13.12.2021

Продолжая традицию, компания DMTEL публикует результаты исследования сетей мобильной связи. Для понимания реальных возможностей абонентов в Москве специалисты компании DMTEL провели измерения и тесты в сетях операторов Билайн, МТС, МегаФон и Теле2. Комплексная оценка и сравнение характеристик качества услуг мобильной связи выполнены на территории Москвы в период с 11 октября по 2 ноября 2021 г. на маршруте протяженностью около 3892 км. Маршрут охватывает значительную часть автомобильных дорог и территорий социально значимых объектов Москвы. Полный текст отчета можно найти здесь.

Впервые в России компания DMTEL использует для сравнения рейтинги операторов, рассчитанные на основе интегральных оценок качества услуг. Единая интегральная оценка качества мобильной связи особенно актуальна в условиях масштабного внедрения множества цифровых технологий в повседневную жизнь каждого абонента. Кроме того, в течение прошедших двух лет во всем мире наблюдается широкое распространение удаленного формата работы и учебы, что значительно повышает требования к качеству услуг мобильной связи. Для объективной оценки используются показатели, характеризующие возможность успешно пользоваться услугами мобильной связи: доступность, стабильность и качество коммуникации.

Итоговые интегральные оценки качества услуг связи представлены на диаграммах на рисунке 1. Итоговые оценки рассчитываются на основе совокупности показателей и отражают качество услуг в сети каждого оператора. Расчет единой интегральной оценки выполняется на базе значений интегральных оценок для разных категорий услуг (телефонная связь и мобильный интернет).

Все итоговые оценки заметно ниже максимального значения (1000 баллов), что указывает на возможность дальнейшего улучшения качества услуг связи в сети каждого оператора.

Рисунок 1. Распределение итоговых оценок качества услуг связи
Рисунок 1. Распределение итоговых оценок качества услуг связи

Наличие проблемных участков в сети каждого оператора указывает на риски заметного снижения качества услуг, вплоть до невозможности пользоваться связью. Это касается не только проблемных участков на маршруте драйв-теста, но и прилегающих к ним территорий.

Рейтинг операторов по результатам исследования:


1. Билайн демонстрирует наилучшие результаты и занимает первую позицию в рейтинге оценок качества мобильной связи в Москве. Высокий технический потенциал обеспечивает сети Билайн лидирующую позицию как по качеству телефонной связи, так и по качеству передачи данных.

2. МегаФон следует за Билайном, заметно уступая лидеру по итоговой оценке. При этом отставание по качеству услуг голосовой связи составляет всего три балла. Основной вклад в снижение итоговой оценки вносит отставание по качеству услуг передачи данных (25 баллов).

3. МТС находится на третьей позиции в рейтинге. При этом оценка качества услуг передачи данных в сети МТС соответствует второй позиции. Заметное отставание по качеству телефонной связи приводит к снижению итоговой оценки.

4. Теле2 занимает четвертую позицию, заметно уступая конкурентам по качеству в каждой категории услуг.

Сравнение на основе интегральных оценок позволяет определить относительные позиции операторов и своевременно планировать мероприятия по контролю и улучшению качества услуг, предоставляемых абонентам.

Далее кратко рассматриваются основные технические характеристики исследуемых сетей, влияющие на оценки качества телефонной связи и мобильного доступа в Интернет.

Телефонная связь

Основным способом дистанционного общения в сетях мобильной связи является разговор по телефону в реальном времени. Поэтому для абонента важно быстро и успешно дозвониться и совершить телефонный разговор без обрыва и искажений голоса собеседника.

По совокупности значений показателей (KPI), характеризующих качество телефонной связи Билайн опережает конкурентов. МегаФон незначительно отстает от Билайна, но опережает МТС. Теле2 существенно уступает конкурентам.

При этом МегаФон демонстрирует наилучшие оценки качества принимаемой речи (оценивается в баллах по шкале MOS), Билайн уступает МегаФону, но опережает МТС и Теле2. В частности, доля значений показателя ниже 2.6 [MOS] (условный порог приемлемого качества) в сети Билайн примерно в 2,5 раза выше, чем в сети МегаФон.

По доле оценок "отлично" (выше 4,34 MOS), характеризующих высокое качество принимаемой речи, МегаФон и Билайн демонстрируют близкие результаты и значительно опережают МТС, в сети Теле2 такие оценки отсутствуют.

Такой результат обусловлен масштабным применением технологии VoLTE и современного кодека EVS SWB (24,4 кбит/с) в сетях МегаФон и Билайн (около 98% маршрута). В сети МТС относительная протяженность таких участков почти в три раза меньше – около 37%. В сети Теле2 технология VoLTE и кодек EVS SWB не зарегистрированы. Кодек EVS охватывает весь слышимый человеческим ухом спектр частот, что позволяет сохранять натуральность и тембр голоса собеседника, а также транслировать "живую" музыку по телефону.

Итоговые единые интегральные оценки качества телефонной связи в баллах объективно отражают технический потенциал и относительные позиции сетей: Билайн незначительно опережает МегаФон по совокупности характеристик, МТС отстает от лидеров, но опережает Теле2.

Мобильный доступ в Интернет

Масштабное распространение удаленного формата общения, работы и учебы предполагает активное использование онлайн приложений и обмен данными с помощью Интернета. Поэтому для абонента особенно важно быстро и успешно получить доступ к ресурсу Интернета, отправить или загрузить данные, а также воспроизвести запрошенный контент без задержки и искажений, в реальном времени, в полном объеме и без неожиданной остановки.

По совокупности оценок качества сервисов лидирует Билайн. МТС незначительно уступает Билайну, но опережает МегаФон и Теле2. Наименьшая итоговая оценка отмечена в сети Теле2.

В части успешности сессий загрузки контента (доступность и надежность соединения) с ресурса Интернета все операторы демонстрируют высокие показатели – не менее 99%.

Скоростные характеристики сети в значительной степени определяют возможность успешно пользоваться современными сервисами Интернета в реальном времени. Наилучшее значение показателя, характеризующего скорости загрузки данных из Интернета (HTTP DL) отмечены в сети Билайн. В частности, значение 10-го перцентиля, зарегистрированное в сети Билайн, существенно превышает аналогичные значения, отмеченные в сетях конкурентов: 90% значений скоростей выше 14 Мбит/с. МТС и МегаФон демонстрируют близкие результаты и отстают от Билайна, но заметно опережает Теле2 по данному показателю.

Абоненты всех операторов могут успешно пользоваться типовыми сервисами и приложениями, для которых достаточно скоростей 1 Мбит/с и ниже практически на всем маршруте драйв-теста (почти 100%). В части сервисов на основе скоростного доступа к ресурсам Интернета (выше 8 Мбит/с) Билайн опережает конкурентов. МегаФон и МТС демонстрируют близкие результаты и опережают Теле2.

По скоростям загрузки данных в Интернет (HTTP UL), Билайн также значительно опережает конкурентов. В частности, в сети Билайн отмечено наибольшее значение 10-го перцентиля: 90% значений скоростей превышают 9,8 Мбит/с. МТС заметно опережает МегаФон и Теле2 по данному показателю.

Абоненты всех операторов могут успешно пользоваться типовыми сервисами и приложениями, для которых достаточно скоростей 0,6 Мбит/с и ниже практически на всем маршруте драйв-теста. В части сервисов на основе скоростного доступа к ресурсам Интернета (выше 5 Мбит/с) Билайн и МТС опережают МегаФон и Теле2.

Масштабное использование технологии LTE (не менее 99%), а также функции агрегации частотных каналов LTE CA, режима разнесения антенн MIMO и модуляции высокого порядка (64QAM и 256QAM) отмечено во всех сетях. При этом в сети Билайн практически отсутствуют участки без LTE (около 0,14%), а функция LTE CA зарегистрирована почти на всем маршруте (около 92%). Кроме того, Билайн значительно опережает конкурентов по относительной протяженности участков, на которых используются режим MIMO 4x4 и модуляция 256QAM.

МТС отстает от Билайн в части технического потенциала: функция LTE CA не зарегистрирована на значительной части маршрута (около 33%), а режим MIMO 4x4 отсутствует примерно на 92% маршрута.

В сети МегаФон относительная протяженность участков, на которых не используются функция LTE CA и режим MIMO 4x4 составляет около 17% и 100% соответственно.

В результате незначительное отставание Билайн по отдельным показателям качества услуг мобильного доступа в Интернет не влияет на итоговую оценку, что подтверждает самый высокий потенциал сети и лидирующую позицию оператора Билайн. МТС уступает Билайну, но опережает МегаФон и Теле2.