С начала спецоперации ИТ-разработчики стали хуже откликаться на вакансии. При выборе работы стабильность приобрела высокую значимость. Граница работы и личной жизни стала размываться, а вопросы эмоционального состояния и психологической поддержки для HR вышли на первое место.

Ирина
Приборкина
© ComNews
23.05.2022

О сложившихся за последние четыре месяца HR-трендах в ИТ-сфере рассказали участники секции "ИТ-бренд - что это сейчас?" на РИФ 2022.

По результатам исследования "Хабр Карьера" среди ИТ-специалистов, 60% опрошенных пользователей сервиса на данный момент не планируют покидать страну, 27% хотят уехать, но без конкретных планов, 7% планируют уехать в ближайшее время. Об этом рассказал менеджер проекта "Хабр Карьера" Артем Зыза. По его словам, 7% по факту реальное количество людей, которые собираются уехать. Кроме того, 50% айтишников на данный момент не ищут работу, 33% находятся в поиске, но в иностранную компании с релокацией. 13% ищут работу в российской компании.

Артем Зыза отметил, что также прослеживается сильный тренд на то, что ИТ-разработчики стали гораздо слабее откликаться на вакансии. "Тренд довольно крепкий. Разработчики стали не так активно искать работу, в частности откликаться на вакансии", - уточнил он.

Также он рассказал, что при выборе работодателя айтишники все так же в первую очередь ждут адекватную зарплату, интересные задачи, комфортные условия труда и профессиональный рост. "Это критерии, которые довольно долго не меняются. Но мы добавили в выборку два критерия - стабильность и возможность релокации в другую страну. Сейчас это приобретает актуальность. Что интересно, новый критерий по стабильности сразу попал на шестое место по важности. А это значит, что стабильность для айтишников приобретает большую значимость при выборе работодателя", - отметил эксперт.

Бизнес-партнер Skillbox Ева Леонова отметила, что 24 февраля этого года мы проснулись в мире, который хаотичен, волатилен, у которого совершенно изменились правила игры, в результате чего появилось много трендов, и они все разнонаправленные. "Кандидаты хотят стабильного работодателя. Когда мы говорим "стабильный", мы имеем в виду "надежный". Кандидаты хотят верить, что компания, в которой они работают, не закроется завтра. Еще один тренд, который появился, - это проектная занятость или совмещение. Мало кто готов переходить сразу в новую компанию. Раньше, когда ИТ-специалист выходил на рынок, за несколько часов он мог собрать много предложений и уже через пару дней выйти на новую работу. Сейчас все значительно осмотрительнее", - рассказала Ева Леонова. По ее словам, также появился тренд на релокацию. "По исследованию NewHR, на данный момент 40,4% уезжают или уже переехали, 46,5% не едут никуда и 13,1% едут и возвращаются", - уточнила эксперт. Кроме того, она отмечает, что большая часть государственных мер поддержки ИТ-рынка были направлены на сами компании и в меньшей мере коснулись сотрудников - отсрочка от армии и льготная ипотека. "Отличное начало, но если честно, то, что говорят айтишники в кулуарах, - эти две меры не сильно останавливают ИТ-специалистов в вопросе отъезда из страны и смены места работы. Потому что когда начинаешь внимательнее смотреть на требования к получателю мер поддержки, то находишь очень много подпунктов, которые надо выполнить или соответствовать им, чтобы мерами действительно можно было воспользоваться", - сказала Ева Леонова. Она отметила, что в сложившейся геополитической ситуации самое ужасное, что может сделать работодатель - это молчать. "Внедряйте программы психологической, финансовой и юридической поддержки. Создавайте возможность сотрудникам общаться внутри компании", - заключила эксперт.

Начальник управления и развития технологий компании Х5 Tech Надежда Чурсова рассказала, что в компании для себя определили фокусы поддержки сотрудников - информирование, информация в почте, открытые микрофоны с руководителями подразделений. Поддержка эмоционального состояния сотрудников - вебинары, пульс-опросы, горячая линия. "Пульс-опросы дают нам обратную связь. Нас много, и нет ежедневной возможности вживую узнавать у ребят, как они себя чувствуют. Через этот инструмент мы можем отслеживать эмоциональное состояние сотрудников, - говорит Надежда Чурсова. - Мы начали говорить о каких-то психологических моментах, чего раньше не было. Граница работы и личной жизни стала размываться. Сами сотрудники начали об этом говорить. Были такие запросы, как "Я чувствую в себе очень много агрессии, что мне с этим делать?", и мы разбирали эти моменты. Обсуждение таких тем дает ощущение, что ты не один и то, что ты чувствуешь, чувствует и любой другой человек, попадая в похожие обстоятельства".

Старший консультант практики HR-marketing АО "Экопси Консалтинг" Артем Гринев рассказал о результатах исследования, которое компания проводила с 1 июня по 31 августа 2021 г. совместно с Habr. Респонденты оценивали 710 компаний. По результатам исследования, только у 348 компаний узнаваемость больше 10%. Только 15% российский компаний на рынке имеют сформированный ИТ-бренд. "Говоря об узнаваемости ИТ-бренда, имеется в виду не просто, что человек слышал о компании, ведь у нее может быть классный B2C-продукт, а ее узнают и приписывают к ней устоявшиеся HR-ассоциации, например классные технологии, большие доходы, самые классные корпоративы. Когда человек рекомендует работу в какой-либо компании, он апеллирует этими ассоциациями. Настолько проработанных ИТ-брендов на рынке сейчас всего 15%", - уточнил Артем Гринев.

По результатам исследования большинство опрошенных ответили, что сильный ИТ-бренд ассоциируется с качественным продуктом, справедливой оплатой труда, инновационными проектами и современным стеком технологий. "Если компания активно управляет своим брендом и закладывает эти тематики, то тогда мы видим у нее большой рост привлекательности", - ответил эксперт. По его словам, еще один тренд в отношении к ИТ-бренду - люди становятся менее важны, а именно - за последний год снизилась важность критериев, касающихся людей. "Такие характеристики, как отношения в коллективе, профессиональная среда, экологичное отношение руководства к сотрудникам, интерес руководства к сотрудникам, становятся все менее значимыми при выборе работодателя. Одна из наших гипотез - айтишники ушли на тотальную удаленку и тесного контакта с коллективом все меньше", - считает Артем Гринев.

Новости из связанных рубрик