Новости / март 2022
ИТ-компании спасают отечественный бизнес

После начала спецоперации на территории Украины, 24 февраля, сразу несколько крупных международных ИТ-брендов приостановили деятельность на территории России. 3 марта о решении остановить работу в РФ заявили SAP и Oracle, 4 марта - компания Cisco. А 6 марта американские компании Adobe и IBM, создающие и поставляющие программное обеспечение, объявили о прекращении продаж продуктов и услуг в России. Отечественные ИТ-компании предприняли ряд мер, чтобы поддержать российский бизнес, оставшийся без привычных инструментов. Как рассказали представители ИТ-компаний, они разработали пакет мер для ультрабыстрого импортозамещения, а также предоставили длительные бесплатные периоды пользования их решениями, создали консультативные центры и горячие линии.
Ирина
Приборкина
© ComNews
09.03.2022

По словам президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, ИТ - это ключевой инструмент трансформации любого бизнеса, который хочет быть конкурентоспособным, поэтому необходимо продолжать курс на цифровую трансформацию. "В новом мире, в котором мы живем, ИТ выполняют роль нервной системы любого бизнеса. И когда санкции нарушают работу нервной системы, весь организм перестает работать. Отсюда и роль ИТ-отрасли - поддержать работу нервной системы, которой перестали давать импортное питание, и быстро произвести замену на другое питание, которое не имеет зависимости от импорта", - считает Валентин Макаров. По его словам, процесс импортозамещения в области ИТ начался с 2014 г. и строился на запрете ИТ-директорам в государственных органах и корпорациях приобретать импортное ПО. "Такой подход оказался неэффективным, о чем говорит объем задач по импортозамещению ПО в госсекторе, который предстоит решить в кратчайшие сроки. Необходимо вернуться к идее формирования консорциумов ИТ-компаний, которые по ТЗ крупных корпораций и на выделенные этим корпорациям средства из бюджета должны оперативно подобрать набор решений - отечественных или на базе СПО - и провести интеграцию этих решений в существующую информационную систему заказчика", - уверен Валентин Макаров. По его словам, за счет оперативного выполнения целого набора проектов импортозамещения ИТ-индустрия получит важную поддержку в трудное время, когда экспорт на развитые рынки встретил санкционные проблемы в виде отказа заказчиков от контрактов и невозможности банковских платежей из-за границы в Россию. "Надеюсь, что рост импортозамещения и снижение экспорта на развитые рынки компенсируют друг друга. А вот перспективы роста ИТ-индустрии должны быть связаны с ее массовым выходом на рынки развивающихся стран в качестве поставщика ИТ-продукции, альтернативного поставщикам из США и Китая", - считает президент НП "Руссофт".

Представители российских ИТ-компаний рассказали, что, несмотря на собственные трудности, вызванные введением западных санкций, они уже приняли ряд мер для поддержки отечественного бизнеса. Так, производители российского программного обеспечения для корпоративных коммуникаций разработали пакет мер для ультрабыстрого импортозамещения. По их словам, переход на отечественные решения займет около семи дней. Инициатива принадлежит Альянсу UC 3.0, в который входят компании Vinteo, eXpress, CommuniGate Systems и Neutronix.

"На фоне санкций и решений зарубежных вендоров о заморозке активностей в нашей стране заказчики начали бить тревогу, - отмечает основатель группы компаний Neutronix Григорий Иванов. - Теперь не только госкорпорации и компании с госучастием смотрят в сторону отечественного ПО, но и весь крупный бизнес вынужден быстро реагировать на меняющиеся условия и выбирать и внедрять российский софт. Ситуация осложняется тем, что все это необходимо делать на экстра-скоростях".

В пресс-службе ГК Neutroni объяснили, что ранее проект внедрения решений для корпоративной коммуникации мог длиться более года: порядка шести месяцев требовала миграция, еще год само внедрение и отладка. Собственная качественная разработка требует еще больше времени. "Сейчас все работают в режиме сверхсрочности. Мы в Альянсе видим, как спрос растет буквально с каждым днем, в связи с чем разработали пакет мер, который обеспечит заказчикам быстрый переход на отечественные продукты для корпоративной коммуникации. Например, перевод на CommuniGate Pro в экстремальных условиях занимает всего день-два, а процесс миграции в фоновом режиме - в среднем одну-две недели в зависимости от объема данных и количества пользователей", - говорит Григорий Иванов.

Также представители Альянса UC 3.0 рассказали, что, кроме разработки мер по быстрому внедрению пакета решений, они почти в 10 раз нарастили мощности дата-центров, что позволит в случае сбоя поставок оборудования быстрее переводить заказчиков на собственное ПО. Для партнеров-интеграторов проводится обучение методикам, необходимым для срочного импортозамещения. Представители Альянса заверяют, что, несмотря на возрастающие объемы работ, понимают проблемы, с которыми столкнулся бизнес, и готовы приложить все усилия, чтобы заказчики не решали их в одиночку.

Генеральный директор компании IVA Technologies Станислав Иодковский рассказал, что на днях компания объявила о запуске программы поддержки российских предприятий, в рамках которой готова совершенно бесплатно предоставить лицензию на собственную разработку - отечественную платформу видео-конференц-связи IVA MCU. "Причем речь идет не о нескольких пользователях и ограниченной демоверсии, а о полнофункциональном решении. По условиям программы, любая российская компания может бесплатно получить лицензию на систему видео-конференц-связи IVA MCU на 50 одновременных пользователей ВКС и 50 слушателей вебинаров сроком на три месяца", - уточняет спикер. По его словам, организации, использующие в настоящий момент зарубежные сервисы, которые из-за санкционных ограничений могут перестать поддерживаться или даже работать, имеют возможность не перестраивать ранее налаженные процессы коммуникации, а просто перевести их на качественное российское решение. "Об эффективности запущенной программы пока говорить рано, но мы уже начали получать первые заявки. Надеюсь, наша инициатива окажется полезной и поможет российским компаниям максимально безболезненно пережить вызванные санкциями трудности, ну и, конечно, попробовать одну из лучших отечественных систем ВКС, а может быть, принять решение о ее постоянном использовании", - отметил Станислав Иодковский.

В пресс-службе компании IVA Technologies рассказали, что система ВКС IVA MCU поддерживает аудио- и видеозвонки (включая групповые), создание персональных виртуальных комнат, индивидуальные настройки для мероприятий, демонстрацию рабочего стола и режим "белая доска", проведение вебинаров, а также совместную работу с документами и обмен файлами. Система обладает практически неограниченным запасом масштабируемости, не требовательна к каналам связи и производительности оконечных устройств, которыми могут быть как ПК (Windows, MacOS, Astra Linux), так и мобильные устройства (Android, iOS и "Аврора").

В пресс-службе ГК "Астра" рассказали, что компания тоже не осталась в стороне и запустила проект "Астра Консалтинг", нацеленный на внедрение отечественных ИТ-решений и сопровождение заказчиков при импортозамещении ПО. Эксперты вендора готовы под ключ решить задачи перехода на импортонезависимые продукты и цифровизации крупных ИТ-инфраструктур. По словам представителей компании, специалисты обеспечат полноценное сопровождение заказчиков в процессе миграции и внедрения импортонезависимого ПО, решая широкий спектр вопросов, таких как проектирование инфраструктуры на базе продуктов ГК "Астра" и других отечественных вендоров; доработка Open Source-решений под конкретные запросы; адаптация зарубежных продуктов для работы в обновленной системе с использованием таких инструментов, как VDI, эмуляция Wine и доставка приложений. Отдельно можно выделить еще одно направление - реализацию миграции текущих серверных и клиент-серверных приложений заказчиков в микросервисную архитектуру. Это позволяет значительно экономить ресурсы, а также обеспечивать масштабируемость и отказоустойчивость ИТ-систем.

"Сейчас как никогда важно совместными усилиями оперативно обеспечить бесперебойную работу ИТ-инфраструктур российских предприятий. За последние годы эксперты ГК "Астра" наработали инструменты и методологии перехода на импортонезависимые технологии, позволяющие сохранить работоспособность систем даже в ходе проведения связанных с миграцией работ и при отсутствии прямых аналогов зарубежных решений, которые клиенты использовали ранее", - отметили в пресс-службе ГК "Астра".

"Благодаря комплексному подходу мы можем обеспечить независимость и безопасность всех критически важных инфраструктурных сервисов, что позволит серьезно повысить общий показатель импортозамещения по программным продуктам организаций в целом­. Мы готовы брать на себя ответственность и гарантировать достижение конкретных KPI, пересобирать инфраструктуры заказчиков. В условиях санкционных ограничений эти проекты будут иметь для нашей компании максимальный приоритет", - комментирует Илья Сивцев, генеральный директор ГК "Астра".

По словам генерального директора компании "Консист Бизнес Групп" (входит в группу "Ланит") Павла Горянского, компания открыла горячую линию импортозамещения с целью поддержки клиентов по функционированию текущих систем, а также частичному и полномасштабному импортозамещению программного обеспечения. "У "Консист Бизнес Групп" есть реальный опыт миграции программного обеспечения. Наши эксперты имеют нужные компетенции во всех ключевых категориях автоматизации - финансовый сектор, розничный бизнес, дистрибуция, промышленность, банки, профессиональные услуги и др. Также есть экспертиза в миграции на целевые ОС и СУБД, связующее ПО, АСУТП. Кроме того, есть готовые отечественные решения, которые могут быть оперативно развернуты. Мы являемся производителем программной платформы ТУРБО, представленной на рынке с 1991 г. и включенной в Реестр российского ПО. На этой платформе созданы и успешно работают прикладные решения в направлениях ERP, ТОРО, "бюджетирование" и более 30 отраслевых партнерских разработок. На платформе ТУРБО можно быстро разработать и запустить собственное приложение любого класса", - рассказал спикер.

Коммерческий директор компании "МойОфис" Елена Непочатова отмечает, что офисные продукты - ключевой компонент инфраструктуры пользователя, и поскольку любой компании важно избежать остановки бизнес-процессов, то главной задачей разработчика становится обеспечение оперативного и бесшовного перехода на новое ПО. "В качестве меры поддержки российского бизнеса мы развернули консультационный центр "МойОфис", который предназначен для поддержки клиентов при переходе на отечественные продукты. Мы готовы провести всю подготовку для внедрения наших решений, включая аудит инфраструктуры заказчика, а также совместно проработать вопросы информационной безопасности и др.", - рассказывает Елена Непочатова.

Начальник отдела по работе с партнерами ООО "Доктор Веб" Светлана Теодорович рассказала, что в компании традиционно поддерживают малый бизнес, учреждения здравоохранения и образования, предоставляя скидки до 65% на продукты, данные скидки были предусмотрены и ранее. "Сейчас мы видим острую необходимость в усилении защиты компаний, поэтому ввели скидку 50% на наш продукт Dr.Web KATANA. Это несигнатурный антивирус для превентивной защиты от новейших активных угроз, целевых атак и попыток проникновения, он не конфликтует с другими антивирусами любых производителей и устанавливается как "второй рубеж защиты". Также предоставляем бесплатный демопериод использования песочницы Dr.Web vxCube - облачного интеллектуального интерактивного анализатора подозрительных объектов. Мы понимаем, что важно защищать весь периметр в компании, включая почту и т.д. Чтобы полноценная защита сейчас была доступна всем компаниям, мы запустили акцию для новых клиентов: два продукта по цене одного. Наша цель, чтобы как можно больше российских компаний могли быть уверены в защите своих организаций от киберпреступников в период участившихся атак", - говорит Светлана Теодорович. По ее словам, сейчас многие зарубежные игроки приостанавливают работу в России и компании ищут альтернативные решения, что требует повышенного внимания от специалистов ИБ.

Генеральный директор компании "Ракета" Анатолий Курюмов рассказал, что их компания, разработчик цифровой платформы по организации командировок и управлению расходами, запустила антикризисную программу поддержки бизнеса в связи с текущей ситуацией. "В рамках этой акции все новые компании-клиенты смогут пользоваться нашей платформой бесплатно - за 0 руб. за транзакцию в течение года. Клиентам не нужно платить за транзакции - бронирование билета, отеля, автомобиля, загрузку авансового отчета, приказа на командировку, аналитику по поездкам и другие многочисленные опции платформы. Корпоративные клиенты будут оплачивать только сами тревел-услуги по цене поставщиков - непосредственно авиа-, ж/д билеты, поездки в "Аэроэкспрессе", проживание в отелях и т.д.", - рассказывает спикер. По его словам, в компании готовы предложить бизнесу специальные условия сейчас, вообще не взымая оплату за транзакции. "Командировки компаниям все равно необходимы, будут и зарубежные поездки, и по России. Сейчас то время, когда у нас есть возможность поддержать бизнес-партнеров и клиентов", - уточняет Анатолий Курюмов.

"Как ведущий российский ВКС-разработчик, остаться в стороне мы не могли. Всем обратившимся к нам российским компаниям будет предоставлена всесторонняя помощь и поддержка в миграции на отечественную ВКС, защищенную от санкций и блокировок со стороны зарубежных провайдеров и ИТ-компаний. Также мы обеспечим всем обратившимся индивидуальный подход формирования ценовых предложений и условий оплаты для того, чтобы переход заказчиками на российскую ВКС прошел безболезненно и в кратчайшие сроки", - рассказывает директор по развитию компании TrueConf Дмитрий Одинцов. По его словам, все их клиентские приложения для видеосвязи со встроенным мессенджером (для Windows, macOS, Linux, Android, iOS, а также Astra Linux, "Альт Линукс", РЕД ОС, ROSA и других отечественных ОС) доступны всем пользователям бесплатно и без ограничений. Кроме того, бесплатная версия системы TrueConf Server для видеосвязи и удаленной работы также доступна для всех желающих, единственное ограничение - подключить можно до 10 абонентов и одно SIP-устройство.

Новости из связанных рубрик