее и дороже нанимать людей", - говорит она.

По ее словам, при переподготовке обязательным условием должно быть наличие базового курса продолжительностью не меньше года, плюс дальнейшая стажировка с написанием и защитой выпускной работы, подтвержденной практикой.

Новости из связанных рубрик