По данным исследования Data Insight, на российском онлайн-рынке продуктов питания за 2021 г. оформлено 302 млн заказов на сумму 373 млрд руб. Суммарное количество заказов в магазинах продуктов питания составило 18% от суммарного количества онлайн-заказов по 1000 крупнейших интернет-магазинов России. За 2021 г. сегмент продуктов питания показал значительный рост: количество онлайн-заказов выросло на 209%, объем онлайн-продаж - на 147% по сравнению с 2020 г. По обоим показателям динамики сегмент продуктов питания лидирует на российском рынке электронной коммерции. Игроки рынка отмечают, что строить прогнозы на 2022 г. сейчас сложно, но, так же как локдаун ускорил рост индустрии на год-два, так же сейчас все планы по поиску эффективных моделей работы будут ускорены, а какие модели окажутся более устойчивыми - станет понятно в течение нескольких месяцев.

Ирина
Приборкина
© ComNews
28.03.2022

Авторы исследования отмечают, что средний чек снизился за год на 20% до 1230 руб., а ниже средний чек только в сегментах косметических товаров и книг. Конверсия в сегменте составила в среднем 24%. "По данному показателю продукты питания опережают все другие товарные категории. Такое высокое значение конверсии в сегменте e-grocery можно объяснить высокой частотой покупок и рекордно большой долей заказов через мобильные приложения", - уточняют авторы исследования. По их словам, первое место в рейтинге по объему продаж занял Sbermarket.ru, доля которого среди интернет-магазинов продуктов питания за 2021 г. составила 14%, второе и третье - Vkusvill.ru и Samokat.ru. Кроме того, в топ-10 лидеров вошли Delivery Сlub, доставка "Пятерочки", "Яндекс.Лавка", Ozon, Utkonos, Vprok.ru ("Перекресток"), Wildberries. Все магазины, вошедшие в исследование, используют курьерскую доставку, 63% также предоставляют опцию самовывоза.

Партнер компании Data Insight Борис Овчинников отмечает, что пока, по данным за январь и февраль, в компании не видят оснований для существенной корректировки прогноза, более того, ускорение инфляции может привести к перевыполнению текущего прогноза по объему продаж, даже если количество заказов окажется ниже ожидаемого. По его словам, переток покупателей из офлайна в онлайн продолжится.

"Темпы роста снизятся, но мы этого и так ожидали в текущем году, все равно можно надеяться на кратный рост рынка продуктов питания и в заказах, и в объемах продаж. Рынок сейчас и так сильно концентрирован, уход мелких магазинов не сможет сильно изменить ситуацию. Доля лидеров может увеличиться не за счет слияний или поглощений, а за счет уменьшения количества игроков - если кто-то из них уйдет с рынка. Но мы надеемся, что до этого не дойдет, по крайней мере в этом году", - делится прогнозами Борис Овчинников.

В пресс-службе компании "ВкусВилл" сообщили, что онлайн-оборот магазинов за 2021 г. составил 38,3 млрд руб. В III квартале 2021 г. доля онлайн-продаж продуктов в обороте сети составила 23%, а в некоторые дни в декабре приближалась к 40%. "Ключевым драйвером роста продаж стало развитие сети дарксторов. В 2021 г. более 30,4 млн заказов жители Москвы и области сделали в мобильном приложении "ВкусВилл" и на сайте - это 76% от общего числа заказов по стране. Спрос на полезную еду для здорового питания и доверие покупателей помогли нам занять первое место на рынке e-grocery Московского региона - по данным "INFOLine-Аналитика", - отметили в пресс-службе. Как сообщили в компании "ВкусВилл", один из трендов на рынке онлайн-покупок продуктов - это рост доли быстрой доставки, а также в 2021 г. в тренде было направление готовой еды. "Анализируя продажи продуктов из линейки кулинарии, мы отметили, что запрос со стороны наших покупателей растет. До пандемии доля кулинарии занимала 7% от общего оборота. Затем последовало падение, а за ним стремительный рост. В 2021 г. доля готовых продуктов составила уже 16,5%, а в интернет-магазине - более 20%. Смена модели потребления еды и сформировавшаяся привычка к доставке готовых блюд способствуют развитию собственного производства кулинарии - "ДаркКитчен ВкусВилл". В целом категория кулинарии во "ВкусВилле" в 2021 г. выросла на 90% в сравнении с предыдущим годом", - рассказали представители компании "ВкуссВилл".

Директор по интеграции объединенного подразделения компании lenta U ("Утконос" и "Лента Онлайн") Софья Леина говорит, что за 2021 г. появившиеся и очень бурно развивающиеся сервисы наконец закрыли все потребности, причем не только столичного потребителя, но и регионального. "В течение 30-60 минут и почти всегда бесплатно стало возможно получить с доставкой все - от любимого бренда молока до лечебной косметики. Практически ушла проблема компромисса при выборе сервиса/товара. Стало возможно раздробить свою корзину так, чтобы и найти нужное, и выбрать оптимальное промо, и даже приложение выбрать по эстетическим признакам", - отмечает Софья Леина. По ее словам, для игроков рынка 2021 г. оказался напряженным, в частности обострилась борьба всех против "гигантов" с большими инвестициями. "Когда все игроки переполнены ресурсами после панической накачки ими в локдаун, крайне сложно конкурировать и тем более выводить на рынок новые сервисы. Акционеры ожидают продолжение рывка 2020 г., тогда как теперь недостаточно просто быть работоспособным - нужна и дифференциация и практически бесконечный ресурс на маркетинг, причем как на привлечение, так и на удержание", - рассказывает Софья Леина. Говоря о прогнозах на 2022 год, она отмечает, что даже докризисный прогноз Data Insight уже был более умеренный, чем результат 2021 г. (х2,1 против х2,6 в 2021 г.). "Причем объяснение не только в том, что снижается темп "эйфорического" роста, но и заметно уменьшается средний чек. С учетом происходящей сейчас перестройки всей экономики и рынка, прогноз на текущий год никто пока дать не сможет. Умеренно консервативный вариант - что рынок e-grocery просто не упадет. У всех топовых игроков изменился фокус с наращивания доли рынка на эффективность", - считает эксперт.

По мнению Софьи Леиной, если в конце 2021 г. компания прогнозировала, что 2022-й будет годом экспресс-доставки, то теперь ситуация может сильно измениться. "Будут компании, которые поступят кардинальным образом и закроют ранее дотировавшиеся сервисы. Будут те, что умерят амбиции по масштабированию. И точно будут те, которые начнут менять CVP так, чтобы сервис наконец был не убыточным. Как в 2020 г. говорили, что локдаун просто ускорил рост индустрии на год-два, так и сейчас все планы по поиску эффективных моделей будут приближены на те же пару лет. Какие модели окажутся более устойчивыми - омниканальные ретейлеры, pure-онлайн-игроки или агрегаторы, - станет понятно в течение нескольких месяцев", - уверена она.

Новости из связанных рубрик