Юлия
Мельникова

корреспондент, заместитель выпускающего редактора ComNews.ru
© ComNews
31.01.2022

Мы всегда переоцениваем изменения, которые

произойдут в ближайшие два года, и

недооцениваем изменения следующих десяти лет

Билл Гейтс

Пару лет назад, когда автоматизация набрала обороты, компании задумывались: что делать с сотрудниками, когда их заменят роботы? Но из-за пандемии COVID-19 ситуация перевернулась. Компании хотят как можно быстрее получить роботов, чтобы заменить сотрудников, не желающих возвращаться в офисы и выполнять тот же объем работ, что раньше. Эта ситуация, скорее всего, приведет к тому, что моральные оковы, мешающие работодателю заменять сотрудника роботом, рухнут, и вскоре машины безжалостно заменят ленивого человека.

До начала пандемии удаленно в России (да и в мире) работали немногие. Некоторые компании технически были готовы к переводу части сотрудников на удаленку, но не решались этот метод испробовать. Ситуация с коронавирусом стала катализатором изменений. И те, кто подумывал о таком шаге, и те, кто не помышлял о работе удаленно, вынужденно перешли на удаленку . В итоге сегодня есть возможность работать не просто дома, а даже из другого города или страны. В теплые страны, например, мигрируют целые отряды айтишников, формируя новую сущность - "цифрового кочевника".

Несколько лет назад крупные компании начали сокращать штат из-за замены некоторых сотрудников роботами. Корпорации старались замылить этот факт, и все топ-менеджеры в один голос твердили: "Мы не заменяем людей, а переводим их на более интеллектуальную работу". Например, глава Сбера Герман Греф заявил, что около 70% менеджеров Сбербанк сократил после того, как внедрил систему искусственного интеллекта, но оставил их в компании. "Мы радикально сокращаем людей, выполняющих какие-то очень простые операции, - рассказал глава банка. - Больше всего страдает от внедрения искусственного интеллекта "среднее звено". Это привело к огромному сокращению на различных уровнях, которые занимались простыми решениями. Допустим, на среднем уровне мы сократили примерно 70% менеджеров. В то же время работники, замененные интеллектуальной системой, не покинули банк. Они прошли переобучение и занимаются другими задачами". Однако реальность была иной - в тот момент многих сотрудников Сбербанка попросили уйти из компании.

С началом пандемии ситуация изменилась. Привыкшие к удаленке сотрудники не спешат возвращаться в офис, кроме того, многие из них поняли, что не хотят посвящать работе столько же времени, как раньше. По этому поводу высказался CIO "Ростелекома" Кирилл Меньшов на встрече с журналистами: "Раньше была дискуссия, что делать с людьми, которых заменят роботы. Но теперь проблема иная. После удаленки многие не хотят возвращаться к активной работе: они привыкли работать меньше и тратить меньше, жить скромнее. Люди поняли, что не обязательно иметь автомобиль последней модели или ездить в отпуск на Карибы. И даже если все, кто готов, выйдут на работу, сил и ресурсов для выполнения прежнего объема работы не хватит. И теперь все задаются вопросом: а где же роботы, которые могут подменить недостающих людей? Все, что поддается автоматизации, должно быть автоматизировано. Не говоря уже о том, что в некоторых странах стали сокращать рабочую неделю; аналогичные вопросы обсуждаются и в России".

В конце прошлой недели глава компании Tesla Илон Маск пожаловался на нехватку работников. О решении проблемы с дефицитом кадров с помощью роботов он заявил во время отчета Tesla за год. "Производство роботов - важнейшая задача, над которой будет работать компания в 2022 году", - заявил Маск. По его словам, производство роботов Optimus (человекоподобного робота компания Tesla представила в 2021 г.) со временем может стать более значительным для Tesla, чем автомобильный бизнес. В отчете компания указала, что проблема с цепочками поставок и нехватка работников могут повлиять на мощность заводов. Поэтому компания пока не будет выпускать новые модели электромобилей, а сосредоточится на расширении производства.

По сути, во всем мире сложилась парадоксальная и неожиданная для всех ситуация - кадров стало не хватать, а роботов, способных их заменить, пока нет. Настало время, когда люди готовы на сокращение дохода, лишь бы меньше работать, не выходя из дома, ведь затраты - на одежду, парфюм, поездки и бизнес-ланчи - сократились, становится ненужным даже автомобиль.

В ситуации, когда люди отказываются возвращаться в офис, а бизнес должен продолжаться, у него есть выход - в краткосрочной перспективе постараться максимально идти навстречу желаниям работников. Но тем временем с удвоенной скоростью создавать или покупать решения, которые автоматизируют все производственные и бизнес-процессы. После того, как роботов (в широком понимании - включая программные агенты, боты и проч.) окажется достаточно, бизнес вернет инициативу в свои руки и вновь начнет диктовать условия сотрудникам.

Корпорации не любят, когда сотрудники ставят их в зависимое положение, поэтому им не нравится, что рынок труда превратился в рынок продавца. Пандемия стала катализатором удаленки, которая дала неожиданный результат, загнав бизнес в угол, но она же и простимулирует внедрение роботов. И если раньше работодатель еще был готов думать, как лучше пристроить высвобожденного сотрудника, подобрав ему новую интересную позицию, то теперь внедрение роботов пойдет "по-плохому сценарию": "Не хочешь выходить в офис на наших условиях? Тебя заменит робот, отдыхай". В итоге моральный аспект в истории взаимоотношений между работником, работодателем и роботом уходит. Риторика станет более жесткой и приземленной: работа стоит, рук нет, нужен робот.

Несколько лет назад машине прочили заменить человека в четырех типах работ: так называемых 4D (dull, dirty, dangerous, dear - скучных, грязных, опасных, дорогих). В то время дискуссия шла о том, что робот будет выполнять рутинную и поддающуюся алгоритмизации работу, а человек займется творческим трудом. Но в итоге роботы стали заменять и людей интеллектуальных профессий - кредитных аналитиков и юристов, например. Еще в 2017 году Сбер заменил 3000 юристов одним роботом. По данным исследования в 2020 году, в России доминирует частичная автоматизация HR-процессов (57%), в частности, активно автоматизируется процесс найма сотрудников. Вероятно, в недалеком будущем мы станем свидетелями ситуации, когда робот будет нанимать на работу робота.