Новости / декабрь 2021
Образовательная перезагрузка

Пандемия привела к огромному дефициту ИТ-кадров. Текучка кадров в прошлом году составляла 14%, по итогам нынешнего ожидается 20-25%, а зарплаты ИТ-специалистов продолжают расти. При этом борьба за профильные кадры идет не только между ИТ-компаниями. В нее вступили уже и крупнейшие госкорпорации.
Константин
Скурат
© ComNews
16.12.2021

Состоялась конференция "Перезагрузка трендов в сфере ИТ-образования", которую провело НП "Руссофт" совместно с Университетом 2035 и при поддержке ассоциаций АПКИТ, АРПП "Отечественный софт", а также Университета "Иннополис" при участии представителей Госдумы и Минцифры.

Во вступительном слове пленарного заседания конференции президент НП "Руссофт" Валентин Макаров сказал, что пандемия привела к огромному дефициту кадров. Он отметил, что, по данным "Руссофт", текучка кадров в прошлом году составляла 14%, по итогам нынешнего ожидается 20-25%, а зарплаты ИТ-специалистов продолжают расти - в частности, на 90% выросла зарплата у разработчиков ERP-систем. По его словам, борьба за кадры идет не только между ИТ-компаниями, но в нее вступил уже Сбер и крупнейшие госкорпорации, ситуация тяжелая.

Модератор пленарного заседания, которым был исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев, обозначил, что планируется дискуссия, затрагивающая проблему на стыке трех сущностей - бизнеса, образования и государства. Присутствующим сформулирован вопрос, каким образом реально соединить вуз и бизнес.

В своем слове председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн заявил, что тема, поставленная на повестку дня, - одна из наиболее актуальных и значимых, но одновременно и внутренне противоречивых. К вопросу о росте зарплаты у айтишников и специалистов в цифре, он отметил, что, с одной стороны, происходит состязательность в зарплатах, с другой стороны, ощущается большой дефицит и нехватка профессиональных кадров, и задался вопросом, что следует сделать, чтобы изменить ситуацию. Он добавил, что, по сегодняшним оценкам, потребность отрасли составляет от 0,5 млн до 1 млн человек, а уже через шесть лет дефицит молодых специалистов может увеличиться до 2 млн человек. Среди принятых государством мер - рост количества бюджетных мест по ИТ-специальностям, в этом году оно увеличено с 50 тыс. до 80 тыс. мест, в следующем году планируется уже 90 тыс. бюджетников. Александр Хинштейн также рассказал, что в Минцифры объявили, что разработали правила предоставления субсидии для ИТ-курсов для школьников, кроме того, есть проект постановления правительства о предоставлении субсидии на реализацию двухлетних ИТ-курсов для талантливых старшеклассников, и все эти действия происходят в рамках федерального проекта "Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли".

стараюсь бывать в вузах и вижу, что сегодня, декларируя большую подготовку кадров, государство должным образом эту подготовку не контролирует. Я наблюдаю, что сегодня ряд вузов, которые получают бюджетные места по КЦП (контрольным цифрам приема) именно под ИТ-специальности, в действительности не готовят конкурентоспособные кадры. И это, к сожалению, относится ко многим вузам. Во-первых, к отраслевым вузам Минцифры, которые, по идее, должны задавать тренд всей отрасли. Но на мой взгляд, мерилом профессиональной подготовки любых специалистов является работодатель. Можем ли сказать, что выпускники отраслевых институтов Минцифры, коих в стране четыре, являются наиболее востребованными кадрами? Если только с определенной натяжкой. То же самое касается и целого ряда других вузов, где ИТ-специальности готовятся преподавателями, имеющими отдаленное представление о реальности. Таким образом, мы наблюдаем картину, когда средства выделяются, места расширяются, но по большому счету нередко это имитация деятельности. Одна из причин, по моему мнению, - отсутствие должной и системной взаимосвязи, совместной работы между вузами и отраслью", - поставил проблему Александр Хинштейн.

Он добавил, что уверен в интересе большинства руководителей вузов в совместном создании продуктов, ведь могут быть разные форматы - специальные кафедры, базовые курсы, целевой набор, хозяйственный договор. По его словам, очевидно, что для работодателей крупных и не очень компаний, заинтересованных в хантинге, было бы очень полезно и важно начинать подготовку студентов - будущих специалистов под себя еще на этапе учебы, и есть готовность выстроить такую работу совместно с отраслью, с бизнесом, как минимум в вузах Минцифры.

В пример Александр Хинштейн привел открытие базовой кафедры "Почты России" в Поволжском университете телекоммуникаций и информатики с начала этого учебного года, где образовательный процесс организован сотрудниками почтового оператора, и у студентов есть возможность получать теорию и практику в сфере почтовой связи кроме базовых знаний в вузе.

"В завершение скажу, что нам крайне важно выдержать этот конкурентный вызов, который сегодня объективно перед Россией стоит. Наш рынок был и будет открытым, то же самое будет касаться и рынка труда. Конечно же, молодых специалистов, которые будут получать привилегированные и интересные условия, трудно будет удержать у нас. В качестве предложения - нам стоит подумать если не об ограничениях, то о "ценовом коридоре". Потому что то, что мы сегодня наблюдаем на рынке, - неправильно. Когда крупные компании, в том числе с государственным участием, "вымывают" рынок, набирая себе молодых специалистов, выпускников по довольно высоким расценкам. Если выпускнику предлагается 200-300 тыс. руб., а человеку, проработавшему год, - 400-500 тыс. руб., понятно, что будет сложно его удержать. Да, когда речь идет о бизнесе, это объяснимо, но когда такие необоснованно высокие зарплаты молодым специалистам начинают выплачивать компании с госучастием... Например, сейчас у нас один из лидеров цен на рынке - ППК "Российский экологический оператор". Они живут за счет государственных денег. А почему так должно быть? Почему мы должны за счет бюджета оплачивать чьи-то амбиции? Это касается крупных банков, в том числе и с госучастием. Понятно, что ни законодательно, ни нормативно это не ограничить. Но возможно, на уровне самой отрасли мы можем определить "ценовой коридор" - общественный договор внутри самой среды", - заключил Александр Хинштейн, приведя в пример негласное правило между рядом гигантов Big Tech - не покупать друг у друга специалистов, и добавил, что готов выслушать предложения и найти среди них пути решения для проблем.

Николай Комлев из АПКИТ подтвердил, что отрасль умеет саморегулироваться и договариваться. Однако он заметил, что сейчас цифровой мир гораздо шире одной отрасли и ИТ-компаниям сложнее на порядок договориться с теми же банками, нефтяными компаниями.

Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Яцеленко согласился с нехваткой кадров, в связи с чем отметил, что рынок труда в сфере ИТ перегрет, а это плохо для работодателей и государства, так как разработка ГИС ведется коммерческими организациями, и когда у них растут ставки - расходы государства также растут. Он отметил, что является руководителем федерального проекта "Кадры для цифровой экономики", который передан Минцифры в 2021 г., и четыре отраслевых вуза, которые также передали данному министерству, постараются стать лидерами в отрасли.

"Что касается мер, которые уже принимаются для покрытия этого дефицита. Мы запустили проект по цифровым профессиям, по которым уже работающие люди могут получить дополнительное образование в сфере ИТ, половину его стоимости оплачивает государство. В рамках этого же проекта запустили в пилотном режиме обучение языкам программирования школьников 8-11 классов, в прошлом году в пяти субъектах РФ, сейчас расширили до 10, в следующем году будет масштабировано на всю Россию. При этом реализуется проект по переподготовке преподавателей вузов, внедряются цифровые модули для требований отраслевых специализаций. При этом мы столкнулись с тем, что во многих вузах действуют иностранные компании, которые внедряют свои обучающие программы на своем ПО", - сказал Николай Яцеленко, отдельно отметив, что нет системности от производителей отечественного ПО в программных лицензиях для общеобразовательных целей.

Он добавил, что на следующий год продолжится увеличение КЦП, причем не только в ИТ-специальностях, но и в межотраслевых, эти проекты будут продолжаться. И заключил выступление фразой: "Надеюсь, что сдвинем дефицит, как для нашей страны, так и для мира в целом".

Генеральный директор АНО "Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллз Россия)" Роберт Уразов подчеркнул, что речь идет о массовой подготовке людей, которые работают в цифровой сфере, отдельно ИТ, отдельно те, которые работают в цифровом разрезе, причем всего таких - не десятки тысяч, а миллионы.

"Для массовой подготовки требуется использовать соответствующие инструменты. Секрет простой - самый хороший: студент, преподаватель, управленец, материально-техническая база. Мы, как движение, работаем в основном с тремя направлениями. Первое – преподаватель: нет его - нет подготовки. Есть проблема, что в эту сферу идут не наиболее профессиональные люди, которых приглашают на высокооплачиваемые должности, а те, кто остается. Этих людей мы вовлекаем в профессиональное сообщество, проводим программу переподготовки мастеров производственного обучения - людей, которые ставят профессию в СПО. Второе направление - работа самих студентов. Хорошо известны наши конкурсы профессионального мастерства. В этом году появился демонстрационный экзамен, который предполагает, что человек должен выполнить ту же работу, которую будет выполнять, став профессионалом. Такую процедуру прошли 200 тыс. ребят, которые учатся в СПО. Проблема в том, что цифровыми навыками среди них обладают всего 7,5%, то есть порядка 15 тыс. человек. Если смотреть на возможные лакуны роста - нужно посмотреть, по моему мнению, на среднее профессиональное образование и на короткие программы профессиональной переподготовки как на инструменты, которыми можно массово закрывать дефицит кадров", - отметил Роберт Уразов.

Третьим моментом он выделил деньги - стоимость подготовки. По его словам, парадокс в том, что, с одной стороны, все заинтересованы, чтобы человек, когда стал классным профессионалом, начинал зарабатывать, но к образованию это не имеет никакого отношения. Генеральный директор "Ворлдскиллз Россия" подчеркнул, что в нашей стране необходимо развивать новые модели, в том числе финансирования образовательного процесса.

"Сейчас финансируются деньги за часы, деньги за диплом, деньги за стартап, деньги за что угодно, но не за человеческий доход. Есть известная практика, по которой человек не платит за обучение, но гарантирует, что будет доплачивать из возрастающих доходов, так называемый кредит в будущее, однако сейчас эта модель в России нормативно невозможна. В заключение скажу, что ИТ-отрасль давно затрагивает другие отрасли, и важно смотреть не на умение программировать, а на умение применять навыки в конкретных отраслевых ситуациях. В этом отношении необходимо смотреть не только на наборы навыков и компетенций, которыми человек овладевает, но и на новые профессии, которые возникают", - завершил Роберт Уразов.

Он добавил, что АНО ежегодно проводит чемпионат Digital Skills, на котором отрабатываются стандарты новых профессий и компетенций, и считает, что важно заниматься не только подготовкой разработчиков, но и тех внедренцев, которые используют цифровые решения для оптимизации деятельности в своей сфере. По его словам, ключевой момент, ядро образовательного процесса - это подготовленность человека к будущей жизни.

Генеральный директор "Базальт СПО", член правления АРПП "Отечественный софт" Алексей Смирнов обратил внимание на использование отечественных продуктов в обучении, прежде всего в школьном и вузовском. Он заметил, что принятый правительством РФ второй пакет мер поддержки ИТ-отрасли содержит переход школ на отечественное программное обеспечение, что является отличной поддержкой, но имеет определенные риски.

"Среди них - работоспособность создаваемой Министерством просвещения единой онлайн-платформы при применении на стороне пользователя российского ПО. Сейчас в школе невозможно сдать ЕГЭ без установки Microsoft Windows, данная проблема решается, но важно не допустить ее при создании упомянутой платформы. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills используется в среднем профессиональном образовании как процедура государственной итоговой аттестации. Встает вопрос обеспечения сдачи данных экзаменов на базе отечественного ПО. Пока мы лишь берем продукты, которые используются во всем мире. И остается вопрос о применении не только отечественного ПО, но и российских программных платформ. Хотелось бы понимать планы органов образования, так как, если возникнет необходимость использования в школах и вузах отечественного оборудования и процессоров, к этому надо готовиться заранее. Иначе будут свои процессоры, но не будет необходимого к ним ПО", - заключил Алексей Смирнов.

Руководитель центра компетенций "Искусственный интеллект" НТИ, управляющий директор центра компетенций "Кадры для цифровой экономики" Университета 2035 НТИ, член Экспертного совета Госдумы по цифровой экономике и блокчейн-технологии, член совета по цифровой экономике Совета Федерации Надежда Сурова привела данные, что самыми востребованными специальностями в ИТ являются Java-разработчики. В тройку также входят специалисты по Data Science и Python-разработчики. Кроме них, значительное количество в ИТ разработчиков 1C, а также веб-разработчиков и инженеров по тестированию.

Александр Хинштейн при этом задал вопрос Надежде Суровой: "Рост количества бюджетных мест в вузах требует соответствующего подхода. Вы рассказываете об опыте Университета 2035, он важен, но ответьте мне, как 90 тыс. и более человек мы сможем сделать действительно профессиональными кадрами? Мы на площадке Университета 2035 их не воспитываем, а воспитываем их в технических вузах по всей стране. Получается, что сегодня КЦП дают на вузы, которые никогда не занимались подготовкой цифровых специалистов. И когда политехнический вуз вдруг начинает готовить ИТ-специалистов, он в первую очередь обманывает сам себя. Что можно сделать не для количества, а для качества подготовки?"

"Что мы уже сделали. Университет 2035 - сетевой университет открытого типа, организация, которая является оператором части мероприятий Федерального проекта по кадрам для цифровой экономики. Мы вместе с бизнесом понимаем, что высшее образование - длинное, что нужны специалисты здесь и сейчас, понимаем, что для подготовки дата-сайнтистов не нужно четыре года обучаться Python, а достаточно порядка шести месяцев профпереподготовки. Мы обучаем специалистов 250 часов, до шести месяцев, по самым основным программам, но эти программы созданы не нашим университетом, а бизнесом, вендорами. Это 96 программ ведущих компаний, таких как AstraLinux, 1С, которые делают продукты и учат наших людей на этих программных продуктах", - сказала Надежда Сурова. Однако ее ответ не удовлетворил Александра Хинштейна, отметившего, что наличие курсов не отменяет необходимости получения профильного образования и проблема качественной подготовки кадров за счет средств бюджета остается нерешенной.

Заместитель директора Института по проекту "Опорный образовательный центр", руководитель сектора аналитических исследований Института дополнительного образования Университета Иннополис Екатерина Гоглева начала свое выступление с ответа на вопрос Хинштейна о качестве образования. По ее словам, повышением качества фундаментального образования как раз занимается Университет Иннополис в рамках проекта "Опорно-образовательный единый учебно-методологический центр", по 11 приоритетным отраслям в нем повышают квалификацию, с помощью индустрии, преподавателям и методистам государственных вузов из 80 регионов РФ (на сегодняшний день). Также она отметила существование консорциума, куда входят 509 образовательных организаций. Екатерина Гоглева закончила выступление тезисом, что задача состоит в том, чтобы качественно повысить образовательный контент, который транслируется в вузах и СПО, и максимально гармонизировать его с потребностями, которые существуют в реальном секторе экономики. На этот ответ Александр Хинштейн заметил, что кейс хорош, однако в нем нет ответа, что сделать, чтобы все остальные вузы и студенты выглядели замечательно, учитывая КЦП, которое возрастает.

"Но возрастание КЦП напрямую еще не связано с качеством выпускников, которые будут по этим КЦП выпускаться. Поэтому очень важно, чтобы качественный контент был у самих преподавателей. В рамках реализации нашего проекта получен вывод, что не все преподаватели знают отраслевую специфику с точки зрения ИТ, именно поэтому мы погружаем их в данную среду. Не все понимают, нужен ли в конкретной отрасли ИТ-специалист универсальный или со знанием отраслевой специфики, в каких-то отраслях есть монополия на ИТ и нет развития. Очень важно гармонизировать не только потребности индустрии с образовательным контентом, но и темп развития ИТ-отрасли и темп развития и актуализации образовательных программ, которые происходят в вузах и СПО. Они не идентичны, в этом тоже большая проблема. Кроме того, мы пришли к выводу, что сетевая форма взаимодействия может способствовать повышению качества образования, развитию академической мобильности, развитию движения "стартап как диплом", - рассказала Екатерина Гоглева.

Она отметила, что более 2000 актуализированных образовательных программ уже внедрены в процесс обучения, поэтому, по ее мнению, комплексный подход к решению качества подготовки необходимого количества ИТ-специалистов в стране - это общая работа, и важна реализация этих проектов со школьного образования, чем Иннополис в том числе занимается. Она добавила, что в университете делается часть проекта и нужно время, чтобы увидеть качественные изменения. Еще она отметила, что 16189 преподавателей в этом году прошли переподготовку.

Основатель, генеральный директор 1С, руководитель Комитета АПКИТ по образованию Борис Нуралиев начал с замечания, что за прошедший год спрос на программистов в России вырос на 72%, а на одну вакансию программиста на сентябрь 2021 г. приходилось всего 1,4 резюме - то есть конкуренция среди соискателей почти отсутствует (данные hh.ru, 13.09.2021), а также что на рынке рекомендуется платить 3500 руб. в час middle-специалисту и 4500 senior-разработчику, а средние зарплаты программистов в наиболее востребованных направлениях составляют 200-300 тыс. руб. Кроме этого, на основании приказа Минобрнауки от 11.01.2021 и приказа Минцифры от 21.12.2020, он показал график "структура КЦП бакалавриата и специалитета в 2022/2023 гг. и прогноз приема по ИТ-направлениям", где различным ИТ-специальностям ("Информатика и вычислительная техника"(09) - 37,3 тыс.; "Информационная безопасность"(10) - 8 тыс., "Электроника, радиотехника и системы связи"(11) - 14,3 тыс., "Компьютерные и информнауки"(12) -4,4 тыс.) отводится суммарно 64 086 бюджетных мест, а еще 10 302 места ИТ-сектор получает по отдельным направлениям ИТ в смежных специальностях ("Прикладная математика и информатика" (01.03.04) - 6142 места; "Системный анализ и управление" (27.03.03) - 610; "Управление в технических системах" (27.03.04) - 2615; "Бизнес-информатика"(38.03.05) - 936), итого 74338 мест.

Также Борис Нуралиев рассказал про планы федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" до 2024 г., включающие идеи для ускоренной подготовки, углубленное изучение на 1-2-м курсе программирования и математики, "цифровые кафедры" ("как военные кафедры в СССР для других специальностей"). Отметил "ЦифрОбраз" - каталог предложений бизнеса для профессионального обучения в сфере ИТ (совместный проект АПКИТ и АНО "Цифровая экономика") и как важны регулярное проведение олимпиад по спортивному программированию и поддержка государством проектной деятельности школьников. Среди проектов, популяризующих ИТ-компании для школьников в образовательном сообществе, он отметил "1С: Клуб программистов", "Школа ИТ-решений КРОК", "Яндекс.Лицей", "Математическая вертикаль Касперского", GeekBrains (Mail.ru), а также "Урок Цифры", "Алгоритмика", IT-KIDS и др.

"Как обеспечить цифровые кафедры и их качество? Очень важно привлекать специалистов из индустрии, чтобы они там преподавали. И в конце - публичный экзамен, практикоориентированный ", - подал идею Борис Нуралиев.

Новости из связанных рубрик