Новости / декабрь 2021
Айтишники ценят психологов

Три четверти (73%) обращений специалистов из ИТ-сферы в 2021 г. за консультациями связаны с вопросами психологической поддержки, сообщают аналитики платформы корпоративного благополучия "Понимаю". Из них на тему самопознания пришлось 19% от общего количества запросов психологам, на втором месте - вопросы партнерских отношений (16%).
Константин
Скурат
© ComNews
27.12.2021

Всего аналитики "Понимаю" исследовали 9832 консультации сотрудников ИТ-отрасли. В исследовании приняли участие сотрудники Mail.ru, Ozon, Badoo, Aviasales и др. В ходе исследования проанализированы консультации, оказанные специалистам из ИТ-сферы с начала года в рамках программы поддержки сотрудников. В 2021 г. зафиксировано 7213 обращений к психологам - это 73% от общего числа, проведено 1189 юридических консультаций, что составляет 12% от всего количества запросов. К специалистам ЗОЖ корпоративные сотрудники обратились 1089 раз - 11%. Финансовые консультации понадобились 341 респонденту и составили всего 4% от всех обращений.

Дарья Федорова, исполнительный директор платформы корпоративного благополучия "Понимаю", сообщила, что ранее подобные исследования не проводились. Она рассказала, что для сравнения уровня обращений специалистов разных профессий используется показатель утилизации, который равен доле сотрудников, имеющих доступ к платформе и обратившихся к психологу.

"Если говорить о тех, кто чаще консультируется со специалистами из портфеля "Понимаю", то это сотрудники консалтинговых компаний и аудита. Их деятельность интеллектуальная и достаточно интенсивная. Среди всех консультаций, которые мы предоставляем в рамках платформы, - психологических, юридических, финансовых и по вопросам ЗОЖ, - доля обращений к психологам в целом по портфелю составляет 70%, в ИТ-отрасли - 74%, а в консалтинге - 93%", - рассказала Дарья Федорова.

Сооснователь BestDoctor Михаил Беляндинов, отмечает, что рынок mental health в России растет год к году и наряду с ним - популярность сервисов подбора психологов и оказания психологической помощи. По его словам, наибольшая популярность наблюдается среди представителей поколений Y и Z - именно они стали внимательнее и осознаннее относиться к своему ментальному здоровью.

"И одновременно представители этих поколений в основном работают в технологических компаниях и стартапах, поэтому выводы платформы "Понимаю" иллюстрируют закономерный тренд. Мы в BestDoctor также отмечаем возросший спрос на терапию - и поэтому в нашей Виртуальной клинике теперь доступны услуги психологов. Все они - специалисты с внушительным инструментарием, способные оказать качественную помощь в нескольких психотерапевтических направлениях", - говорит Михаил Беляндинов.

Исследователи отметили, что на тему самопознания пришлось 1375 консультаций с психологами, что составило 19% от общего количества запросов психологам. На втором месте вопросы партнерских отношений, на эту тему проведена 1141 консультация (16%), с вопросами по семейным отношениям обратились 527 сотрудников (7%).

"По вопросам поиска смыслов и познания чаще обращаются люди из консалтинга. Даже можно проследить такую корреляцию: чем выше склонность обращения за психологической поддержкой, тем выше вероятность, что это будут вопросы самопознания. Потому что в этом случае люди обращаются за консультацией осознанно и в целом склонны разбираться в себе", - дополняет Дарья Федорова из "Понимаю".

Генеральный директор платформы корпоративного благополучия "Понимаю" Антон Кушнер заявил, что вопросы самопознания, самоопределения, поиска смыслов, личностного развития традиционно лидируют среди запросов сотрудников ИТ-компаний. По его мнению, это объясняется тем, что специалисты данной сферы, как правило, рациональные люди с аналитическим типом мышления.

Директор по персоналу компании "Норбит" (входит в группу "Ланит") Виктория Александрова полагает, что в ИТ-отрасли увеличится потребность психологических консультаций, многие компании начнут привлекать в штат психологов. По ее словам, уже сейчас руководство столкнулось с увеличением количества сотрудников с эмоциональным и профессиональным выгоранием. Она отмечает, что до пандемии многие сотрудники часто путешествовали, рассматривали работу в других странах, переезжали, но в настоящий момент из-за ограничений количество таких возможностей сильно сократилось.

"ИТ-специалисты отличаются от других в силу того, что они уже давно находятся в поисках идеального места работы. По моим наблюдениям, если раньше выгорание начиналось у сотрудников ближе к 28-30 годам, то уже сейчас приходят сотрудники в возрасте 22-25 лет с глубокой депрессией и желанием отдохнуть", - отвечает Виктория Александрова на вопрос ComNews, почему психологическая помощь так востребована ИТ-специалистами и насколько в этом отношении представители сферы ИТ отличаются от представителей других профессий.

В пресс-службе SuperJob отмечают, что на сегодняшний день 18% всех компаний предоставляют сотрудникам ДМС, однако если брать только сферу ИТ, то здесь доля выше - 53%. По опросам компании, среди навыков и качеств, над которыми 2021 г. заставил поработать больше всего, - именно стрессоустойчивость (36%), на втором месте - обучаемость (24%), на третьем - адаптивность (23%). Причем в 2021 г. по сравнению с 2020-м россияне стали уделять больше внимания их развитию.

"На востребованности психологической помощи среди ИТ-специалистов сказывается ряд факторов. ИТ-сфера во многом опережает другие. Если посмотреть на западный рынок, то мы увидим, что генеральные директора самых прогрессивных компаний публично заявляют о ценности ментального здоровья. Получается, что ИТ-сфера на шаг впереди в части развития эмоционального интеллекта. Кроме того, надо учесть, что ИТ-специалисты сегодня - это люди с хорошим доходом, которым проще позволить себе работу с психологом. Также это все сопряжено с высокой нагрузкой на специалистов практически любого направления в ИТ, вызванной повышенным спросом на онлайн-сервисы и проекты по цифровизации, ставшие необходимостью в условиях пандемии", - утверждает старший разработчик компании Navicon и профессиональный психолог Екатерина Озерова.

Вместе с тем, по мнению 17% опрошенных SuperJob, главными причинами эмоционального выгорания на работе является руководство или некорректная организация рабочего процесса. 14% россиян уверены, что причиной является нездоровая атмосфера в коллективе. По 13% респондентов назвали основными факторами выгорания рутину и большие объемы работы. По 11% опрошенных отметили влияние усталости и низкой зарплаты. Стресс является причиной эмоционального выгорания для 9% респондентов, 8% считают причиной нелюбимую работу, 7% - переработки, 5% - отсутствие перспектив. По 4% отметили в качестве причин эмоционального выгорания отсутствие мотивации и бессмысленные задачи. 3% опрошенных винят в выгорании психологическое давление, по 2% - недооцененность и некомфортные условия труда. 8% россиян назвали другие причины эмоционального выгорания на работе - ситуацию в стране и мире, здоровье, возраст, безделье, лень, нестабильность, наличие кредитов.

"Так как бизнес отчетливо понимает, что удаленный и гибридный формат работы - это не временное явление, а новая реальность, компании продолжают активно развивать средства дистанционного взаимодействия и информационной безопасности. Как результат, нагрузка ИТ-специалистов не уменьшается, а порой даже увеличивается, так как компании постепенно начинают размораживать масштабные ИТ-проекты, остановленные в начале пандемии. Случаи выгорания ИТ-специалистов по-прежнему достаточно распространены и, возможно, будут происходить еще чаще. Это может сделать психологическую поддержку среди них еще более востребованной", - считает руководитель HR-департамента компании "Аванпост" Елена Акулова.

Главными способами борьбы с эмоциональным выгоранием, по данным SuperJob, россияне считают отпуск (22%), смену работы (19%) и налаживание отношений в коллективе (7%). По 6% опрошенных отметили важность сохранения спокойствия, занятий спортом, рационального планирования рабочего времени и занятия хобби. 4% россиян уверены, что необходимо добиваться повышения зарплаты. По 3% опрошенных рекомендуют проводить время с семьей и друзьями и разнообразить работу, чтобы избежать рутины. По 2% респондентов считают, что нужно быть позитивнее, любить работу, высыпаться и хорошо питаться, а также принимать успокоительное или проконсультироваться у психолога. Еще 2% настаивают, что нужно продолжать работать, несмотря ни на что. 8% опрошенных назвали другие способы борьбы с выгоранием, среди них алкоголь, танцы, больничный, возможность выговориться.

Дарья Федорова из "Понимаю" резюмирует, что эпидемиологическая ситуация в целом стала катализатором роста обращений за психологической поддержкой, и это актуально не только для ИТ-среды. Она говорит, что, согласно данным, опубликованным в газете "Коммерсантъ", за период пандемии коронавируса в России увеличилось число обратившихся за психологической или психиатрической помощью.

"Люди консультируются по вопросам тревожных и депрессивных расстройств. В зависимости от региона количество обращений увеличилось от 10% до 30%. Текущая ситуация заставляет работодателей обращать внимание на состояние сотрудников. Спрос на психологическую поддержку будет только расти, как со стороны корпоративных клиентов, так и со стороны заинтересованных сотрудников", - обращает внимание Дарья Федорова.

Наиболее популярная тема запросов к консультантам платформы по здоровому образу жизни - вопросы, связанные с питанием. Среди сотрудников ИT-компаний уровень спроса в данном направлении составляет 66%. Также в рамках консультаций 26% вопросов от корпоративных сотрудников связаны с повышением активности. Как правило, такие обращения являются следствием переживания постковидного синдрома.

По данным исследователей "Понимаю", к юристам сотрудники ИT-компаний в этом году обращались чаще всего по вопросам процессуального права - 18% и экспертизы документов - 12%, чтобы оценить корректность бумаг и получить рекомендации по их составлению. Наравне с консультациями по экспертизе документов специалисты обращаются к юристам с запросами по теме защиты прав потребителей. В рамках таких консультаций они обсуждают вопросы, связанные с отменой бронирований при ограничении авиасообщения или возврат средств с предоплаченных мероприятий.

Наименее популярны у специалистов из ИТ-сферы консультации по финансовым вопросам. На них пришлось всего 4% от общего количества обращений за год. При этом важно отметить: среди обратившихся корпоративных сотрудников 31% интересуется вопросами распределения и планирования личных финансов, а 30% говорили на тему инвестирования, отмечают в компании "Понимаю".

Новости из связанных рубрик