Новости / май 2022
Игра на увольнение

Российский разработчик HRTech-решений TalentTech (входит в "Севергрупп") создал платформу для "экологичного" увольнения сотрудников. В ходе использования решения, как в игре, сотрудник двигается по треку, решает задания, получает практические советы и формирует список интересных вакансий, тем самым готовясь к выходу на новое место работы.
Ирина
Приборкина
© ComNews
25.05.2022

Согласно исследованию TalentTech, каждый пятый работодатель (21%) уже начал сокращать сотрудников. "То есть 21% компаний прямо сейчас нуждается в готовых подсказках, как правильно проводить увольнения сотрудников - с наименьшим ущербом для HR-бренда и с наибольшей пользой для увольняемых. Чаще всего это ИТ- и производственные компании, а также крупный бизнес со штатом более 1000 человек", - отметила пресс-служба TalentTech.

По словам представителей компании, TalentTech создал первое мобильное приложение с треком аутплейсмента. "Это готовый сценарий экологичного увольнения с материалами для подготовки специалиста к выходу на рынок труда. Сотрудник скачивает мобильное приложение TalentTech, двигается по треку, решает задания, получает практические советы и формирует список интересных вакансий, тем самым готовясь к выходу на новое место работы", - рассказала пресс-служба компании.

HR-эксперт, директор по методологии продуктов HCM-платформы и консалтингу TalentTech Мария Маслова говорит, что компания видит необходимость в подобного рода инструментах мягкого увольнения и быстрого поиска нового места работы: они помогут сохранить хорошее отношение сотрудника к компании, а самой компании дадут возможность укрепить HR-бренд. "Аутплейсмент позволяет смягчить негатив от самого факта увольнения, проявить заботу о человеке, помочь сориентироваться на рынке труда, переосмыслить карьерный опыт и найти новую работу", - считает она.

Согласно исследованию, 83% сотрудников считают, что аутплейсмент улучшает мнение о компании, 80% - что снижает вероятность негативных отзывов о бывшем работодателе после увольнения. При сокращениях у оставшихся сотрудников на 41% снижается удовлетворенность работой, на 36% - лояльность к компании, на 20% - эффективность деятельности. "Аутплейсмент помогает сохранить отношения с сотрудниками, чтобы они с большей вероятностью захотели возобновить работу в компании, когда ситуация на рынке стабилизируется. При сокращении людей без заботы об их дальнейшем трудоустройстве компании отмечают экономические потери из-за стресса сотрудников, текучки и снижения продаж", - сказала пресс-служба TalentTech. По ее словам, в рамках приложения руководителю, HR и менеджеру по персоналу доступен личный кабинет с аналитикой по прогрессу и активности каждого сотрудника в приложении.

Мария Маслова рассказала, что потенциальные клиенты проекта - это крупные компании, для которых важен собственный HR-бренд и репутация на рынке. По ее словам, крупные мировые компании частично покидают российский рынок или приостанавливают свою деятельность, они вынуждены расставаться с сотрудниками, с которыми, возможно, они бы не стали расставаться в других условиях, а мягкое и экологичное увольнение, помощь и поддержка при выходе на рынок труда оказывают позитивное влияние на бренд работодателя и, что особенно важно, помогают сохранить лояльность сотрудников к своему работодателю.

"Когда рынок стабилизируется, у компаний вновь появится необходимость набирать команды, которые они сейчас распускают. Возможность вернуть людей, с которыми они вынуждены сейчас попрощаться, станет их серьезным конкурентным преимуществом", - уверена Мария Маслова.

По ее словам, уникальность приложения не только в технологии и концепции, где процесс поиска работы представлен в виде игры, но в большей степени в "начинке", полезном контенте, который разрабатывали методологи-практики TalentTech. "Особый интерес к продукту проявляют иностранные компании, которые работают в России. Причина в том, что зарубежные компании большое внимание уделяют выстраиванию собственного бренда и трепетно относятся к своей репутации работодателя, поэтому для них важно расставаться сотрудниками мягко, сохраняя их лояльность", - говорит Мария Маслова.

По ее словам, аутплейсмент - это не новый подход в работе с персоналом: экологичным увольнением пользовались и раньше. Однако в связи с турбулентностью рынка данный подход приобрел совершенно иные масштабы. "Мы видим, что стало в разы больше кейсов, когда компании вынужденно расстаются с топовыми сотрудниками. Поэтому мы подготовили это решение как помощь HR и руководителям", - отмечает HR-эксперт TalentTech.

HR-директор компании "Рексофт" Дмитрий Скрипкин отмечает, что, по прогнозу аналитиков, к 2025 г. объем мирового рынка геймификации достигнет $14,5 млрд. Индустрия развивается и в России. Так, по некоторым данным, больше половины россиян играют в компьютерные игры. Средний возраст отечественного геймера - 30 лет. "Перспективы у технологии в России большие: нужно только грамотно ее применять. Сейчас геймификация применяется во многих индустриях - колл-центрах, ретейле и телекоме, логистике и, конечно, в HR", - рассказывает эксперт.

По его словам, позиционирование нового продукта от TalentTech, бесспорно, оригинально и нацелено на поколение 30 лет и ниже, для которых жизнь воспринимается через призму игры, - это определенный поведенческий паттерн молодого поколения. "Продукт явно ориентирован на получение премий с уклоном в ESG-повестку. Однако его реальная востребованность при увольнении персонала в коммерческих структурах вызывает некоторые сомнения. Все-таки увольнение - ситуация серьезного стресса. Представьте свои эмоции, когда работодатель предлагает лично вам скачать такое приложение? Конечно, как дополнительная опция к компенсационному пакету это может сработать, когда первые эмоции остыли и сотрудник принял ситуацию с увольнением", - считает Дмитрий Скрипкин.

По его мнению, продукт может быть востребован чуть в другой нише. Например, как сервис биржи труда, государственных социальных служб, компаний по профориентации, EdTech-платформ для помощи в трудоустройстве своих выпускников или независимое мобильное приложение для прокачки возможностей на рынке труда, когда человек уже находится в поиске. "При таком развороте УТП у продукта будет только позитивное восприятие пользователя. С другой стороны, такое позиционирование сокращает потенциальный объем рынка продаж для решения TalentTech", - отмечает эксперт.

Директор департамента High-Tech в компании Kontakt InterSearch Russia Анастасия Овчаренко считает, что в последнее время все больше внимания уделяется процессу аутплесмента, и это очень позитивный момент. По ее словам, еще недавно при увольнении сотрудникам приходилось собственными усилиями искать новое место работы и решать сопутствующие проблемы.

"Автоматизация аутплейсмента - неплохое решение. В первую очередь система позволяет сократить трудозатраты при увольнении большого числа сотрудников. Во-вторых, подобные HRM-системы выстраивают унифицированный подход к взаимодействию с членами коллектива и позволяют не забыть про составные части процесса увольнения вроде рассылки писем от руководства, расчетов в бухгалтерии и др. С точки зрения автоматизации привычных процессов такое решение позитивно сказывается на бизнесе", - отмечает она.

Также эксперт считает, что полная замена процессов компьютерными технологиями подойдет не всем - такая система должна быть четко выверена и адаптирована под культуру компании, особенности команды и конкретных людей. "Кроме того, команды часто разрозненны: зумеры, говорящие "на ты" с компьютером, такое взаимодействие оценят позитивно, а у более старшего поколения отсутствие живого общения с HR может вызвать бурю негативных эмоций. Поэтому автоматизированные системы аутплейсмента должны расцениваться как дополнение к работе HR-специалистов, а не полная замена человеческого труда", - заключила Анастасия Овчаренко.

Новости из связанных рубрик