Новости / март 2022
E-grocery толкает e-commerce

В 2021 г. объем рынка розничной интернет-торговли в России составил 4,1 трлн руб. и 1,7 млрд заказов, количество онлайн-заказов выросло на рекордные 104%, а объем рынка в рублях - на 52%. Такие данные приводит Data Insight в ежегодном отчете. По данным исследования, основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы, а e-grocery является самым быстрорастущим сегментом - его объем в рублях увеличился на 159%, а количество заказов - на 244%. Игроки рынка отмечают значительный рост продаж в 2021 г. и тренд на рост e-grocery. Так, товарооборот e-commerce "Яндекса" вырос почти в три раза по сравнению с 2020 г., оборот "СберМаркета" - тоже в три раза, а количество покупателей сервиса Ozon увеличилось почти в два раза.
Ирина
Приборкина
© ComNews
24.03.2022

Авторы исследования отмечают, что доля онлайн-продаж заметно увеличилась и в 2021 г. на них пришлось 12% от всего рынка ретейла и 26% от рынка непродовольственного ретейла (+3 п.п. и +5 п.п. год к году соответственно). "Основной рост обеспечили крупные универсальные маркетплейсы: в 2021 г. их доля выросла с 49% до 62% от всех онлайн-заказов. Самым быстрорастущим сегментом внутрироссийского рынка розничной интернет-торговли является e-grocery. Так в 2021 г. объем рынка e-grocery в рублях вырос на 159% и составил 329 млрд руб., а количество заказов выросло на 244%, с 69 млн в 2020 г. до 237 млн в 2021 г.", - сообщают авторы исследования. По их словам, пункты выдачи заказов и постаматы остаются основным каналом доставки для покупателя в 2021 г. Через них за 2021 г. получено 82% от всех отправлений (+16 п.п. по сравнению с 2020 г.). "Объем рынка розничного онлайн-экспорта в России в 2021 г. составил $1,5 млрд. По сравнению с прошлым годом количество отправлений выросло на 86%, а объем рынка в рублях - на 31%", - рассказали в Data Insight. По их словам, за год, с октября 2020 г. по октябрь 2021 г., россияне сделали 1 млрд заказов услуг с использованием интернета на общую сумму 2,5 трлн руб., а затраты в 2021 г. в среднем на одного заказчика составляют 36 тыс. руб. на все виды услуг суммарно.

По данным АКИТ, в 2021 г. россияне сделали 2,6 млрд заказов онлайн (с учетом возвратов), а аудитория интернет-торговли выросла до 70 млн человек. "Безусловно, мы видим устойчивую тенденцию к увеличению объемов интернет-торговли в России. Интерес клиентов к покупкам онлайн не исчез даже после снятия жестких ограничений: сегодня мы можем говорить об устойчивых сложившихся привычках и о росте доверия к отрасли в целом. Обеспечивает этот рост также более глубокое проникновение e-commerce в регионы: рынок очень быстро реагирует на существующий там покупательский спрос, обеспечивая потребности клиентов не только в товарах, но и в качественных сервисах", - отметил президент АКИТ Артем Соколов.

В пресс-службе компании Ozon сообщили, что в прошлом году количество покупателей маркетплейса выросло почти в два раза - их уже более 21 млн человек. "Каждый клиент Ozon делает в среднем 8,5 покупки в год - за последние два года частотность заказов увеличилась более чем вдвое. И это усредненный годовой показатель по всей стране - в крупных городах речь уже идет о покупках в месяц. Но и 8,5 заказа это всё ещё немного - например, пользователь Amazon Prime делает 60 заказов в год. Так что в 2022 г. нам предстоит большая работа над регулярностью заказов клиентов. Рост числа клиентов и укрепление привычки покупать на маркетплейсе практически всё, от молотого кофе до стиральных машин, привели к рекордному для Ozon увеличению числа заказов. В 2021 г. мы доставили в три раза больше заказов, чем годом ранее, - это бесспорное свидетельство популярности онлайн-шопинга у россиян. Оборот от продаж за 2021 г. увеличился на 125% в годовом отношении - мы превысили свой прогноз роста по итогам года", - отметили в пресс-службе Ozon. По их словам, трансформации потребления помогло значительное расширение ассортимента и еще более значительное улучшение условий доставки. "Благодаря федеральному развитию пунктов выдачи, постаматов и курьерской доставки мы в буквальном смысле слова стали ближе к клиенту", - говорят в компании Ozon.

Говоря о другой части бизнеса - платформе для продавцов, представители сервиса отметили, что значительно улучшили опыт предпринимателей на платформе в прошлом году - снизили комиссии за продажу, увеличили инфраструктуру для хранения и доставки товаров, улучшили модерацию контента, расширили штат поддержки, начали работать с самозанятыми. "В результате в IV квартале число активных продавцов на площадке превысило 90 тыс. - это рост более чем в три раза в годовом сопоставлении. Причем более 85% наших продавцов - средний и малый бизнес. Большинство их них ведут бизнес за пределами Москвы. Вдобавок с нами сотрудничают и предприниматели, которые управляют сетью пунктов выдачи по всей стране. Всего за три года мы стали институтом развития малого бизнеса", - рассказали в Ozon.

В пресс-службе сообщили, что в 2022 г. компания по-прежнему сфокусирована на развитии платформы для предпринимателей. По сообщению пресс-службы, на Ozon может торговать до 500 тыс. активных продавцов. "Большой потенциал здесь лежит в стороне самозанятых - мы начали работать с ними в конце сентября, и всего за два месяца к нам присоединилось более 3000 таких продавцов. Но e-commerce - это не только витрина с товарами. Без грамотно выстроенной логистики все товары останутся на складах продавцов. За последний год логистическая инфраструктура Ozon выросла почти в три раза. На конец года площадь всех складских объектов Ozon - фулфилментов, сортировочных центров и дарксторов - составила около 1 млн кв.м.​​ Логистика - чрезвычайно сложная часть e-commerce, которую мы решили развивать полностью собственными силами, чтобы создать отраслевой стандарт хранения и перевозок. В 2021 г. мы вышли на открытый логистический рынок и начали предлагать нашу инфраструктуру и доставлять заказы со своих интернет-площадок. Уже больше 3000 компаний, малых, средних и больших, пользуются этим, включая такие бренды, как Hoff или "Золотое яблоко", - делятся в пресс-службе Ozon. - Успех российской модели маркетплейса подтолкнул нас к развитию бизнеса за рубежом - в прошлом году мы вышли на рынки Белоруссии и Казахстана. Причем не просто локализовали интернет-витрину. Мы открыли в этих странах собственные сортировочные центры для работы местных продавцов, мы дали возможность местному бизнесу продавать местной же аудитории, то есть фактически перенесли российскую бизнес-модель в страны СНГ. Также наладили сотрудничество с национальными почтовыми операторами - "Казпочтой" и "Белпочтой".

По оценке представителей Ozon, будущий рост сервиса в России, помимо площадки продаж, связан с новыми вертикалями бизнеса, такими как e-grocery и финтех. "Ozon Express остается самым быстрорастущим подразделением Ozon, демонстрируя характерные для e-grocery темпы оборота и прироста клиентов. В прошлом году сервис вышел на региональные рынки - в Петербург и другие крупные города, и показывает там отличные результаты. Совсем недавно сервис провел ребрендинг - сменил фирменный стиль и теперь называется Ozon fresh. Упор в ассортименте Ozon fresh будет сделан на продукцию российских крафтовых производителей и фермеров - сыры, молочные изделия, мясо, овощи и рыбу", - сказали в пресс-службе компании. Кроме того, по словам представителей Ozon, финтех-направление в компании развивается в том числе благодаря наличию банковской лицензии - это позволяет внедрять удобные платежные инструменты, кредитные и прочие финансовые продукты, как для покупателей, так и для продавцов платформы.

В пресс-службе e-com "Яндекса" сообщили, что в 2021 г. товарооборот e-com компании ("Яндекс.Маркет", "Яндекс.Лавка" и доставка "Яндекс.Еды" из магазинов) вырос почти в три раза по сравнению с 2020 г. и превысил 160 млрд руб. Количество заказов на "Яндекс.Маркете" за 2021 г. увеличилось более чем в три раза. "Таким образом, сервисы электронной торговли "Яндекса" растут с опережающей рынок динамикой. Важным событием для "Яндекс.Маркета" в 2021 г. стал переход с модели сервиса сравнения цен на модель маркетплейса. Создана полноценная логистическая система, обеспечены привлекательные условия для партнеров "Яндекс.Маркета" - продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Бизнес "Маркета" выстроен согласно категорийноориентированному подходу, также существенно усилена команда. Среди значимых запусков "Маркета" в 2021 г. - экспресс-доставка товаров и fashion-категория", - отметили в пресс-службе компании. По словам представителя компании, одним из ключевых драйверов роста e-com "Яндекса" оказался e-grocery. По итогам 2021 г. товарооборот e-grocery "Яндекса" (потребительские товары на "Маркете", "Лавка" и доставка "Еды" из магазинов) достиг рекордных 57,5 млрд руб. На e-grocery приходится примерно треть товарооборота всех сервисов электронной торговли "Яндекса". Также в компании сообщили, что совокупно "Маркет", "Лавка" и доставка "Еды" из магазинов закрывают большую часть пользовательских сценариев в e-grocery, сервисы дополняют друг друга. Так, например, 12% заказов с "Яндекс.Маркета" в Москве и Петербурге доставляются "по клику" - их привозят в дарксторы "Лавки", оттуда курьер доставит заказ от 10 минут в удобное время. При этом каждый 5-й покупатель докупает что-то в "Лавке" при использовании доставки "по клику" заказов с "Маркета" (данные за февраль 2022 г.). "В 2021 г. важным событием в этом сегменте стал запуск доставки продуктов на "Яндекс.Маркете" от 10 минут в регионах - этот проект сделан совместно с "Яндекс.Лавкой", - рассказали в пресс-службе компании "Яндекс".

В пресс-службе сервиса "СберМаркет" отметили, что 2021-й стал для них прорывным годом. Оборот "СберМаркета" за 2021 г. вырос в три раза - до 58,6 млрд руб. с НДС и без промо. Количество заказов, доставленных сервисом в 2021 г., выросло в четыре раза - до 24 млн заказов. Количество ретейлеров-партнеров за год выросло в два раза - до 120 федеральных и региональных торговых сетей. "В 2021 г. "СберМаркет" заключил ряд стратегических партнерств, например с Metro и "Ашаном", активно развивал быструю доставку и услугу самовывоза", - уточнили в пресс-службе компании.

В пресс-службе компании Wildberries рассказали, что за 2021 г. их оборот вырос на 93%, до 844 млрд руб. Как сообщили в компании, в IV квартале 2021 г. продажи обновили исторический максимум, достигнутый в III квартале 2021 г., и составили 304,8 млрд руб., что на 101% больше, чем за аналогичный период 2020 г. Число заказов достигло 808,6 млн, что на 146% больше, чем в предыдущем году, а пик числа заказов пришелся на декабрь - около 3,5 млн ежедневно. Покупатели приобрели через Wildberries свыше 1 млрд товаров, что на 81% больше, чем в 2020 г. "Наибольшие объемы продаж принесли категории "одежда", "обувь" и "аксессуары" - 336,5 млрд руб., детские товары - 115,7 млрд руб. и товары для дома и дачи - 114,6 млрд руб. Самые высокие темпы роста продаж показали категории "ювелирная бижутерия" (+304%), "строительные материалы" (+282%), "крупная бытовая техника" (+260%), "отдых и кемпинг" (+228%) и "автоаксессуары" (+222%)", - уточнили в пресс-службе. Как сообщили в компании, за 2021 г. покупательская аудитория Wildberries достигла 113 млн пользователей.

"В 2021 г. Wildberries продолжил трансформацию из онлайн-ретейлера в онлайн-платформу, объединяющую российских предпринимателей для продаж товаров и оказания услуг. На онлайн-площадку пришли свыше 410 тыс. новых предпринимателей - больше, чем за всю 17-летнюю историю компании. На начало 2022 г. на Wildberries зарегистрировано свыше 500 тыс. предпринимателей и компаний, свыше 80% - из сектора малого бизнеса и самозанятые", - рассказали в пресс-службе компании.

Руководитель вертикали "Авито Товары" Иван Гуз отмечает, что тенденции, о которых говорит Data Insight, подтверждаются данными сервиса "Авито". "Весь 2021 г. мы наблюдали рост числа пользователей, количества сделок на платформе, а также увеличение активности в сфере межрегиональной торговли благодаря "Авито Доставке". Трафик пользователей на нашей платформе продолжает устойчивый рост и достиг в этом году 20 млн ежедневных пользователей. В текущих условиях мы прогнозируем продолжающийся рост продаж б/у товаров, особенно в отдельных категориях, таких как электроника и бытовая техника, переориентацию покупателей на этот сегмент и, соответственно, рост сделок внутри "Авито", в том числе через "Авито Доставку", - рассказал Иван Гуз. По его словам, в этом году востребованность услуги у россиян продолжает расти: с начала марта 2022 г. количество заказов в "Авито Доставке" выросло на 40%, а количество сделок по сравнению с февралем - на 30%. Увеличивается не только спрос, но и предложение. Так, общее число объявлений с начала 2022 г. выросло на 10%, достигнув в марте 90 млн активных объявлений. "Мы ожидаем продолжение роста сделок через доставку, в том числе между пользователями из разных регионов. Здесь важным становится расширение сети пунктов выдачи и взаимодействие крупных игроков на рынке е-commerce c партнерами - логистическими компаниями, которое будет не только двигать рынок, но и расширять возможности для жителей небольших городов и отдаленных регионов", - уточнил Иван Гуз.

В компании "ВкусВилл" рассказали, что для них 2021 г. стал годом роста и стремительного развития сервиса доставки. "За 2021 г. мы доставили нашим покупателям более 39 млн заказов - на 275% больше, чем в прошлом году, а также установили собственный рекорд в 210,3 тыс. заказов за день. В Москве и Московской области мы заняли первое место по обороту за 2021 г. в рейтинге крупнейших продуктовых онлайн-ретейлеров, по данным "INFOLine-Аналитика", - сообщили в пресс-службе компании. По данным компании, онлайн-оборот "ВкусВилла" за этот период составил 38,3 млрд руб. В III квартале 2021 г. доля онлайн-продаж продуктов в обороте сети составила 23%, а в некоторые дни в декабре приближалась к 40%. Ключевым драйвером роста продаж стало развитие сети дарксторов. В 2021 г. более 30,4 млн заказов жители Москвы и области сделали в мобильном приложении "ВкусВилл" и на сайте vkusvill.ru - это 76% от общего числа заказов по стране. "Спрос на полезную еду для здорового питания и доверие покупателей помогли нам занять первое место на рынке e-grocery региона", - уточнили в пресс-службе "ВкусВилла". Как отметили в компании, чтобы предлагать покупателям быстрый и удобный сервис, по всей стране открыто более 100 дарксторов - магазинов складского типа, в которых собирают онлайн-заказы. Сегодня в дарксторах представлено более 10 тыс. позиций разных категорий: помимо свежих продуктов под брендом "ВкусВилл", фармацевтическая продукция и товары от популярных брендов на онлайн-полке "Супермаркет", а в 50% дарксторов работает круглосуточная доставка. "Один из трендов, который мы для себя выделяем, - это рост доли быстрой доставки. К декабрю 2021 г. нам удалось сократить среднее время доставки до 66 минут, а также запустить экспресс-доставку - всего за 30 минут. Мы обещаем нашим покупателям, что с момента заказа весь процесс бесплатной доставки занимает не больше двух часов", - рассказывают представители сети супермаркетов. По их мнению, в 2021 г. в тренде было направление готовой еды. Анализируя продажи продуктов из линейки кулинарии, эксперты компании отметили, что запрос со стороны покупателей растет. До пандемии доля кулинарии занимала 7% от общего оборота. Затем последовало падение, а за ним стремительный рост. В 2021 г. доля готовых продуктов составила уже 16,5%, а в интернет-магазине - более 20%. "Смена модели потребления еды и сформировавшаяся привычка к доставке готовых блюд способствуют развитию собственного производства кулинарии - "ДаркКитчен ВкусВилл". Команда проекта открыла более 40 таких кухонь для доставки готовой еды", - рассказали в компании "ВкусВилл".

В пресс-службе компании "Магнит" отмечают, что покупатели становятся все более "цифровыми" и хотят получить омниканальный клиентский опыт, экономить время и иметь возможность быстро получить все необходимое. Кроме того, продолжается тренд на безопасность и минимизацию социальных контактов, который начался в 2020 г. Участники рынка отвечают на эти запросы развитием разных сервисов. Так, теперь нет одного "выигрышного" формата офлайн- или онлайн-магазина, игроки стараются предложить покупателям максимум опций по приобретению товаров, из которых клиент выберет оптимальные. Еще один важный тренд, который отмечают представители "Магнита", это рост популярности готовой еды. Драйверами этого остаются некоторые ковидные ограничения в части посещения мест общепита, скорость доставки, удаленная работа. Общее число доставок с позициями кулинарии в чеке у собственных и партнерских онлайн-сервисов "Магнита" ежемесячно достигает 70 тыс. штук по всем форматам. Также представители компании отмечают активное развитие в 2021 г. дарксторов, которые стали драйверами доставки из-за растущей конкуренции и борьбы за время. В 2021 г. "Магнит" открыл в Москве 20 дарксторов, их ассортимент отличается от традиционных магазинов у дома и адаптирован под потребности пользователей e-grocery.

"Онлайн-коммерция в России сейчас проходит этап становления и еще не достигла зрелости. Компании апробируют разные подходы в доставке, ассортиментной политике - например, доставка из ресторанов, - работе с поставщиками и других процессах. Кроме вышеупомянутых трендов, продолжается так называемый гибридный шоппинг - совмещение офлайн и онлайн, что отражается в создании крупными игроками омниканальных экосистем и суперапов. Развитие может получить сегмент D2C - прямые продажи пользователям от производителей/поставщиков, дальнейшая унификация оформления заказов и расширение вариантов оплаты, использование новых технологий (облачные системы, гиперперсонализация, например с помощью CVM, искусственный интеллект и проч.)", - считают в пресс-службе "Магнита". В компании отметили, что развитие e-commerce в России, и в частности сегмента e-grocery, будет продолжаться за счет консолидации рынка, слияния направлений food-tech и онлайн-коммерции, появления нишевых предложений, стремительного выхода новых сервисов в регионы. "Одним из ключевых драйверов роста онлайн-каналов станут регионы. Так, сейчас 69% выручки сервисов онлайн-коммерции "Магнита" генерируется за пределами Москвы и Петербурга. Несмотря на то что рынок далек от консолидации, скорее всего, новых игроков не появится, но смена лидеров возможна. Также один из катализаторов роста e-commerce - развитие новых сервисов и ассортимента в регионах", - уверены в компании "Магнит".

Новости из связанных рубрик