Новости / январь 2022
Дополненная реальность поможет наполнить полки

X5 Retail Group запустила в торговой сети "Пятерочка" (в 30 магазинах сети в Казани) пилотный проект системы планирования выкладки товаров с использованием технологии дополненной реальности (AR). Чтобы посмотреть актуальную схему выкладки товаров, достаточно с помощью специального приложения в смартфоне отсканировать размещенный на полке маркер. В результате на экране устройства развернется цветная схема, согласно которой необходимо разместить товары. По данным X5 Retail Group, в результате замены печатных схем выкладки на AR-раскладку розничный товарооборот магазинов увеличился на 2,8%.
Ирина
Приборкина
© ComNews
19.01.2022

В пресс-службе X5 Retail Group рассказали, что суть проекта заключается в замене стандартных бумажных планов расстановки товаров на полке на формат дополненной реальности. "Чтобы посмотреть актуальную схему выкладки товаров, достаточно в приложении ARGUMENT отсканировать с помощью смартфона размещенный на полке специальный маркер. В результате на экране устройства развернется цветная схема, согласно которой необходимо разместить товары. Каждый маркер для удобства сотрудников визуально символизирует ту или иную категорию товаров", - уточняют в компании.

Новое решение позволяет персоналу в любой момент иметь под рукой актуальный план выкладки товаров. По оценке экспертов X5 Retail Group, в результате внедрения данной технологии в пилотных магазинах увеличилась эффективность работы с ассортиментом, скорость смены товаров на полках, а также сократилось использование бумаги для печати.

По словам директора по внедрению розничных технологий макрорегиона "Волга" торговой сети "Пятерочка" Александра Кузнецова, грамотная выкладка товара напрямую влияет на рост оборота и прибыли. "Однако в зависимости от наличия ассортимента и акций схемы размещения товаров могут часто меняться, а на донесение информации до сотрудников требуется время. Поэтому очень важно предоставить доступ к информации в режиме реального времени. Для этого мы провели пилот по обучению работе с планограммами в формате дополненной реальности и увидели хорошую динамику по ключевым бизнес-показателям, а также получили положительную обратную связь от работников магазинов", - рассказывает о пилотном проекте Александр Кузнецов.

В пресс-службе X5 Retail Group поясняют, что для оценки эффективности решения в пилотных магазинах замеряли рост спроса на выложенные по электронной схеме товары и сравнивали с показателями магазинов контрольной группы с бумажными схемами выкладки. При этом анализировалась статистика платформы ARGUMENT по датам и частоте сканирований маркеров. В результате рост спроса на товары, размещенные по диджитал-схемам, составил в среднем 2,8%, что на 560% превысило ожидаемый результат.

Как рассказал руководитель центра "Мультимедийных решений" компании "Ланит-Интеграция" (входит в группу "Ланит") Леонид Жестев, по их оценке, стоимость внедрения решения с использованием AR-технологий в одну торговую точку будет зависеть от поставленных задач. Например, разработка решения начального уровня будет стоить не менее 0,5-1 млн руб.

Сама X5 Retail Group уже не первый раз экспериментирует с новыми технологическими решениями в вопросе автоматизации процессов. В частности, в августе прошлого года в торговой сети "Пятерочка" за­пущен пи­лот­ный проект по ис­поль­зо­ванию ро­бота для про­вер­ки коррек­тнос­ти рас­по­ложе­ния то­вара, его на­личия, а так­же ус­та­нов­ленных цен­ни­ков. Ро­бот са­мос­тоя­тель­но строит кар­ту ма­гази­на, ав­то­ном­но пе­реме­щает­ся меж­ду полками, объезжает пре­пятс­твия и по­купа­телей, ска­нирует при­лав­ки. По результатам проведенного пилота внедрение комплекса позволило снизить нагрузку на персонал и повысить скорость устранения недочетов в выкладке (см. новость ComNews от 11 августа 2021 г.).

Другие игроки рынка ретейла тоже используют системы автоматизации, нацеленные на контроль выкладки товаров. Например, в прошлом году ком­па­ния "Циф­ро­вые тех­но­логии ри­тей­ла" (ЦТР) внед­ри­ла ре­шение для кон­тро­ля пла­ног­рамм на ос­но­ве ин­фраст­рук­ту­ры элек­трон­ных цен­ни­ков в од­ной из круп­ней­ших тор­го­вых се­тей в Рос­сии. Новый инструмент определяет расположение продукта с помощью электронных ценников и системы маяков, которые прикрепляются к каждому стеллажу. Система получает от магазина информацию, как сейчас выглядит планограмма (схема расположения товаров на полке с указанием количества), сравнивает ее с эталонной и оповещает торговую точку, если товары расставлены неправильно (см. новость ComNews от 6 августа 2021 г.).

Директор по продуктам и технологиям группы Т1 Александр Рожков говорит, что внедрение AR/VR-платформ в розничном ретейле имеет много сценариев: имитация офлайн-опыта в цифровой среде с возможностью максимально точно представить товар и имитировать опыт его использования; автоматизация операционных процессов (например, прогнозирование объема и ассортимента закупок, автоматизированное ценообразование и т.п.); внедрение умных полок, позволяющих настроить автоматическое обновление ценников, проверить наполненность полок в магазинах, повысить эффективность выкладки товаров. "Согласно данным компании Shopify, предоставляющей магазинам услугу по созданию виртуальных 3D-моделей их товаров, возможность увидеть товар в объемном виде увеличивает конверсию покупки на 250%, а с использованием технологии AR - на 65%", - отмечает Александр Рожков.

Также, по его словам, на мировом рынке покупки с AR становятся новой нормой в 2022 г. "С виртуальными примерочными, улучшенной навигацией в магазине и другими возможностями AR, распространяющимися по рынку, те, у кого нет этих функций, отстают. Это одно из ключевых технологических достижений, позволяющее сократить разрыв между витринами электронной коммерции и обычными магазинами", - уточняет спикер.

В России решения с применением AR только начинают тестировать, но мировой опыт показывает, что применение технологии уже демонстрирует серьезные результаты. Об этом говорит Леонид Жестев из компании "Ланит-Интеграция". "В 2018 г. сеть Wallmart провела эксперимент. Покупателям дали возможность сканировать товары через мобильное приложение с помощью AR-функции и в онлайн-режиме сравнивать цены из одной категории. В России с помощью очков дополненной реальности визуализировали варианты расположения торгового оборудования для новых гипермаркетов, и это позволило значительно ускорить открытие новых точек", - рассказывает он.

По данным группы Т1, на рынке наблюдается рост спроса на эмоциональный опыт: новые впечатления, знания, возможность вырваться из рутины. "Чтобы оставаться конкурентоспособными и удерживать своих клиентов, розничные компании начинают применять различные новейшие технологии, такие как AR и VR. Эти технологии перезапускаются, чтобы полностью изменить текущий опыт покупок, заменив болевые точки интересным и информативным опытом", - отмечает директор компании по продуктам и технологиям Александр Рожков.

По его словам, AR и VR часто рассматриваются как будущее того, как потребители будут делать покупки. "Существует множество теорий, связанных с метавселенной и тем, как люди будут делать покупки в виртуальном магазине, оставаясь при этом дома. Поскольку виртуальная реальность в розничной торговле продолжает развиваться, идея покупок в виртуальной коммерции становится все более реальной", - рассказывает Александр Рожков из "Т1". Он видит в решениях на основе AR как плюсы, так и минусы. "C помощью планограмм с поддержкой AR розничные продавцы могут просматривать пустые полки или даже торговые автоматы в реальном мире. Они могут брать цифровые товары и размещать их на физических полках в магазине. Например, Microsoft HoloLens может сканировать пространство вокруг вас с помощью различных камер и автоматически загружать магазин в цифровую среду", - отмечает Александр Рожков. К недостаткам он относит следующее ограничение: в настоящее время большая часть ПО для планограмм состоит из основных двухмерных изображений. Остается нерешенной задача правильной интерпретации и преобразования изображения в 3D-модель.

Леонид Жестев из компании "Ланит-Интеграция" к основным преимуществам AR относит скорость реакции на изменение информации в конкретном магазине. "В сети "Пятерочка" информация об изменении выкладки товара поступает мерчендайзерам напрямую, и необходимые требования оперативно вносятся", - приводит пример Леонид Жестев.

Новости из связанных рубрик