До 23 февраля 2022 г. "Яндекс" демонстрировал значительный рост по большинству направлений деятельности. За последние пять недель I квартала на развитие некоторых направлений компании негативно повлияли геополитические события, что отразилось на результатах отчетности за весь I квартал 2022 г. 
© ComNews
28.04.2022

Об этом сообщила пресс-служба "Яндекса", представив финансовые результаты за I квартал 2022 г. "Яндекс" в I квартале 2022 г. потратил 5,9 млрд руб. на единоразовые выплаты персоналу, чтобы поддержать людей "в период макроэкономической нестабильности", также компания увеличила штат на 6%, говорится в письме "Яндекса" акционерам. Также компания заверила, что не планирует массовых перемещений сотрудников за пределы РФ.

По итогам I квартала выручка компании выросла на 45% и составила 106,01 млрд руб. по сравнению с 73,13 млрд руб. в прошлом году. Общий скорректированный показатель EBITDA снизился на 88,5%, до 1,27 млрд руб. В I квартале "Яндекс" в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. увеличил чистый убыток. Этот показатель составил 13,03 млрд руб. по сравнению с 3,22 млрд руб. в прошлом году. Количество подписчиков медиасервиса "Яндекс Плюс" выросло на 36% и составило 12,2 млн человек.

Ведущий аналитик "Фридом Финанса" Наталья Мильчакова прокомментировала: "Мы оцениваем операционные и финансовые результаты "Яндекса" за I квартал 2022 г. как сильные и обращаем внимание, что выручка компании превзошла прогнозы консенсуса аналитиков, увеличившись на 45% к аналогичному периоду 2021 г. и превысив 106 млрд руб. Одновременно рекламные доходы компании от онлайн-рекламы в годовом исчислении увеличились на 16% и составили почти 42 млрд руб. - почти 40% от совокупной выручки. Высокие темпы роста выручки компании обеспечили мобильные сегменты - доставка еды, "Яндекс Такси" и др., а также "Яндекс Маркет", один из самых популярных российских маркетплейсов. Одновременно "Яндекс" остается самым востребованным среди пользователей интернета онлайн-поисковиком в России, его доля на рынке в I квартале 2022 г. выросла с 60% в предыдущем квартале до 61%. Высокая доля на рынке и способность обновляться, а также уже много лет генерировать выручку двузначными темпами - безусловно, сильная сторона и конкурентное преимущество "Яндекса". Операционные результаты "Яндекса", как всегда, впечатляют. Финансовые результаты компании за I квартал тоже можно оценить как высокие, но не безоговорочно. В I квартале "Яндекс" в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. увеличил чистый убыток, при этом скорректированный показатель EBITDA компании упал на 88,5% к аналогичному периоду прошлого года до 1,27 млрд руб., что связано с выплатой сотрудникам, составившей 6 млрд руб. Другими причинами убытка стал большой объем инвестиций в развитие новых сервисов - пока они выйдут на безубыточность, должно пройти время".

"Однако некоторые слабые стороны отчетности мы рассматриваем как временные, - сказала Наталья Мильчакова. - Тем более что в текущем году практически у всего российского бизнеса без каких-либо проблем или сложностей не обойдется, просто "Яндекс" способен благодаря высокой доле на рынке и инновационности такие потери быстро минимизировать. Акции "Яндекса", как и других российских эмитентов, были на днях исключены из котировального списка биржи NASDAQ, но компания объявила, что изучает возможности для листинга на другой зарубежной бирже, какой страны - пока не разглашается. Наша целевая цена по бумагам "Яндекса" на 12 месяцев составляет 1950 руб".

Как отметил аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын, что выручка "Яндекса" продемонстрировала ускоренный прирост на 45% год к году, создает ощущение, что геополитический фактор на результатах I квартала не сказался. "Однако если обратить внимание - более половины выручки пришлось на направление "райдтех" (такси и каршеринг), иными словами, поисковик наполовину превратился в гигантского агрегатора предложений такси, вроде Uber. К сожалению, это не преминуло сказаться на прибыльности: маржинальность по скорректированному показателю EBITDA в I квартале составила 1,2%. Бизнеса в том смысле, который есть у поисковой машины, где маржинальность по EBITDA составляет 42%, у холдинга в целом больше нет. Фактически у холдинга в целом нет бизнеса и в том смысле, в котором он был у таксистов прошлых эпох - состоятельных и прижимистых. Есть бизнес в духе таксистов сегодняшнего времени, который работает "в ноль", то есть самоокупается. Точнее говоря, направление "электронная коммерция", куда, помимо райдтеха входит маркетплейс, пока приносит убытки, но они покрываются прибылью от поиска. Идея финансировать растущие новые направления за счет прибыльных старых - теоретически правильная. Но когда старое направление - поиск и искусственный интеллект, а новое - применение высоких технологий для удешевления наших поездок на такси, то возникают сомнения: долго ли это новое направление будет расти? Остается надеяться, что не за горами беспилотный транспорт, где большая пользовательская база "Яндекса" должна выступить рычагом, ускоряющим внедрение решений на рынке", - прокомментировал Леонид Делицын.

Аналитик напомнил, что в последние дни ходил слух, что "Яндекс" находится среди претендентов на покупку доли в банке "Тинькофф". "Покупка "Тинькофф" должна была прорубить "Яндексу" окно на рынок финтеха, и после того как она сорвалась, ничего существенного больше не произошло. А сейчас только финтех может обеспечить "Яндексу" достаточно большой и просторный рынок, поскольку агрегация предложений такси вошла в зрелую фазу, а вечнозеленый рынок электронной коммерции - очень конкурентный, там слишком много игроков. Сейчас сложно угадать, что именно произойдет с фундаментом, на котором стоит выручка "Яндекса", - российским рекламным рынком. Уход зарубежных рекламодателей, по оценкам экспертов индустрии, уронил рынок на 40-50%. С другой стороны, сильной стороной "Яндекса" было не обслуживание крупных брендов, а база из почти полумиллиона мелких и средних предприятий, покупающих контекстную рекламу. Что будет с этим сегментом клиентов, пока предсказать сложно. В целом мы понизили прогнозы выручки "Яндекса" за весь 2022 г. с 450 млрд до 420 млрд руб.", - рассказал Леонид Делицын.

ИК "Велес Капитал" оценивает результаты "Яндекса" позитивно. Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин подчеркнул, что компания продемонстрировала сильную динамику роста во всех основных сегментах, включая поиск. "Во многом именно благодаря поисковому направлению холдинг заметно обошел наш прогноз по выручке. EBITDA снизилась почти на 90% год к году, что было связано с общим изменением рентабельности в сегментах, ростом инвестиций в онлайн-торговлю, а также разовой выплатой дополнительной зарплаты всем сотрудникам. Всего компания заплатила персоналу еще 5,9 млрд руб., а без учета этого транша EBITDA составила 7,2 млрд руб., то есть снизилась на 35% год к году. Компания подтвердила, что все прежние прогнозы отозваны и пока нет возможности предоставить новые в связи с высокой неопределенностью. В апреле рост выручки поиска оставался на двузначном уровне, что внушает осторожный оптимизм относительно будущего подразделения и рекламных доходов холдинга. При этом по-прежнему не видно существенных кризисных проявлений в онлайн-торговле, такси и доставке еды. Наша рекомендация и целевая цена для акций "Яндекса" находятся на пересмотре, - поясняет Артем Михайлин.

"Выручка "Яндекса" в I квартале увеличилась на 44,5% год к году до 106 млрд руб. и заметно превысила немногочисленные оценки рынка, а также наш прогноз. Наибольшее расхождение с нашими оценками наблюдалось в динамике поискового направления. Выручка поиска увеличилась почти на 25% год к году, продемонстрировав умеренное замедление роста относительно предыдущего квартала. Несмотря на сложную ситуацию на рынке онлайн-рекламы, заметную часть негативного влияния удалось компенсировать за счет расширения контролируемой доли и притока новых клиентов СМБ. Рентабельность EBITDA поиска снизилась на 6,7 п.п. год к году в силу дополнительных выплат сотрудникам, а также инвестиций для привлечения новых рекламодателей. Без учета выплат персоналу рентабельность EBITDA направления составила 46,4%. Компания сообщила, что фундаментальные показатели остаются сильными и они по-прежнему видят потенциал для дальнейшего расширения присутствия на рекламном рынке", - рассказал Артем Михайлин.

Он обратил внимание, что"Яндекс" несколько изменил методику раскрытия в сегментах такси и электронной торговли, из-за чего снизилась возможность оценить структуру доходов внутри этих подразделений. "Такси и электронная торговля были объединены в рамках этого отчета, - пояснил аналитик. - Также выделены направления мобильности (такси, каршеринг), электронной торговли ("Маркет", "Лавка", доставка из магазинов) и прочие О2О-сервисы ("Доставка", часть "Еды"). Совокупное количество поездок "Драйва" и "Такси" выросло на 36% год к году, что совпадает с нашими ожиданиями и является вполне здоровым показателем. Компания отмечает заметный рост активных пассажиров, а также увеличение среднего количества поездок на активного пассажира даже по сравнению с высоким сезоном декабря. Оборот сервисов вырос на 40% год к году, то есть увеличился лишь немного больше, чем количество поездок. Это связано с сезонностью, увеличением количества водителей, снижением доли премиальных тарифов и сокращением числа поездок в аэропорты", - уточняет аналитик.

"Яндекс" отмечает ускорение темпов роста совокупной выручки такси и каршеринга в марте по сравнению с февралем. В апреле динамика поездок и оборота оставались на уровне или немного лучше заложенных в бюджет показателей. Совокупный оборот онлайн-торговли в I квартале увеличился в 2,6 раза год к году, а "Яндекс Маркет" отдельно показал рост продаж в 2,8 раза год к году. Динамика оборота "Маркета" несколько опередила наши расчеты. Доля маркетплейса в продажах по итогам квартала осталась вблизи прежних уровней и составила 81%. Компания отметила заметное увеличение спроса с конца февраля, а также рост чека за счет инфляции. К концу квартала темпы роста и структура продаж начали нормализовываться, что продолжилось и в апреле", - отметил Артем Михайлин.

"Яндекс" по-прежнему сохраняет фокус на улучшение экономики онлайн-торговли, что особенно актуально в текущих условиях. Относительно оборота убыток в I квартале сократился на 10 п.п. год к году. Компания открыла 27 новых дарксторов "Лавки" за квартал, а их общее количество увеличилось до 431. Холдинг рапортует об увеличении темпов роста оборота сервиса относительно IV квартала при дальнейшем улучшении экономики. Оборот доставки продуктов из магазинов (часть "Еды") вырос почти в четыре раза год к году. Проект продолжил демонстрировать сильный рост в апреле, но компания ожидает определенной нормализации в дальнейшем на фоне более высокой базы сравнения. Убытки направления также существенно снизились. Устойчивую динамику роста вместе с дальнейшим улучшением экономики демонстрировали доставка еды из ресторанов и логистика. Рентабельность EBITDA к выручке всего сегмента снизилась на 5,7 п.п. год к году, что по большей части связано с давлением расходов "Маркета", - поясняет аналитик.

В прочих направлениях, вроде медиа и объявлений, рост в целом совпал с ожиданиями "Велес Капитала". "Мы выделили заметное ухудшение рентабельности EBITDA этих направлений, что связано с дополнительными выплатами сотрудникам, снижением темпов роста, закупками контента и динамикой валютного курса. Компания по-прежнему не получала никаких уведомлений от NASDAQ относительно возможности возобновления торгов в США, а закон о делистинге с иностранных бирж пока не касается холдинга. "Яндекс" продолжает консультации с держателями конвертируемых облигаций для нахождения приемлемого решения при их делистинге", - рассказал Артем Михайлин.

Новости из связанных рубрик