Новости / февраль 2022
Softline устроил зимний шопинг

Компания Softline создает центр компетенций в области финансовых технологий и CRM. В его основу лягут активы компании SoftClub, о приобретении контрольного пакета акций которой сообщил Softline. SoftClub специализируется на софтверных решениях для отрасли финансовых технологий и является крупнейшим разработчиком интегрированных решений для банков, электронной коммерции и фондовых бирж в Центральной и Восточной Европе. Аналитики оценивают сделку в $45-50 млн. Отметим, что для Softline это уже третья покупка актива с начала года.
Ирина
Приборкина
© ComNews
01.02.2022

За январь компания Softline объявила уже о двух сделках по приобретению активов. Так, в начале января Softline заявил о приобретении 85% компании "Академия АйТи", которая разрабатывает и внедряет индивидуальные решения для корпоративного обучения (см. новость на ComNews от 11 января 2022 г.).

На прошлой неделе Softline объявил о подписании соглашения о приобретении компании MMTR Technology, которая специализируется на разработке программного обеспечения и различных приложений (см. новость на ComNews от 27 января 2022 г.).

Относительно же сделки по SoftClub, основатель и председатель совета директоров группы компаний Softline Игорь Боровиков пояснил, что политика слияний и поглощений направлена на поддержку трехмерной стратегии роста компании. "Расширение нашего географического присутствия, портфеля решений и услуг и укрепление каналов продаж. Эта сделка расширяет наши возможности в сфере услуг, добавляя более 950 отличных инженеров к уже существующей команде из более чем 1000 специалистов по программному обеспечению. И мы получаем выгоду от продолжающейся консолидации отрасли, приобретая контрольный пакет акций SoftClub, по эффективному мультипликатору EBITDA, приблизительно соответствующему нашему целевому показателю", - отмечает основатель Softline. Также он говорит, что эта сделка - этап пути компании к увеличению доли услуг в ее обороте, к тому, чтобы клиенты Softline могли получить доступ к услугам более 5000 инженеров-программистов компании, и к получению более половины валовой прибыли от услуг.

По словам глобального генерального директора группы компаний Softline Сергея Черноволенко, стратегия роста Softline направлена на предвосхищение меняющихся потребностей клиентов при переводе на цифровые технологии и адаптацию портфеля компании для опережения быстро происходящих изменений среды. "Финансовый сектор во всем мире остается одним из самых динамичных и требовательных секторов, и команда мирового класса из SoftClub предоставляет нам отличные возможности для работы на глобальном рынке финансовых технологий. Клиенты Softline по всему миру могут быть уверены, что мы быстро предоставим эти возможности, чтобы они могли быстрее достигать своих целей. Нашей отличительной чертой является стремление к пониманию потребностей наших клиентов в сочетании со специализацией, необходимой для удовлетворения этих потребностей", - добавил Сергей Черноволенко.

Аналитики "Фридом Финанса" высоко оценивают эффективность данной стратегии Softline. "В условиях пандемии спрос на ИТ-решения в банковском и финансовом секторе только возрастает, поэтому необходимость такой покупки диктуется самим рынком. Спрос на эти решения вместе с восстановлением мировой экономики будет только увеличиваться и оставаться очень высоким и после окончания пандемии, поэтому эффективность данной стратегии мы оцениваем достаточно высоко", - говорят во "Фридом Финансе".

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что для долгосрочной стратегия Softline импортозамещение - хуже пандемии, поскольку государство требует от компаний покупать российское программное обеспечение, в то время как основную долю продаж Softline составляют продукты зарубежных разработчиков.

Компания SoftClub основана в 1993 г. и является одним из лидеров в Восточной Европе по разработке программного обеспечения, системной интеграции и консалтингу в финансовом и государственном секторе. География деятельности компании включает Белоруссию, Грузию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Россию, Туркменистан, Украину, а также страны ЕС (Литва, Польша) и Юго-Восточной Азии. Продукты и решения компании SoftClub внедрены в более чем 80 банках, государственных органах различных стран мира. Крупнейшие центры разработки SoftClub находятся в Минске и Киеве. Согласно рейтингу Software 500 отраслевого журнала Software Magazine, на протяжении 2011-2016 гг. SoftClub входил в число крупнейших мировых компаний по разработке программного обеспечения и сервисов. В настоящее время, по данным отраслевого журнала, SoftClub входит в число 100 лучших в мире компаний по производству программного обеспечения. Продукты и решения компании применяются в более чем 40 банках, включая топ-30 банков по объему активов в странах СНГ.

Основатель и генеральный директор компании SoftClub Владимир Сиротко рассказал, что компания SoftClub входит в число региональных лидеров в сфере разработки программного обеспечения, системной интеграции и консалтинга как в финансовом, так и в государственном секторе. "Мы, акционеры-фаундеры и топ-менеджеры компаний, входящих в группу компаний SoftClub, с радостью будем сотрудничать с Softline в достижении целей по расширению портфеля услуг и решений в сфере финансовых технологий, а также в предоставлении нашим клиентам доступа к продуктам и опыту группы компаний Softline", - отмечает основатель SoftClub.

Поводом для сделки, по словам представителей Softline, послужил очевидный потенциал роста в динамично развивающемся секторе финтеха. "При ежегодном росте почти на 10% индустрия финансовых технологий в 2023 г. достигнет оборота почти в $200 млрд. Этому в немалой степени способствует тот факт, что многие финансовые учреждения все еще сталкиваются с необходимостью перестройки унаследованных систем. Таким образом, в ближайшие годы финансовый сектор останется одним из крупнейших потребителей информационных технологий", - отмечают в Softline. Также в пресс-службе компании говорят, что им интересен уникальный и глубокий опыт компании SoftClub в финтехе, их продукты и технологии для банков, бирж и электронной коммерции и внедрение Creatio.

Кроме очевидного для экспертов компании Softline потенциала сферы финтеха, важной целью сделки стало создание, на основе команды компании SoftClub во главе с ее основателем, центра компетенций в области финансовых технологий и CRM. "Центр будет работать над сложными, масштабными преобразованиями в банковском секторе с использованием новейших ИТ-решений в постоянно меняющемся мире финансовых услуг", - сообщают в Softline. "И основатель, и управленческая команда остаются в компании и присоединятся к нашей семье, чтобы развивать бизнес финтеха по всем регионам присутствия Softline. Мы заинтересованы в удержании всего коллектива талантливых сотрудников. На них тоже будет распространена уникальная программа партнерства для сотрудников группы, объявленная недавно. Мы активно используем систему гибких виртуальных команд и систему обмена навыками, чтобы знания, опыт и технологии одной части группы были доступны и другим без обязательного присоединения", - добавили в пресс-службе Softline. Также в компании рассказывают, что линейка продуктов SoftClub покрывает 85% ландшафта приложений в современных банках, ее сотрудники разработали более 50 собственных программных продуктов и более 15 продуктов для основных банковских систем: 62 млн счетов обрабатываются сегодня с помощью продуктов SoftClub. Более 50 тыс. сотрудников банков в 21 стране мира работают на программном обеспечении SoftClub. Один из продуктов компании - SoftClub Retail включен в рейтинг Gartner Peer Insights. В Softline также отметили, что компания SoftClub обладает большим опытом работы с Creatio, low-code-платформой для управления процессами и CRM, что обеспечивается работой примерно 190 инженеров.

В пресс-службе Softline отметили, что развивать приобретенные активы они будут с помощью вывода на рынки присутствия Softline, к их заказчикам - финансовым институтам, а также развития технологических партнерств через Softline. Также в компании сообщили, что на данный момент сделка находится в процесс закрытия, но планируется купить более 50% холдинговой компании группы. Сумму сделки компания не раскрывает.

Аналитики компании "Фридом Финанс" оценивают сделку в 130-200 млн руб. "Финансовой отчетности за 2021 г. в открытом доступе еще нет, поэтому мы можем предположительно оценивать сумму сделки на основе данных за 2020 г., с учетом восстановления в 2021 г. На наш взгляд, сумма сделки будет в районе 130-200 млн руб.", - отметили в компании.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что сделка прошла на уровне $45-50 млн. "Это компания с тысячей сотрудников, входящая в десятку крупнейших ИТ-компаний Белоруссии. Пропорционально капитализации Softline с учетом скидки за непубличность компанию можно оценить в $90-100 млн, а объем сделки зависит от величины приобретаемого пакета акций. Поскольку объем контрольный, то сделка - на уровне $45-50 млн", - считает аналитик.

Во "Фридом Финансе" полагают, что SoftClub поставляет программное обеспечение для финансовых организаций и банков, а в составе Softline продолжит работу в данном направлении и займется преобразованиями в финансовом секторе при использовании ИT-технологий и CRM-систем. "На наш взгляд, самым ценным активом этой компании является опытная команда разработчиков", - отмечают аналитики.

Леонид Делицын считает, что самый привлекательный актив компании - это профильный актив сектора, который Softline консолидирует по всему миру. Также он уверен, что компании-разработчики оцениваются с более высокими мультипликаторами, чем компании, преимущественно внедряющие решения вендоров, такие как Softline. По его словам, покупка такого актива работает на увеличение стоимости Softline.

По мнению аналитиков компании "Фридом Финанс", разработка ИТ-решений для финансового сектора всегда являлась и остается перспективным направлением, так как их активно используют банки для упрощения и ускорения работы. По словам аналитиков, на данный момент конкуренция в данном секторе высока, но компания SoftClub входит в число 100 лучших в мире и является лидером в странах СНГ. "На текущий момент через продукты компании обслуживаются 62 млн счетов, покрывая 85% банковских приложений. В странах СНГ компания уже входит в число лидеров данного направления рынка, а после покупки компанией Softline вероятность занять значимую долю на этом рынке только возрастает. На наш взгляд компания может рассчитывать на значимую долю рынка в данном направлении, примерно от 10% до 30%", - отмечают эксперты "Фридом Финанса".

Новости из связанных рубрик