Правительство РФ разрешило операторам связи не хранить трафик общедоступных теле- и радиоканалов, а также стриминговых сервисов в рамках так называемого пакета Яровой. Соответствующее постановление подписал председатель правительства РФ Михаил Мишустин. Кроме того, постановление продлевает еще на год разрешение операторам не увеличивать ежегодно объем мощностей для хранения трафика абонентов. 
© ComNews
31.03.2022

Из общего объема текстовой, голосовой и аудиовизуальной информации пользователей, который операторы связи обязаны хранить в соответствии с пакетом антитеррористических законов, исключен трафик общедоступных теле- и радиоканалов, а также стриминговых сервисов. Постановление (от 28 марта 2022 г. №498) подписал председатель правительства Михаил Мишустин с целью снизить затраты операторов связи на системы хранения трафика.

Ранее установленный порядок предусматривал, что с октября 2018 г. интернет-провайдеры должны были в течение шести месяцев хранить все сообщения, отправленные и полученные пользователями с помощью различных сервисов, в том числе трафик просмотра общедоступных теле- и радиоканалов и аудиовизуальных сервисов.

Кроме того, подписанное постановление приостанавливает на год требование ежегодного увеличения на 15% цифровых емкостей для хранения накопленной информации. Такое решение правительство уже принимало год назад (см. новость ComNews от 21 июня 2021 г.).

Документ входит в план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. Он вносит изменения в постановление правительства от 12 апреля 2018 г. №445, закрепляющее обязанность по хранению операторами трафика. Пресс-служба Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ рассказала, что Минцифры разработало этот проект постановления правительства. Послабление "пакета Яровой" будет действовать один год с момента публикации документа. Проект исключает необходимость хранения записи трансляций теле- и радиоканалов первого и второго мультиплексов (Первый канал, "Россия 1", НТВ, ТНТ, "Пятница! " и др.), а также аудио- и видеоинформации пользователей аудиовизуальных сервисов - например, ivi, "КиноПоиск", Okko, Wink и других ресурсов, которые включены в реестр аудиовизуальных сервисов Роскомнадзора.

Высвобождаемые емкости и финансовые средства, которые прежде предполагались на реализацию "пакета Яровой", могут быть использованы для нужд ИТ-отрасли и развития сетей связи.

Tele2 положительно оценивает меры поддержки телеком-отрасли. "Мораторий на расширение объемов хранения трафика поможет снизить регуляторную нагрузку на отрасль и высвободить ресурсы для поддержания работоспособности сети. Устойчивость функционирования инфраструктуры критически важна в условиях турбулентности", - подчеркнула пресс-служба оператора.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов рассказал, что хранение информации по передаче голосового телефонного трафика в течение полугода в среднем на абонента требует 2 Гб дисковой памяти. "Чем крупнее оператор, тем меньше себестоимость хранения записи на одного абонента. Косвенно это создает условия для окончательной олигополизации отрасли. В настоящее время технические официальные нормы требуют наличия возможности для одновременного контроля 30 разговоров на 5000 абонентов, то есть реально контролировать около 30% телефонных переговоров. Требование записи и хранения, может, и имеет смысл для правоохранительной деятельности, но это другой вид деятельности, это охранно-разыскная деятельность, и ее должно осуществлять только государство. Приобретение и настройка такого оборудования должны быть не за счет организации, оказывающей услуги связи. Расходы на приобретение таких систем могут составить от 5% до 30% годовой выручки компании. Ежегодное наращивание дисковой памяти потребует затрат 3-5% от годовой выручки. Если время хранения переговоров сократить до одного месяца, а интернет-трафика - до одной недели или записывать только сигнальный трафик полгода, то тогда это еще разумные траты. Если нужно больше, то это должно быть за счет бюджета", - прокомментировал Сергей Ефимов.

"Если бы расходы на эти работы происходили все за счет бюджета, то закон Яровой не прошел бы экспертизу Минфина. Запись самого интернет-трафика в виде просмотра контента от СМИ или онлайн-кинотеатров просто лишена оперативно-разыскных целей - вполне достаточно записи сигнального трафика, - поясняет он. - А межабонентский обмен через сервисы с шифрованием трафика - те же VPN, мессенджеры - достаточно хорошо закодирован, и расшифровка записи займет много времени, более года, когда актуальность будет уже потеряна. Поэтому нужно вырабатывать протоколы обмена информации, к которым правоохранительные органы могут системно получить доступ".

Согласно статистике 2020 г., видеоконтент составляет 60% трафика. "Значит, записываемая информация в большем объеме и не требуется. То есть расходы на выполнение закона Яровой можно уменьшить вдвое, а может и более, если запись шифрованного трафика имеет смысл. А вот разговорный телефонный трафик - другое дело, но анализ этого трафика потребует сложной постобработки. Пакет нуждается в доработке, лучше пока в полной отмене", - считает Сергей Ефимов.

Независимый эксперт на телеком-рынке Вадим Плесский рассказал, что отношение к закону Яровой неоднозначное. "Для всех операторов - мобильных и ШПД - принятие закона привело к росту расходов на оборудование, покупку серверов и систем хранения данных. Некоторые операторы называли годовые расходы на приобретение "железа" в диапазоне 4-5 млрд руб. Установленный ранее порядок предусматривал, что интернет-провайдеры должны в течение шести месяцев хранить все сообщения, отправленные и полученные их пользователями, в том числе трафик просмотра общедоступных телеканалов и видеосервисов. С точки зрения здравого смысла, многократное сохранение потокового трафика одного и того же канала - бессмысленная операция. Целесообразность таких действий по сохранению дублирующейся однотипной информации изначально вызывала сомнения. Исключение из общего объема (хранимой по закону Яровой - прим. ComNews) текстовой, голосовой и аудиовизуальной информации трафика общедоступных теле- и радиоканалов и стриминговых сервисов - это фактически работа над ошибками. И этот шаг со стороны регулятора можно только приветствовать", - отметил эксперт.

В результате принятия постановления правительства от 28 марта 2022 г. №498 расходы операторов на создание и поддержание инфраструктуры для выполнения закона Яровой снизятся, уверен Вадим Плесский. "Экономия, если исходить из озвучиваемых ранее операторами цифр, может составить по несколько миллиардов рублей для каждого из основных операторов связи. А с учетом флуктуаций рубля к доллару и евро - даже больше, - говорит он. - Касательно целесообразности принятия закона Яровой в целом - контроль за трафиком в Сети ведется в большинстве промышленно развитых стран. То, что закон обсуждался публично различными сторонами, говорит о достаточной открытости в России самого процесса принятия законов. Принятие закона привело также к появлению российских компаний, специализирующихся на решениях для хранения и обработки больших массивов данных, и российских "железных" решений для создания СХД и дата-центров - например, компания Yadro. Мы знаем, что сейчас есть сложности с импортом в Россию микропроцессоров и других компонентов, ряд российских компаний ведут разработку отечественных микропроцессорных решений. В силу занятой компанией TSMC позиции по остановке работы с российскими заказчиками сроки и перспективы получения микропроцессоров компаниями-разработчиками неизвестны. Однако работа ведется и производственный процесс может быть переориентирован с некоторыми доработками на другие фабрики. И от получения готовых российских, на 50% и более, серверов и СХД нас, вероятно, отделяет год-два. Но в случае отсутствия такого стимула для локализации производства, как закон Яровой, временной лаг был бы существенно больше и мог составить пять-восемь лет".

Новости из связанных рубрик