Ближе к сердцу

Участники российского рынка спутниковой связи обсудили, как новая геополитическая ситуация повлияет на расклад сил, можно ли рассчитывать на содействие китайских поставщиков оборудования, когда появится наземное оборудование отечественного производства и какова стратегия развития в новых реалиях для каждого игрока.
© ComNews
12.04.2022

Геополитическая ситуация после 24 февраля 2022 г. резко изменилась. Многие западные поставщики объявили, как минимум, о приостановке работы на российском рынке, и не похоже, что они быстро вернутся. Что в этой ситуации нужно предпринять российской ракетно-космической отрасли и рынку спутниковой связи, чтобы не остановиться в развитии?

Александр Кузовников, заместитель генерального конструктора по разработке космических систем, общему проектированию и управлению КА АО "ИСС" имени академика М. Ф. Решетнёва"Александр Кузовников, заместитель генерального конструктора по разработке космических систем, общему проектированию и управлению КА АО "ИСС" имени академика М. Ф. Решетнёва":

Наше предприятие уже давно реализует программу импортозамещения: так, все работы для создания национальной навигационной группировки продолжаются уже более пяти лет. В Роскосмосе организованы специальные структуры – головные институты, которые собирают и аккумулируют информацию по зарубежной комплектации, плотно взаимодействуют с Минпромторгом. Поэтому в части навигационных космических аппаратов эта задача фактически решена – по крайней мере, есть понимание, какая элементная база доступна, когда появятся отечественные решения и где можно провести замену на китайские аналоги. Общемировая ситуация подтолкнула нас к тому, что мы стали проводить такую работу по всем остальным направлениям и космическим аппаратам. По активным проектам этот процесс идет более интенсивно, мы подбирает различные аналоги и замены, по уже закупленным элементам проводим анализ того, каким образом парировать возможные риски. А по перспективным проектам мы изначально закладываем и для себя, и для предприятий нашей кооперации, производство различных приборов и сборочных элементов на импортозамещенной элементной базе либо на доступных китайских аналогах. Благодаря опыту импортозамещения, который мы наработали при производстве других космических аппаратов, мы видим, что данная задача решаема – единственное, что есть определенные временнЫе задержки: где-то еще не завершены опытно-конструкторские работы по созданию отечественной элементной базы, где-то не в полном объеме получены нужные характеристики. Поэтому фатальных и критичных рисков мы не видим и считаем, что все реализуемы все запланированные проекты, включая и те, что входят в программу "Сфера": это и "Марафон", и "Скиф" - по ним сейчас проводится эскизное проектирование, и в технических заданиях для всей кооперации мы изначально выставляем требования по минимальному использованию, вплоть до исключения, импортных комплектующих. Да, где-то у нас изменяются характеристики конечного изделия, увеличивается его масса или потребление – такой анализ мы проводим на самых начальных этапах проектирования, а в дальнейшем будем - совместно с заказчиком - принимать решения по конечных характеристикам и срокам реализации всех проектов.

После 24 февраля зарубежные поставщики объявили о наступлении форс-мажора и предупредили нас, что часть оборудовния поставлено не будет – это касается и Thales Alenia Space, и других европейских компаний, и NEC. Для того чтобы парировать эти риски, Минпромторг еще в 2014 г. организовал ОКРы по разработке ламп бегущей волны (ЛБВ) и другой СВЧ-электроники. В настоящее время эти ОКРы частично завершены. Совместно с АО "Российские космические системы" разработана ЛБВ и сейчас эти усилители проходят наземную экспериментальную отработку. Где-то есть небольшие задержки по срокам, но уже имеются опытные образцы, которые в полном объеме решают необходимые задачи. Для производства телекоммуникационных спутников возможны сдвижки сроков вправо из-за того, что для них требуется большое количество усилителей. В настоящее время с производителем ЛБВ – НПП "Алмаз" – прорабатываются возможности расширения технологических цепочек и увеличения количества рабочих мест, с тем, чтобы закрыть все потребности. Так что, к сожалению для Thales Alenia Space, мы в ближайшее время завершим этот переход, и в ближайшие два-три-четыре года у нас будет организовано производство ЛБВ, и вторичных источников питания, и импортозамещенных канальных усилителей, что позволит нам в полном объеме перейти на отечественное оборудование при производстве космических аппаратов.

Виктор Стрелец, председатель Исследовательской комиссии №4 (спутниковые службы) МСЭ-R: Виктор Стрелец, председатель Исследовательской комиссии №4 (спутниковые службы) МСЭ-R:

Международный союз электросвязи (МСЭ) возвращается к привычной жизни: начались очные собрания в штаб-квартире в г. Женева. В мае состоится блок собраний Рабочих групп нашей ИК4, на котором будут обсуждаться и вопросы подготовки к Всемирной конференции радиосвязи 2023 года (ВКР-23), разработки требований к спутниковому интерфейсу IMT-2020 (5G), рассмотрения результатов текущих исследований совместимости систем спутниковой связи и так далее..

Что касается России: нам нужно действовать в тех условиях, которые перед нами поставила жизнь: активно участвовать во всех международных собраниях и форумах, не выпадать из технологических цепочек и заниматься развертывание собственного производства. Проекты, которые реализует ИСС им. Решетнева, сборочное производство космических аппаратов (СПКА), создаваемое компанией "Газпром космические системы", показывают, что жизнь не останавливается. Наши международные коллеги в технической части продолжают сотрудничество, хотя на организационных мероприятиях иногда блокируется выдвижение российских кандидатов на выборные должности. Но мне кажется, что это вопрос временны, и все постепенно встанет на свои места.

Важно упростить государственное регулирование с целью снижения нагрузки на операторов спутниковой связи. Я, как бывший чиновник и бывший руководитель Аппарата ГКРЧ, помню, как в 2003 г. был принят закон "О связи", и с вводом в действие этого Закона в 2004 г. ввоз из-за границы радиооборудования (в т.ч. и для спутниковой связи) осуществлялся на основе решений ГКРЧ. Такие решения выдавались на 10 лет, и в течение этого срока соответствующее радиооборудование можно было ввозить в неограниченных количествах. А сейчас для ввоза оборудования в РФ нужно получить решение ГКРЧ, потом – разрешение Минпромторга, затем Роскомнадзор должен дать разрешение на ввоз и испытания, после этого в течение трех месяцев оборудование нужно вывезти обратно. А если это, к примеру, станция сопряжения: то по правилам ее необходимо ввезти, потом собрать, затем разобрать и вывезти из страны – огромная работа. Но, конечно, в таких исключительных случаях регулятор всегда идёт навстречу операторам. В современной ситуации нужно максимально упростить ввоз оборудования, вернуться к схеме, которая была отработана еще в 2004 г. И иные разрешительные процедуры нужно максимально упрощать и продлять срок действия разрешительных документов для снятия нагрузки на бизнес.

Некогда существовала ассоциация спутниковых операторов, на ее уровне рассматривали проблемные для рынка вопросы и готовили предложения. Сегодня настал момент воссоздать такой орган, чтобы координировать усилия – регулятор сложно решать вопросы, когда операторы прибегают к нему по одному, каждый со своей проблемой.

Павел Черенков, генеральный директор АО "Спутниковая система "Гонец"Павел Черенков, генеральный директор АО "Спутниковая система "Гонец":

Новая ситуация, возникшая в связи с санкциями, существенно повлияла на скорость и объем импортозамещения на рынке спутниковой связи. В частности, в России уже перестал предоставлять услуги Globalstar (об этом сообщила 11 марта 2022 г. компания "ГлобалТел" - сервис-провайдер услуг Globalstar в России – прим. ComNews), и большинство его клиентов перешли к нам. По этой и по другим причинам спрос на услуги сети "Гонец" сильно вырос. Мы пытаемся работать в широкой кооперации по созданию новых модемов, отвечающих запросам клиентов, которые ранее пользовались другими системами. Но пока работа пока идет не слишком быстро. Мы как оператор открыты для сотрудничества с теми организациями, которые готовы включаться в создание и развитие новых сервисов на базе спутниковый системы "Гонец", т.к. уверены, что конечные продукты всегда интереснее для потребителей.

В отношении действующей регуляторики, исходя из нашего общения с клиентами и собственного опыта, нам кажется, что ближайшие действия, которые необходимо выполнить государству – хотя бы чуть-чуть снизить уровень контроля, чтобы предприятия имели возможность быстрее реагировать на вызовы рынка.

Олег Мансуров, основатель и генеральный директор АО "Успешные ракеты" (Success Rockets)Олег Мансуров, основатель и генеральный директор АО "Успешные ракеты" (Success Rockets):

Мы являемся стартапом, и наш опыт сильно отличается от крупных отраслевых предприятий. Масштаб нашей деятельности не требует больших поставок и серийных комплектующих. Мы ведем работу по подготовке нескольких демонстраторов, и необходимая для этого электроника не относится к классам ни Space, ни Military – мы используем коммерческие индустриальные комплектующие, никаких ограничений по поставке которых нет. Хотя некоторые компании готовы осуществлять эти поставки через Турцию или ОАЭ. С оплатой таких поставок тоже не возникает проблем – благодаря таким инструментам как токены и криптовалюты.

У Success Rockets – несколько направлений деятельности. Мы завершили аванпроект по орбитальному ракетоносителю сверхлегкого класса. В апреле мы публично представим его характеристики. Они позволят выводить на орбиту космические аппараты, в том числе и те, которые создаются в рамках проекта "Сфера".

Текущая ситуация предоставляет много возможностей именно для стартапов: отток капитала из страны (в результате созданных барьеров и возросших зарубежных рисков) уменьшился. Поэтому, как ни странно, внутренний рынок венчурного капитала начал расти, и мы видим возросший интерес к венчурным проектам. Хотя в последние месяц – полтора многие инвесторы занимают выжидательную позицию. Но инфляция растет по всему миру (к примеру, в еврозоне она составляет около 7% в год, а в иных регионах достигает 60%), и сохранять капитал в деньгах уже далеко не так привлекательно, как это было раньше. В этой связи инвесторы пытаются войти в различные активы, включая и технологические проекты.

Success Rockets не был ориентирован на европейский рынок, поэтому у нас (в отличие о некоторых коллег) никаких проблем в связи с новой ситуацией не возникло. В апреле мы планируем деловой визит в Кению, в мае нас пригласил на конференцию развивающихся стран в Эквадоре. То есть рынки, которые готовы и хотят с нами работать. Да, остается вопрос трансграничных платежей, но я уже описал один из вариантов его решения.

Почувствовала ли компания Success Rockets в последние 1,5 месяца бОльший интерес со стороны Роскосмоса и его предприятий? Ведь не секрет, что многие космические стартапы в России закрывались, так и не найдя с ними общего языка.

Олег Мансуров:

Мы такое движение в нашу сторону чувствовали всегда. Недавняя встреча с главой Роскосмоса Дмитрием Рогозиным прошла очень конструктивно, мы получили ответы на многие вопросы, и сейчас идет работа в рамках нашего запроса по доступу к космодрому "Восточный". Также мы уже готовим техническую документацию для отдельных предприятий Роскосмоса, в частности – для НПО "Энергомаш" и ОКБ "Факел": мы заинтересованы в их продукции. Мы понимаем, что частный бизнес в космической сфере в России без сотрудничества с Роскосмосом, возможно и имеет право на существование, но не будет столь конкурентоспособным, каким может стать в синергии.

Нужно ли государству активнее взаимодействовать со стартапами по проекту "Сфера"?

Сергей Прохоров, директор департамента перспективных программ и проекта "Сфера" Госкорпорации "Роскосмос"Сергей Прохоров, директор департамента перспективных программ и проекта "Сфера" Госкорпорации "Роскосмос":

Куда уж более активно? Мы всех привлекли, обошли весь российский рынок. В состав соисполнителей попали как предприятия Госкорпорации "Роскосмос" (к примеру, АО "ИСС" им. академика М.Ф. Решетнева и АО "Корпорация "ВНИИЭМ"), так и компании, находящиеся за его контуром. Это уже не говоря о субподрядных организациях наших головняков, среди которых много частных структур. Мы также размещаем открытые запросы предложений и проводим открытые конкурсы. В последние годы частный бизнес в российском космическом секторе стал активно развиваться. И если раньше сотрудничество со стартапами выражалось в поставках ими элементной базы, то теперь оно затрагивает и космические аппараты, а в перспективе – и пусковые услуги. Проект "Сфера" является основой для развития в Российской Федерации частной космонавтики, и Госкорпорация "Роскосмос" старается поддерживать стартапы и частную инициативу.

Виктор Стрелец:

Я хотел бы отметить новую тревожную тенденцию – захват орбитально-частотного ресурса, в первую очередь частными зарубежными компаниями. Причем, если в 20 веке такие компании как Iridium и Globalstar изъяли из оборота десятки мегагерц спектра, то сейчас все крупные игроки заявляют в МСЭ большие полосы частот и огромные орбитальные группировки. МСЭ обладает ресурсами и методологией только для проведения экспертизы в отношении сетей ГСО и наземных служб, а с координацией между негеостационарными сетями ситуация крайне сложная. Решить этот вопрос можно только организационными методами, то есть делением частотного ресурса между участниками рынка. Но когда компания SpaceX запустила почти 2 тыс. низкоорбитальных спутников Starlink, и эти аппараты используют значительную часть частотного ресурса, потом SpaceX не захочет и не сможет поделиться его частью с новыми игроками. Вопрос заявления и регистрации в МСЭ частотных присвоений от имени российских операторов критически важен. Мы можем создать прекрасные орбитальные системы и наземную инфраструктуру, но если у этих систем не будет орбитально-частотного ресурса, то эти разработки не будут стоить ничего.

В ноябре 2021 г. американский регулятор FCC приступил к дележу V-диапазона, так как диапазоны Ka и Ku давно розданы и поделены. Если мы будем наблюдать за этими процессами со стороны, то останемся у разбитого корыта и не сможем реализовать ни один из перспективных проектов. Заявительные процедуры МСЭ прозрачны и не зависят от санкций; ими можно и нужно пользоваться.

Сейчас во всех технологических секторах рынка, включая телеком и ИТ, звучит единая риторика: не удается наладить сотрудничество с западными вендорами – переориентируемся на поставщиков из Китая. Насколько реально договориться о поставках с китайскими производителями в ракетно-космической отрасли?

Александр Кузовников:

Мы взаимодействуем с китайской стороной давно. В Китае есть несколько академий, которые занимаются разработкой элементной базой и исследованиями, так действуют различные предприятия, которые производят СВЧ-технику, цифровую электронику. До сих пор взаимодействие с ними строилось продуктивно – отказов никогда не было. В последнее время в Китае появились новые наработки в области цифровой обработки сигналов, соответствующие логические интегральные схемы, в т.ч. и космического исполнения. У них есть полный набор различных АЦП, ЦАП, памяти и иных элементов, необходимых для создания сложной и гибкой цифровой полезной нагрузки. В данном направлении работа активно идет. Это вполне рабочая схема: заместить недостающие элементы американского и европейского производства китайскими.

Виктор Стрелец:

Полгода назад я получил письмо от китайского коллеги из одного проектного института, с предложением о кооперации в разработке спутниковых радио-интерфейсов 5G/IMT-2020. Но я не смог найти в России предприятий и коллективов, готовых к такому сотрудничеству. Интерес, вроде бы, большой, но дальше разговоров дело не идет. На уровне МСЭ мы тоже не видим заинтересованности российских предприятий/операторов к совместным проектам. А нам нужно проявлять инициативу! Если вариться в собственном соку, то мы едва ли сможем создавать современные технологические продукты, которые сегодня уже остро востребованы рынком.

Павел Черенков:

Важно не совершить ошибку курильщика, когда он приходит к доктору с просьбой помочь ему бросить пагубную привычку, а получает электронную сигарету и продолжает себя травить. Нужно вести здоровый образ жизни. То есть сделать работу над прежними ошибками: ключевые технологии разрабатывать своими силами и держать их "ближе к сердцу".

Игорь Кот, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО "Газпром космические системы"Игорь Кот, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АО "Газпром космические системы":

Мировой рынок услуг спутниковой связи из рынка продавца, каким он был в середине 2000-х, превратился в рынок покупателя и остается таковым в последние как минимум десять лет. Не секрет, что рынок Китая, как и Индии, является очень закрытым, и мы в своей деятельности в этом не раз убеждались.

Тем не менее, взаимодействие с китайскими компаниями, конечно, есть: например, мы несколько раз встречались с национальным оператором China Satcom, намечали совместные проекты (в частности, в сегменте in-flight connectivity), проводили переговоры по координации орбитальных позиций. Сейчас у нас сейчас контакты с китайскими производителями, особенно в рамках проекта Сборочного производства космических аппаратов и его будущей продукции. Но о результатах говорить пока рано.

Игорь Заболотный, генеральный директор ООО "Исател"Игорь Заболотный, генеральный директор ООО "Исател":

Мы – компания небольшая, динамичная, поэтому всегда готовы к любым изменениям. Да, сейчас в России происходит изменение акцентов с точки зрения каналов приобретения оборудования и с точки зрения продаж. Пока это не имеет тенденции глобального похода на Восток – собственно, как раньше не было тенденции глобального похода на Запад. В реальном масштабе времени изменения пока не происходят: многие проекты поставлены на hold, так как никто не понимает происходящего полностью. Но нужно жить в тех реалиях, которые есть, работать над запущенными проектами и стоять на своем

На протяжении последних лет морской VSAT виделся всем участникам рынка как перспективное направление. Как вы оцениваете его сейчас – в частности, с позиций предоставления услуг на Северном морском пути (СМП)? Как в целом вам видятся перспективы рынка VSAT?

Игорь Ильинчик, заместитель генерального директора АО "Сатис-ТЛ-94Игорь Ильинчик, заместитель генерального директора АО "Сатис-ТЛ-94":

Роль спутниковой связи остается очень высокой. Как бы не старались прокладывать оптику и какие бы деньги на это ни выделялись, все равно будут существовать территории где без спутниковой связи никак не обойтись. За счет дублирования в РФ зоны охвата предприятий "Космическая связь" и "Газпром космические системы", проблем со спутниковым покрытием российской территории нет.

Что касается СМП: 4 апреля 2022 г. британские страховые компании, объединенные в Lloyd’s Market Association, которые занимаются страхованием судов, объявили, что отныне рассматривают все российские воды как зону повышенного риска. Хотя никакой опасности ни на Дальнем Востоке, ни на СМП нет. Это ведет к удорожанию страховых услуг. Кроме того, по правилам, судно, входящее в такую зону, должно предупреждать страхователя и платить ему дополнительную премию, которая может доходить до 5% от стоимости судна. Проводка по СМП иностранных судов, даже с коммерческими целями, при столь высоких страховых затратах едва ли окажется выгодна. Поэтому надо рассчитывать на то, что Северным морским путем будут пользоваться в основном российские суда, и с точки зрения государства важно обеспечить для них связь.

Евгений Буйдинов, заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи ФГУП "Космическая связь"Евгений Буйдинов, заместитель генерального директора по развитию и эксплуатации систем связи ФГУП "Космическая связь":

ГП КС уже десять лет предоставляет спутниковые услуги в акватории Северного морского пути (СМП) и северной зоны Дальнего Востока. В 2012 году мы смогли оснастить спутниковой станцией научно-экспедиционное судно ледового класса "Михаил Сомов", которое прошло по Северному морскому пути, тем самым была подтверждена возможность предоставления связи с использованием геостационарных космических аппаратов. Связь там есть и теперь она стала гораздо лучше. Сейчас для покрытия Северного морского пути задействованы три космических аппарата: на востоке ("Экспресс-АМ5"), в центральной части России ("Экспресс-103") и на западе ("Экспресс-АМ6"). Они обеспечивают практически 100% обслуживание на всей его протяженности. При работе в Арктике приходится учитывать работу спутниковых станций с низкими углами места видимости на спутник, но накопленный опыт и квалификация наших специалистов позволяют оказывать услугу вплоть до 79 градусов северной широты.

Сергей Пехтерев, акционер АО "Ка-Интернет"Сергей Пехтерев, акционер АО "Ка-Интернет":

Все поставщики абонентского спутникового оборудования и центральных станций являются зарубежными компаниями. (ООО "Истар" не попало в сделку по поглощению его материнской компании UHP Networks американской корпорацией Comtech, но ситуация с правами "Истар" на интеллектуальную собственность остается непрозрачной – прим. ComNews). С учетом санкций на какую-то перспективу – видимо, 1-2 года – мы остаемся без нового наземного оборудования: придется обходиться тем, что есть на складах и уповать на развитие отечественных разработчиков. Хотя перед моими глазами, как старожила рынка, прошло развитие компании "Истар": там поначалу были сверх-талантливые программисты-разработчики, которые сделали очень хорошую систему на уровне софта, а потом было жуткое мучение с тем, как этот софт реализовать в железе. Это было непросто даже в тем времена, когда для России были открыты все чипы мира. Это одна объективная сложность для новых отечественных разработчиков, а вторая – конечная стоимость: более-менее приличная для коммерческого рынка цена возникает при выпуске 100 тыс. терминалов в год и более (а это для условий РФ будет очень нескоро). Нас – десяток российских VSAT-операторов – ждут непростые времена. Но нужно приспосабливаться, те, кто смогут стать хорошими "приспособленцами", встретят приход нового российского оборудования. Но, с другой стороны, по степени выживания в тяжелых условиях нашей стране нет равных, поэтому я настроен достаточно оптимистично. Будет непросто, но основная масса операторов доберется до финиша.

Андрей Ромулов, председатель совета директоров Группы компаний "Искра"Андрей Ромулов, председатель совета директоров Группы компаний "Искра":

Наш цех становится всё теснее и теснее, но в нём существенно растёт профессионализм. Рост компетенций позволяет нам оспаривать популярность некоторых технических решений. Бесспорно, стоит прокладывать оптику, если речь идёт о больших объёмах трафика в городах. Но если это не так, и нужно подключить 50 домов с 70 жителями, не имеет смысла на сотнях километров прибивать волокно к берёзам и таскать его по болотам. Журналисты ежегодно меня спрашивают, насколько быстро можно реализовать указ президента РФ о том, что сначала 83%, а затем 97% россиян должны получить доступ в интернет. Несколько лет подряд я отвечаю им: "До конца этого года", – имея в виду, конечно, спутниковую связь.