В 2021 г. россиян, совершавших платежи в интернете, стало на 31% больше, чем в 2020 г., совокупное количество покупок выросло на 28%, а обороты онлайн-площадок - на 40%. К такому выводу пришли аналитики сервиса "ЮMoney" (входит в экосистему Сбера). Среди всех категорий наибольший рост по числу платежей показали телемедицина, бытовые услуги и цифровой контент: на 143%, 74% и 40% соответственно.
Константин
Скурат
© ComNews
17.12.2021

По данным аналитиков, российский e-commerce продолжает интенсивно развиваться. Все популярнее становится телемедицина, в частности онлайн-консультации с психологами. После ослабления коронавирусных ограничений удобство такого формата стало определяющим фактором роста его популярности: многие пациенты экономят время и деньги, выбирая онлайн-консультации. За 11 месяцев 2021 г. число оплаченных услуг в этой категории выросло на 140%, а обороты - на 143%. Плательщиков стало на 138% больше, а средний чек практически не изменился и составил 3846 руб. HealthTech активно развивается за счет смежных и кросс-секторальных предложений - медицинских консультаций, онлайн-продажи безрецептурных препаратов, приложений для мониторинга состояния здоровья и т.п.

Сооснователь и исполнительный директор BestDoctor Михаил Беляндинов отмечает, что рынок телемедицины действительно экспоненциально растет в последние два года, главным образом под влиянием пандемии: по итогам 2020 г. он вырос на 84% и составил 8,1 млрд руб.

"Ожидается, что по итогам 2021 г. прирост составит 51%. При этом в ближайшие несколько лет темпы роста могут слегка замедлиться, но к 2026 г. рынок может достигнуть 62 млрд руб. Ситуация с пандемией также положительно сказалась на проникновении телемедицины в государственный сектор. В апреле 2020 г. Минцифры утвердило целевые показатели по развитию телемедицины в стране - к 2030 г. более 50% от общего числа консультаций перейдет в онлайн", - отметил Михаил Беляндинов, добавив, что в компании также уверены в потенциале рынка, поэтому активно фокусируются на масштабировании сервиса медицинских онлайн-консультаций "Виртуальная клиника".

В пресс-службе компании "СберЗдоровье" подтвердили, что число людей, общающихся с врачами онлайн, стабильно растет с каждым месяцем, и добавили, что это говорит о росте уровня доверия к телемедицине. По их словам, все больше пациентов осознанно выбирают такой формат консультации благодаря удобству, цене, безопасности и доступности.

"Количество онлайн-консультаций через сервис "СберЗдоровье" за девять месяцев 2021 г. выросло на 177% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило почти 350 тыс. консультаций. В число самых популярных врачей телемедицины входят терапевт, педиатр, гинеколог, дерматолог, а также психолог и психотерапевт. Очевидно, что со временем доверие к телемедицине будет только расти, а вместе с этим расти и число пациентов, которые будут пользоваться онлайн-консультациями. Мы ожидаем, что по итогам 2022 г. рынок телемедицины может вырасти в годовом выражении на 50-100% в зависимости от возможных изменений в законодательстве", - добавили в "СберЗдоровье".

Спорт и здоровый образ жизни - еще один тренд, укрепившийся на фоне пандемии, указали в "ЮMoney". В 2021 г. заметно вырос спрос на спортивные товары и питание. Покупок в этих категориях стало больше на 87% и 108% соответственно, а обороты интернет-магазинов выросли на 76% и 94%. Средние затраты на спорттовары сократились на 6%, до 7486 руб., а на спортивное питание - на 7%, до 3883 руб.

Руководитель отдела маркетинга "Авито Услуг" Иван Чулков отметил популярность домашних онлайн-тренировок, добавив, за последний год именно онлайн стал для многих тренеров основным источником заработка - например, спортивные и танцевальные онлайн-тренировки, которые стали популярнее в шесть раз в течение двух лет. По его словам, из-за совокупности причин, в частности отсутствия надобности в аренде помещения, количество предложений с начала пандемии увеличилось на 247%.

По данным исследователей, услуги по клинингу и мелкому ремонту по-прежнему пользуются большим спросом. Количество заказов в этой категории выросло на 174%, а обороты интернет-компаний - на 74%. Число пользователей, заказывающих такие услуги, увеличилось на 125%, при этом средний чек снизился на 37%, до 1131 руб. Для многих россиян заказ бытовых услуг стал привычным делом. Цифровизация этого сегмента помогла преодолеть сомнения в качестве услуг и безопасности сделок - за их добросовестность отвечают платформы-агрегаторы. Сегмент бытовых услуг растет за счет самозанятых и фриланса.

"С января по ноябрь 2021 г. спрос на онлайн-услуги по всей стране вырос на 42%. Так, например, популярными у россиян стали дистанционные курсы и уроки - спрос на занятия, по данным "Авито Услуг", вырос на 80% год к году, а по сравнению с доковидным 2019 г. - в 2,3 раза. При этом на онлайн-платформе ищут самые разнообразные курсы - от английского с носителем языка до вождения и SMM", - обратил внимание Иван Чулков из "Авито Услуг".

Исследователи замечают, что продолжает расти популярность сервисов с фильмами, музыкой и другим цифровым контентом. В этом году количество платежей на таких сайтах увеличилось на 26%, а обороты - на 40% по сравнению с 2020-м. Число плательщиков выросло на 18%, а средний чек - на 11%, до 807 руб. В 2020 г. количество платежей на сервисах с цифровым контентом показало рост в 2,8 раза относительно 2019 г., а оборот компаний увеличился вдвое. Это связано в первую очередь с бумом в начале пандемии, когда домашний формат онлайн-развлечений стал частью досуга многих семей. Сегодня вместе с популярностью такого формата растет и количество производителей контента.

Управляющий партнер коммуникационного агентства Svoboda Марк Шерман заявил, что конкуренция между онлайн-кинотеатрами будет расти, а на рынке увеличится отрыв между лидерами и аутсайдерами, но в то же время многое зависит от контента, новых сериалов, инвестиций в производство и доставку, акций для потребителей.

"Скорее всего, рост будет находиться в пределах 5% в год, поскольку определенное насыщение рынка уже произошло. Будет также нарастать борьба с пиратским контентом, который отъедает у легальных сервисов часть средств", - сказал Марк Шерман.

Согласно данным "ЮMoney", количество пользователей, которые заказывают продукты на дом, в этом году выросло несущественно - на 12% по сравнению с 2020 г. Число покупок увеличилось на 53%, а обороты платежей - на 15%. Средний чек при этом снизился на 25%, до 1539 руб. В то же время заметно увеличились расходы пользователей на готовую еду из ресторанов - здесь средний чек вырос на 27% относительно прошлого года. Заказов стало на 47% больше, обороты увеличились на 86%, а количество плательщиков - на 65%.

Рынок онлайн-образования, который в 2020-м показал взрывной рост, в этом году развивался менее стремительно.

"Обороты EdTech в текущем году увеличились на 9%, а количество покупок осталось на уровне прошлого года. При этом плательщиков стало на 2% меньше, а средний чек вырос на 8% и достиг 4788 руб.", - говорит генеральный директор финтех-компании "ЮMoney" Иван Глазачев.

Невысокий рост продаж - менее 10% относительно прошлого года показали также онлайн-площадки, продающие игровые товары, услуги строительства и проектирования, оптику, товары для дома и сада, зоотовары, цветы и растения. По мнению аналитиков, это может быть связано со стабильным спросом в перечисленных категориях вне зависимости от экономических колебаний.

Аналитики утверждают, что самый большой рост среди всех способов оплаты в январе-ноябре 2021 г. показали Pay-платежи. Их доля выросла на 6% относительно 2020 г. - с 13% до 19%. Тем не менее самая большая доля по обороту, 69%, остается у банковских карт. Еще около 3% приходится на электронные кошельки.

Новости из связанных рубрик