Выручка VK Company Limited за I квартал 2022 г. выросла на 9% год к году и составила 30,9 млрд руб. EBITDA компании за I квартал 2022 г. сократилась на 51% год к году - до 2,9 млрд руб. Общий скорректированный чистый убыток компании за I квартал 2022 г. составил 7,3 млрд руб. против 998 млн руб. за I квартал 2021 г.
Ирина
Приборкина
© ComNews
29.04.2022

Аналитики считают, что через два года ключевые проекты группы выйдут на безубыточность и продолжится рост платформы "ВКонтакте". Эксперты отмечают, что большой приток новых клиентов, прежде всего СМБ, не смог уверенно компенсировать уход некоторых крупных рекламодателей.

Представители VK Company Limited сообщили о том, общий чистый убыток компании по МСФО за первый квартал 2022 года составил 54,9 млрд рублей, против 2,4 млрд рублей общего чистого убытка по МСФО за первый квартал 2021 года. Чистый долг VK без учета обязательств по аренде на конец марта составил 54,3 млрд рублей, а с учетом арендных обязательств 70,6 млрд рублей. По состоянию на конец марта отношение чистого долга к скорректированной EBITDA за последние 12 месяцев составило 2,46. "В связи с продолжающейся приостановкой торгов ГДР VK на Лондонской фондовой бирже произошло "Событие Делистинга" конвертируемых облигаций VK. Компания вместе с назначенными советниками работает над предложением для держателей облигаций для разрешения вопросов по "Событию Делистинга" облигаций и поиска альтернатив реализации права предъявления их к погашению", - отметили в пресс-службе компании.

Кроме того, компания также объявила о ряде изменений в составе Совета директоров и руководящем составе, которые произошли с начала года. Совет директоров был расширен за счет членов российского научного сообщества. Также был назначен ряд руководителей в составе управленческой команды в таких областях, как искусственный интеллект, информационная безопасность, инвестиции и развитие бизнеса, маркетинг и других. В VK также появилась позиция менеджера по устойчивому развитию, что отражает растущий фокус компании на повестке ESG. "Учитывая сохраняющийся высокий уровень неопределенности, на данном этапе компания воздерживается от прогнозов", - сообщили в VK Company Limited.

Скорректированная выручка сегмента "Социальные сети и коммуникационные сервисы" выросла на 9% в годовом исчислении до 14,6 млрд рублей в первом квартале 2022 года, при этом выручка от рекламы и пользовательских платежей за социальные сервисы (Community IVAS) являются крупнейшими компонентами выручки. "Выручка сегмента по МСФО выросла на 10% год к году до 14,6 млрд рублей в первом квартале 2022 года. Скорректированная EBITDA снизилась на 13% год к году до 4,9 млрд рублей в первом квартале (при рентабельности в 34% против 42% год назад) в связи с возросшими затратами на персонал и инвестициями в музыкальный контент", - сообщили в VK.

Также они сообщили, что "ВКонтакте" сохраняет лидирующую позицию среди социальных сетей в России: в первом квартале ее средняя месячная аудитория составила 73,4 млн пользователей (+1,3% год к году), а средняя дневная аудитория достигла 47,2 млн. "В марте было отмечено несколько новых рекордов, в том числе показатель месячной активной аудитории в России в размере 75,8 млн, пиковая дневная активная аудитория в России в 50 млн, а также месячная активная аудитория в мире, которая впервые превысила 100 млн (100,4 млн, +2,4% год к году). По состоянию на март время, проводимое в мобильной версии ВКонтакте, составляло 44,2 минуты в день, при этом для самой активной группы в возрасте от 12 до 24 лет данный показатель достигал 57,1 минуты в день", - рассказали в VK.

По их словам, количество приложений на платформе VK Mini Apps выросло на 43% в годовом исчислении в марте и составило 42 000, при этом средняя месячная активная аудитория в первом квартале составила 41,8 млн (+8,4% год к году). А сервис VK Видео, запущенный в октябре 2021 года, в марте достиг рекордного уровня в 2,45 миллиарда просмотров в день, при этом в первом квартале средний показатель ежедневных просмотров составил 2,11 миллиарда. "В марте VK Видео масштабировали на Smart TV. Наблюдался рост просмотров видео и в самой социальной сети ВКонтакте: в первом квартале среднесуточное количество просмотров составило 957 млн (+20% год к году), а в марте оно достигло пика в более 1,3 млрд просмотров", - сказали в VK. Они отмечают, что "ВКонтакте" наблюдает рост создания и потребления контента в России. В марте количество созданных сообществ увеличилось на 68% по сравнению с тем же периодом предыдущего года, а число подтвержденных запросов на добавление в друзья было на 30% выше, чем годом ранее. Количество новых зарегистрированных пользователей также выросло на 63% год к году, а количество просмотров новостной ленты увеличилось на 16% в годовом исчислении.

В VK сообщили, что средняя месячная активная аудитория Одноклассники (ОК) в России в первом квартале составила 38 млн. "Аудитория демонстрирует высокую вовлеченность: за квартал было отправлено более 8,9 млрд виртуальных подарков, 580 млн открыток и 545 млн стикеров. Количество новых регистраций пользователей в марте выросло на 17,8% год к году, а количество восстановленных профилей выросло на 30,5% год к году в особенности благодаря пользователей в возрастной группе 25-45 лет, при этом вовлеченность новых пользователей была выше средней", - поделились данными в компании.

По данным VK Company Limited в сегменте "Образовательные технологии" Skillbox Holding Limited, в том числе Skillbox, Geekbrains, Skillfactory, Mentorama, Lerna, скорректированная выручка в первом квартале 2022 года выросла на 27% год к году и составила 2,7 млрд рублей. Выручка сегмента по МСФО выросла на 62% год к году — до 2,8 млрд рублей. "Сегмент "Образовательные технологии" в первом квартале показал убыток по скорректированной EBITDA в размере 0,4 млрд рублей, против 0,1 млрд рублей убытка в первом квартале 2021 года. Причиной стало снижение спроса в марте и начисление налогового резерва в первом квартале", - уточнили в компании. По их словам, по состоянию на конец марта общее количество зарегистрированных учеников на платформах достигло 10,8 млн, что в 1,5 раза больше, чем в предыдущем году, в том числе 0,5 млн новых регистраций добавились в течение первого квартала.

В VK Company Limited сообщили о том, что в сегменте совместных предприятий СП "О2О" (равные доли по 45,01% у Сбера и VK: Delivery Club 98%, Самокат 85%, r_keeper 99%, Кухня на районе 85%, Ситимобил 97%, Ситидрайв 77%) общий объем оборота (GMV) СП "O2O" достиг 56 млрд рублей, в первом квартале с ростом на 84% год к году без учета Ситимобила. "Скорректированный показатель EBITDA составил минус 6,4 млрд рублей, при этом основным направлением инвестиций были сервисы доставки товаров повседневного спроса. В то же время постоянное внимание к операционной эффективности привело к тому, что рентабельность по скорректированному показателю EBITDA составила минус 11% (как % от GMV): этот показатель лучше, чем годом ранее — тогда он составлял минус 16%", - рассказали в VK.

Также они рассказали, что выручка Delivery Club в первом квартале составила 4,8 млрд рублей, плюс 75% год к году, при этом количество заказов выросло на 71% год к году и составило 30,2 млн. "Благодаря расширению ассортимента и непрерывному развитию уровня обслуживания, средняя частота заказов увеличилась в квартальном и годовом исчислении, составив примерно 5,4 заказа на одного активного пользователя в первом квартале. Число активных клиентов выросло на 19% год к году — до 5,6 млн", - отметили в пресс-службе VK. По их данным, "Самокат" в первом квартале увеличил выручку в 2,6 раза год к году — до 15,3 млрд рублей. Количество заказов составило 28,5 млн, что составляет рост в 2,6 раза год к году, при этом количество заказов в марте достигало 317 000 в день. "В первом квартале "Самокат" начал работу в 9 новых городах. Количество магазинов-складов "Самоката" в марте достигло 1 092 (рост в 2,2 раза год к году), что делает сеть "Самоката" одной из крупнейших в мире. "Самокат" продолжает расширять выбор предлагаемой продукции за счет добавления готовой еды и сегмента "красота" в Москве. Ассортимент товаров, представленных собственными торговыми марками, достиг 764 позиций, и на их долю пришлось почти 20% выручки сервиса в первом квартале", - уточнили в компании. Кроме прочего они отметили, что число поездок с "Ситидрайвом" в первом квартале выросло в 1,8 раза в годовом исчислении благодаря парку легковых автомобилей, который насчитывает 9 375 машин.

Ведущий аналитик компании "Фридом Финанс" Наталья Мильчакова считает, что результаты группы VK выглядят слабыми, на первый взгляд, но их стоит воспринимать и оценивать с большим количеством оговорок. "Например, нужно принять во внимание, что проект "Умскул", который, отчасти, стал причиной увеличения чистого убытка группы без корректировки в 22,3 раза к аналогичному периоду 2021 года, а скорректированного чистого убытка – в 7,4 раза, был полностью консолидирован в отчетности VK впервые в 1 квартале, так как был приобретен только в 4 квартале 2021 года. Ряд других проектов, которые развивает группа компаний, например СП "О2О", тоже пока работают в убыток. Но, как правило, убытки таких высокотехнологичных компаний в глазах инвесторов смягчают сильные темпы роста выручки. А выручка компании даже без корректировок в 1 квартале 2022 года выросла в годовом выражении на 10% до 30,58 млрд руб. Скорректированная выручка выросла на 9%, и драйверами роста выручки стали новые проекты и бизнес-единицы, в том числе бизнес-единица "Образовательные технологии". Мы ожидаем, что примерно через 2 года ключевые проекты группы выйдут на безубыточность", - отмечает аналитик.

По ее словам, сделку по приобретению у "Яндекса" проектов "Яндекс Дзен" и "Яндекс Новости", которые VK и "Яндекс" смогут заключить после одобрения ФАС, пока оценить сложно. "Сделок по приобретению аналогичных активов в России пока не было, и неясно, сколько они стоят. Количество монетизированных каналов в Дзен в первом полугодии 2021 года составляло около 30 тысяч, а ежедневная аудитория этого портала достигла 20 млн пользователей. То есть это ресурс, который уже может сравнительно неплохо монетизироваться, но финансовые показатели ни "Яндекс Дзен", ни "Яндекс Новости" пока не раскрываются, значит, и определить, как это приобретение повлияет в будущем на чистый убыток группы VK, пока сложно. Однако фондовый рынок 28 апреля отреагировал на вышедшую отчётность группы VK и возможное приобретение ею проектов у "Яндекса" достаточно негативно: бумаги VK стали одним из аутсайдеров рынка, снизившись за день на 5,6%", - говорит Наталья Мильчакова.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отмечает, что динамика выручки совпала с ожиданиями рынка, а вот EBITDA оказалась ниже консенсуса. По его словам, во многом заметное снижение рентабельности относительно сопоставимого периода прошлого года было вызвано ростом расходов на персонал и дополнительными инвестициями. Компания, как и ожидалось, не представила каких-либо прогнозов на текущий год. "Также сегодня стало известно, что VK приобретет у "Яндекса" сервисы "Новости" и "Дзен". Стороны пока не раскрыли условия соглашения и технические подробности, но сообщили, что потребуется разрешение на сделку со стороны ФАС. Мы будем ожидать деталей, в частности информации о том, как проекты будут отделяться от экосистемы "Яндекса" и за счет каких средств будет профинансирована покупка. Run-rate выручки "Дзена" по итогам марта составил почти 16 млрд руб., что представляет более 10% выручки VK за прошлый год, а EBITDA сервиса была вблизи нуля. Наша рекомендация и целевая цена для GDR VK сейчас находятся на пересмотре", - рассказал аналитик.

По его словам, выручка VK по итогам квартала увеличилась на 9% г/г, и динамика совпала с консенсусом. "В силу общих проблем на рынке онлайн-рекламы в марте замедлился рост выручки в сегменте социальных сетей. Ряд крупных международных корпораций приостановили свои маркетинговые инвестиции. Также заметно сократился общий объем доступного рекламного инвентаря на рынке, а многие отечественные компании уменьшали маркетинговые бюджеты. Холдинг не стал раскрывать динамику финансовых результатов в конкретных проектах и остановился на операционных показателях", - говорит аналитик.

По его словам, в частности, "ВКонтакте" на фоне ограничений западных социальных сервисов побил несколько рекордов по количеству пользователей. MAU в России достигла 78,5 млн человек, а DAU 50 млн. Среднее время пользования в мобильной версии составило 44 минуты в день, а для наиболее активной части аудитории было на уровне 57 минут. "Пока большой приток новых клиентов, прежде всего СМБ, не смог уверенно компенсировать уход некоторых крупных рекламодателей. Стоит также отметить, что доходы от IVAS по итогам этого квартала росли быстрее рекламной выручки и увеличились почти на 9% г/г. В марте заметно выросло количество регистраций и восстановлений страниц в "Одноклассниках", но пока не очень очевидно, насколько это устойчивый тренд", - отмечает Артем Михайлин. По его словам, выручка игрового подразделения выросла на 5% г/г немного ниже его ожиданий. "На темпах роста заметно сказываются отсутствие новых релизов и проблемы с приемом платежей от пользователей мобильных устройств в России. Доля мобильных игр в доходах вернулась ближе к прежним показателям после провала прошлого квартала и составила 76%. Около 94% выручки обеспечили F2P проекты, а на топ-5 тайтлов пришлось 63% доходов. Рентабельность EBITDA сегмента значительно просела г/г в силу масштабных инвестиций в привлечение и удержание пользователей", - считает аналитик.

Также Артем Михайлин отмечает, что в онлайн-образовании выручка росла сильнее, чем он ожидал, хотя темпы роста и продолжили замедляться относительно прошлых кварталов. "Несмотря на снижение спроса в марте, проектам компании удалось увеличить платящую аудиторию в 1,9 раза г/г и привлечь 34 тыс. новых платящих учеников за квартал. Мы отмечаем, что в результатах виден эффект консолидации приобретенных ранее бизнесов. Рентабельность ed-tech тоже существенно ухудшилась г/г на фоне начисления налогового резерва и просадки спроса", - говорит он. По его словам, относительно покупки "Дзена" и "Новостей" по-прежнему есть много неизвестных вводных. "В частности, не оглашены параметры сделки и технические подробности. "Дзен" является весьма крупным проектом для VK, способным увеличить выручку холдинга более чем на 10% и в будущем стать стабильным источником доходов. Возможно, компания решит как-то объединить его с собственными рекомендательными сервисами. В обычных условиях Дзен мог быть оценен в более чем несколько годовых выручек, но сейчас прогнозировать стоимость сложно", - считает аналитик.

Директор по digital & social media PR Partner Дамир Фейзулов отмечает, что такого результата компании VK ожидать не мог никто. "После блокировки Facebook и Instagram все люди резко перешли во "ВКонтакте", восстановили там свои странички и начали чаще смотреть контент именно там. Можно точно сказать, что социальная сеть выстрелила в конце февраля этого года", - говорит эксперт.

По его мнению, геополитические процессы наиболее сильно повлияли на ситуации в социальных сетях, и в том числе, на платформу "ВКонтакте". "Пару месяцев назад многие говорили, о том, что социальная сеть устарела и нет необходимости ей пользоваться, ведь есть Meta. Сейчас же "ВКонтакте" стал лидером по объему публикуемого контента – 13,6 миллиона сообщений в день. Акции компании также увеличились в разы, еще больше людей решили инвестировать свои деньги во "ВКонтакте"", - отмечает Дамир Фейзулов.

По его словам, ситуация сильно повлияла на работу маркетинговых, рекламных и коммуникационных агентств. "Большинство международных брендов, которые присутствовали на российском рынке прекратили продвижение, а некоторые из них и вовсе ушли из России. 16 из 36 клиентов агентства PR Partner приостановило свои маркетинговые и PR-активности на российском рынке. Мы ожидаем, что будет продолжаться рост, потому что отечественные социальные сети постоянно анонсируют новые сервисы и фишки", - считает он.

Новости из связанных рубрик