Центр политической информации предложил провести крупнейшую международную конференцию, где собрать 52 страны и решить, как заставить ИТ-гигантов выполнять законодательство стран, в которых они ведут деятельность.
© ComNews
16.12.2021

Вчера на онлайн-конференции Центр политической информации представил доклад "Закон "о приземлении" ИТ-компаний и правовые условия деятельности на международных рынках". Этот закон призван обязать мировых гигантов соблюдать отечественные законы, а также защитить персональные данные и интересы граждан. Эксперты напомнили, что нормативное регулирование ИТ-корпораций - общемировая тенденция, и предложили провести крупнейшую международную конференцию, где собрать 52 страны и решить, как заставить ИТ-гигантов выполнять законодательство стран, в которых они функционируют. Аналитики отметили, что до сих пор не выработан единый подход к регулированию ИТ-отрасли.

В докладе сказано, что основная часть ИТ-продуктов, используемых интернет-пользователями, разработана крупнейшими ИТ-гигантами, именуемыми "большой пятеркой", или Big Tech: Google, Amazon, Meta, Apple и Microsoft. В 2020 г. капитализация крупнейших ИТ-компаний мира превысила ВВП большинства стран G20.

Ведущий аналитик Центра политической информации, автор доклада Дмитрий Машьянов напомнил, что Роскомнадзор подготовил список иностранных ИТ-компаний, которые обязаны соблюдать требования российского законодательства о деятельности в интернете (так называемый закон о приземлении). Эти компании должны для взаимодействия с российскими властями зарегистрироваться в специальном личном кабинете. Основное требование закона о приземлении к иностранным digital-компаниям с суточной аудиторией в РФ 500 тыс. пользователей и более - создание к 1 января уполномоченных представительств, с которыми Роскомнадзор будет взаимодействовать по вопросам соблюдения законодательства. "Роскомнадзор обещал применять пока мягкие меры и вести диалог с теми, кто не выполнил требования, - сообщил Дмитрий Машьянов. - В Германии, например, действуют более жесткие нормы. Иностранные компании окажутся в таких же условиях, что и российские, и наличие постоянно действующих представительств в России облегчит не только взаимодействие ИТ-компаний с государством, но и с пользователями".

Федеральным законом №236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в сети "Интернет" на территории РФ" (далее Закон) на Роскомнадзор возложена обязанность по формированию и ведению перечня иностранных ИТ-компаний, действующих в рамках закона. В настоящее время сформирован и размещен на сайте ведомства перечень из 13 компаний, владеющих 22 интернет-сервисами.

"Это не окончательный список, он может дополняться и другими компаниями, попадающими под действие закона, - сообщила пресс-служба Роскомнадзора корреспонденту ComNews. - В свою очередь иностранные ИТ-компании обязаны до 1 января 2022 г. обеспечить официальное присутствие на территории РФ, создав филиал, открыв представительство или учредив российское юридическое лицо, уполномоченное на взаимодействие с гражданами, Роскомнадзором, а также на модерацию контента. За несоблюдение закона для компаний предусмотрены санкции: запрет на рекламу, поисковую выдачу, сбор и трансграничную передачу персональных данных, ограничение платежей и переводов денежных средств, а также ограничение доступа. В настоящее время речь не идет о применении санкций, Роскомнадзор осуществляет постоянный диалог с интернет-платформами по реализации закона". Роскомнадзор провел консультации со всеми представителями крупнейших иностранных компаний, разъяснил требования и обязанности в связи с новым законом. "Роскомнадзор намерен на постоянной основе проводить общие или индивидуальные онлайн-консультации, чтобы ответить на вопросы компаний по соблюдению требований закона", - пояснили в ведомстве.

Политолог Сергей Судаков отметил, что ИТ-гиганты напрямую работают с ЦРУ, с агентствами национальной безопасности и помогают другим компаниям правильно входить в международные рынки.

"Мы проанализировали финансовые показатели некоторых компаний: например, выручка Google за 2020 г. составила 85,5 млрд руб. Те же показатели по Facebook, по разным оценкам, могут быть от 8 млрд до 40 млрд руб.", - рассказал Дмитрий Машьянов.

Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин считает такое регулирование правильным. "Для цифровых компаний вводить правила - правильно, и Россия не выбивается из общего ряда стран. Пандемия дала толчок развития ИТ-компаниям, и у них это вызывает "головокружение от успеха". ИТ-гигантов бьют по щекам, чтобы они не особенно заигрывались - они неохотно удаляют противоправный контент - это главная точка, от которой мы действуем. Иностранные компании - главные нарушители этих норм, поэтому на них обращается пристальное внимание, - сообщил он в ходе конференции. - Российская практика мягкая по сравнению с Германией и Францией. Мы ограничиваемся штрафами. Кстати, Google оплатил все штрафы, Twitter, Facebook - наполовину, они сопротивляются. ИТ-компании пытаются прощупать, насколько можно продавить российские власти. Мы должны использовать опыт других стран, чтобы дать понять ИТ-гигантам, что прогибаться - это не про нас. Правила существуют для всех, и они должны исполняться. Роскомнадзор создал реестр компаний, и если ИТ-гиганты последуют этому, а они последуют, судя по настроению, которое складывается, то это будет обычной правовой реальностью. За несоблюдение начнут действовать штрафы с оборота компаний. Блокировка - зачем, она невозможна - это даже в Китае не работает".

В докладе сказано, что только за последний год 48 государств приняли новые законы, регулирующие деятельность ИТ-компаний. Среди них Франция, Великобритания, США, Япония, Индия и др. "Некоторые из этих стран приняли законопроекты, идентичные российскому закону о приземлении ИT-компаний. Например, аналогичные нормы действуют во Франции, Турции, Австралии. Уполномоченные представители ИT-компаний должны вскоре также появиться в Евросоюзе", - рассказал Дмитрий Машьянов.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что иностранные компании, которые не приземлятся, потеряют российский рынок. "Отнюдь необязательно их доля достанется российским компаниям. Она может достаться другим иностранным компаниям - тем, которые согласились зарегистрировать юрлицо и открыть офис. Если какой-то иностранный сервис уйдет с рынка, то его долю заберет не отечественный игрок, а самый сильный из конкурентов, неважно из какой страны.

В середине 1990-х гиганты эпохи начала интернета, такие как Yahoo!, Infoseek и Excite, не открывали офисы в России потому, что считали рынок не слишком крупным. Во-первых, население у нас по глобальным меркам - умеренное, а во-вторых, не такое богатое, как в Европе и США. Получается, что для иностранных медийных компаний наш рынок редко приносит более 2% общей выручки. Идти на специальные условия ради такой доли молодые компании, растущие вдвое за год, не будут. Так что без Zoom и TikTok мы оказаться можем. Вероятно, поэтому Netskape когда-то так сложно было локализовать - компании было не до небольших рынков, а вот Microsoft, которая была уже крупной компанией, для которой важны и 2%, в своем браузере Internet Explorer все подобные "мелкие" вопросы решила. Впрочем, именно Microsoft не захотела хранить данные LinkedIn в России, в результате чего этот сервис у нас обычным путем и недоступен", - рассказывает Леонид Делицын. Он уверен: история повторится и на этот раз. "Молодые компании, растущие в разы за год, просто уйдут, не заботясь об относительно небольшом вкладе нашего рынка. Зрелые компании, для которых важны и небольшие проценты доли и роста и которые развили здесь партнерские сети, постараются остаться", - считает аналитик.

Исполнительный директор Artezio Павел Адылин прокомментировал: "Все зависит от того, будут ли готовы "приземленные" компании инвестировать в расширение своего присутствия в России. Открытие официального представительства не означает автоматическое открытие центров разработки и привлечение российских специалистов или создание отдельных групп сервисов, ориентированных исключительно на российских пользователей. Компании могут ограничиться номинальным присутствием, обозначив только соответствие законодательным требованиям. У "приземления" несколько другая цель, чем привлечение инвестиций со стороны крупных компаний. Государство хочет обладать точкой контакта с крупными игроками, которые обладают информационными платформами и цифровыми сервисами, популярными среди российской интернет-аудитории, и иметь возможность оказывать на них давление. Если бы стояла задача мотивировать Facebook или Google к активной работе на российском рынке, то применялись бы меры экономического стимулирования. Поэтому для ИТ-сектора ожидать, что с "приземлением" в России крупных иностранных компаний конкуренция обострится, пока не стоит. Но это не отменяет того, что "приземленные" компании захотят расширить свое присутствие в будущем, на фоне каких-то экономических стимулов или событий. И в этом случае конкуренция, по крайней мере на рынке труда в ИТ-секторе, может обостриться. Но пока это кажется отдаленной перспективой, сейчас нужно понять, сработают ли меры по "приземлению" компаний. Крупные зарубежные игроки давно и вполне успешно игнорировали нормы российского законодательства".

Аналитик "Фридом Финанса" Антон Скловец считает, что закон о приземлении несет положительный опыт в плане регулирования распространения информации, устанавливая единые правила в области хранения и обработки информации. "Данный закон не сможет как-то серьезно повлиять на расстановку сил. Гигантов в лице Google, Instagram, Facebook или TikТok заменить некому. У всех своя аудитория, которая не откажется от этих сервисов, поэтому вряд ли отечественные компании смогут сильно увеличить (нарастить) свою долю подобным образом", - полагает он.

Новости из связанных рубрик