На круглом столе по вопросам кадрового обеспечения цифровой трансформации в рамках XIII Russian Internet Week (RIW 20/21) при участии АНО "Цифровая экономика", АПКИТ, РАЭК, Совета ТПП РФ по развитию ИТ и цифровой экономики, СПК-ИТ представители государства, сферы образования и институтов развития рассказали об усилиях в части увеличения числа цифровых кадров, трендах формального и неформального ИТ-образования. Представители крупных работодателей, отраслевых объединений, кадровых агентств, исследовательских компаний обсудили ситуацию на рынке труда ИКТ-специалистов, а также кадровую ситуацию в сфере Digital.
Константин
Скурат
© ComNews
08.12.2021

Первую секцию круглого стола "Подготовка кадров" открыла заместитель директора по направлению "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Юлия Горячкина (а также, модератор дискуссии), которая представила доклад по российскому рынку труда в сфере ИТ. Основные его выводы: дефицит ИКТ-кадров в 2024 г. составит не менее 1 млн человек, к 2030 г. - 3,3 млн, меры поддержки в области образования окажут эффект на экономику только с 2024 г.; лидирующие страны в цифровизации экономики имеют 4-7% ИКТ-кадров от трудоспособного населения, в России - 1,4%; цифровизация всех секторов экономики страны потенциально создаст миллионы рабочих мест в отрасли; 62% отечественных компаний указывают нехватку специализированных кадров как барьер к цифровизации; в среднем на место в ИКТ-секторе два-три соискателя, по РФ - шесть; 52% россиян видят в техническом прогрессе возможность трудоустройства в будущем. Темпы прироста зарплаты за последние четыре года в отрасли на 1,6% выше, чем в прочих профобластях, а средняя зарплата по Москве в ИТ на 89% выше, чем средний заработок на рынке труда.

Также Юлия Горячкина озвучила планы федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" на 2021-2024 гг. Ключевые показатели: в 2021 г. 80 тыс. абитуриентов поступили в вузы на бюджет по специальности ИТ (к 2024 г. ожидается 120 тыс.); 16 тыс. преподавателей прошли переобучение по новым программам для ИТ в различных отраслях (к 2024 г. - 80 тыс.); 40 тыс. граждан прошли переобучение с использованием мер господдержки (к 2024 г. - 200 тыс.); 12 620 государственных и муниципальных служащих прошли переобучение компетенциям в сфере цифровой трансформации госуправления (к 2024 г. - 50 120); 10% - доля образовательных организаций, которым сейчас предоставляется право к цифровым ресурсам и сервисам (к 2024 г. - 100%); сейчас только пять образовательных организаций используют типовые сервисы организации учебного процесса в онлайн-обучении, а к 2024 г. будет 150.

Начальник отдела Министерства науки и высшего образования РФ Татьяна Попова сказала, что на сегодняшний день в госоргане обновлен 261 ФГОС - 171 бакалавриат и 90 специалитетов, расширен перечень направлений с Минцифры для выполнения проекта "Кадры для цифровой экономики", внесены изменения во ФГОСы, расширены перечни подготовки направлений и специальностей. Получили сведения о внедрении более чем 26 тыс. образовательных программ в 507 вузах, все ФГОСы актуализированы.

Далее об Опорном образовательном центре (ООЦ) на базе Университета Иннополис рассказал проректор - начальник управления по проектной и научно-исследовательской деятельности АНО ВО "Университет Иннополис" Искандер Бариев. По его словам, ключевыми задачами проекта на 2021 г. являлись обучение 16 тыс. преподавателей (что уже выполнено на 1 декабря этого года, план в 2022 г. - 17,9 тыс., в 2023 г. - 22,1 тыс., в 2024 г. - 24 тыс.); актуализация 27 образовательных программ (в этом году уже 30, на 2022 г. - 31); актуализация профстандартов (ежегодно план - по 40 единиц). Также создан консорциум образовательных организаций для тиражирования образовательных программ. Всего в консорциум вошли 345 учреждений ВО, 159 СПО из 79 регионов. По словам проректора Иннополиса, каждую из рабочих групп ("Образование", "Здравоохранение", "Сельское хозяйство и АПК", "Транспортная инфраструктура", "Строительство", "Энергетическая инфраструктура", "Добывающая промышленность", "Обрабатывающая промышленность", "Городское хозяйство", "Финансовые услуги", "ИКТ") возглавляет отраслевой ФОИВ, ООЦ имеет 393 индустриальных партнера.

Ректор Университета ИТМО Владимир Васильев отметил, что работа со стороны государства ведется системно, сделано немало, включая работу по профстандартам. По его словам, крайне важно - не потерять в качестве образования и взаимодействовать с работодателями "на фронтирах" информационных технологий.

"При разработке, реализации образовательных программ нужно связываться с работодателями, но надо четко понимать, куда идет направленность подготовки. В первую очередь это использование цифровых технологий. Нужна возможность создания обучающимся персонифицированной траектории образования", - отметил Владимир Васильев, добавив, что важна также деятельность по создание сетевых программ, где студент может получить онлайн из любого университета учебный модуль, освоить его и получить по нему компетенцию.

Руководитель отдела образовательных программ фирмы "1С", координатор рабочей группы "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика" Игорь Кузора представил федеральный проект "Кадры для цифровой экономики". Он продемонстрировал достижения в работе с вузами. В их числе - обеспечение кадровой потребности в год - 220 тыс. ИТ-кадров высшей квалификации, с ростом до 300 тыс. в год к 2024 г. По его словам, теперь можно поступить на все ИТ-специальности с ЕГЭ по информатике и ИКТ, в том числе по выбору абитуриента между вступительным испытанием по физике либо по информатике и ИКТ, в результате чего на ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2021 г. пришли 94 тыс. человек - рост 12% от предыдущего года. Программа "Ускоренная подготовка" - 1-2 курс математика и программирование, на 3-4 общие дисциплины + практика в ИТ; "Цифровые кафедры" - дополнительная квалификация в области ИТ для других направлений подготовки; привлечение к преподаванию в вузах практиков из ИТ-отрасли, особенно молодых.

Кроме того, расширен перечень ИТ-специальностей - в 34 направления подготовки добавлена способность "разрабатывать алгоритмы и программы для практического применения", включена такая же общепрофессиональная компетенция. Еще одним важным изменением почти всех направлений подготовки технического профиля стало добавление компетенции "Способен понимать принципы работы современных ИТ и использовать их для решения задач профдеятельности".

Игорь Кузора из 1С озвучил "проблемы встречного движения" в вопросах, как ИТ-бизнесу помочь вузам ориентировать программы на задачи современного отечественного рынка ИТ и как вузу пригласить бизнес в образовательный процесс, но сохранить фундаментальность".

Кроме того, представлен "ЦифрОбраз" - информационный ресурс, агрегирующий предложения и инициативы бизнеса для образовательных учреждений высшего и среднего образования, созданный АПКИТ и АНО "Цифровая экономика". По словам директора АПКИТ, председателя Совета ТПП РФ по развитию ИТ и цифровой экономики Николая Комлева, "ЦифрОбраз" - некоммерческий продукт, ожидания от данного проекта перспективные, хотя и не все вузы понимают, как им пользоваться, но это самый короткий путь между крупными работодателями и независимыми разработчиками.

"ИТ состоит из нулей и единиц. Для нашего развития самое главное - это кадры. Как мы наберем людей и организуем нашу работу - от этого и зависит качество работы информационных технологий в России. И как вузы нам помогут в этой работе - один из ключевых факторов нашего успеха", - резюмировал Игорь Кузора из 1С.

Юлия Горячкина из АНО "Цифровая экономика" подытожила проблемы бизнеса и вузов - не хватает площадок коммуникаций, образовательных программ, инициатив, стажировок для педагогов, грантов для сотрудников вузов. Также она сказала, что "Цифровой экономикой" будет запущено еще шесть проектов, включая ликвидацию цифровой безграмотности, и выразила надежду, что Минобрнауки посодействует с этим. И добавила, что 26 ноября АНО "Цифровая экономика" сделала второе стратегирование, где тоже велась речь о привлечении практиков к преподаванию.

На вопрос, как предполагается привлекать к преподаванию в вузах ИТ-практиков, ректор СВФУ Анатолий Николаев ответил, что это делать необходимо. Не менее 10% пар должны вести преподаватели-практики. Он добавил, что сейчас существует тренд на практикоориентированность. И сказал, что есть программа по обмену с бизнесом, где университет готовит студентов по компетенциям компаний, а они предоставляют площадку и оборудование.

Кроме того, говоря о том, что мешает привлечению в вузы практикующих преподавателей, участники дискуссии отметили, что нужно скорректировать профстандарты, сделать их более гибкими.

Вторую сессию, относящуюся больше к бизнесу, с названием "Ситуация на рынке труда" открыла директор центра компетенций "Искусственный интеллект", и.о. управляющего директора центра компетенций "Кадры для цифровой экономики" Надежда Сурова. Она отметила, что в этом году 25 тыс. студентов получили возможность учиться на новых цифровых направлениях, более 5000 школьников, с 8 по 11 класс, получают бесплатное образование от девяти провайдеров в пяти субъектах РФ. По ее словам, в скором времени 240 тыс. школьников получат возможность два года бесплатно обучаться по ИТ-направлениям в рамках программы "Подготовка ИТ-отрасли", которая подготовлена совместно с Минцифры, причем одним из основных направлений стало обучение работать в командах.

Директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти Sitronics Group Олеся Сафонова среди проблем в вузах заметила, что цифра в 10% преподавателей-практиков разбивается о реалии, так как старые преподаватели не готовы отдавать рабочие места, присутствует большая бумажная волокита.

"Со стороны работодателя - большая нехватка кадров, готовить которые вдолгую бизнес не совсем заточен. Мы нашли золотую середину - пошли по пути сотрудничества с вузами, находим точки соприкосновения", - сказала Олеся Сафонова, упомянув, что участвовала в разработке отраслевого профстандарта.

Генеральный директор и основатель ООО "Цифровое образование", сооснователь онлайн-школы "Фоксфорд" Алексей Половинкин отметил, что при трудоустройстве работодатель смотрит на опыт и проверяется в первую очередь умение мыслить, иметь необходимые компетенции для данной работы.

"Можно ли это стандартизировать - не уверен. Создание цифровых продуктов - создание чего-то нового, и непонятно, как стандартизировать новое. На стандарты не смотрят при приеме на работу, по крайней мере у программистов", - отметил он.

Относительно проблем образования Алексей Половинкин добавил, что, по его мнению, у современного образования не хватает целеполагания, неясно, для чего ребенок учится, ведь он не понимает, зачем учить предметы, и ему не хватает осознанного выбора, чтобы заниматься определенными дисциплинами, нужными ему в будущем, способствующими выбору деятельности. Алексей Половинкин обратил внимание, что детям на онлайне трудно чему-то научиться, ведь надо прилагать усилия. По его словам, не хватает "воронки", предварительного отбора для детей - например, чтобы набрать озвученные 240 тыс. детей на двухгодичные курсы ИТ, нужно иметь хотя бы миллион подростков, заинтересованных в этом. Он предложил наполнить содержимым внеурочную деятельность в сторону потребностей цифровой экономики и запустить оттуда эту "воронку". Про высшее образование гендиректор ООО "Цифровое образование" сказал, что оно также неконкурентоспособно, потому что часто нет применения для полученных знаний. Преимущества западной модели образования над нашей, согласно его словам, - в том, что вокруг вуза есть лаборатории, стартапы, ведутся разработки для бизнеса, выделяются деньги на проекты, учат работать в команде.

GR-директор ООО "Нетология "Валентина Куренкова отметила, что есть задача - избавиться от дефицита ИТ-специалистов. По ее мнению, будущего ИТ-специалиста следует вести со средней школы, через университет. Она советует обратить внимание на среднее профессиональное образование (СПО), где пока недостаточное взаимодействие с ИТ. "В дополнительном и высшем образовании есть проекты, но те, что ниже (СПО, школы) и выше (международное направление), - имеют пробелы. Сделана середина, осталось посмотреть назад и вперед - на международный экспорт", - завершает она.

В итоговом слове модератор Николай Комлев из АПКИТ отмечает: не хватает образования с человеческим лицом, не на что ориентироваться ребенку при выборе профессии.

"За массовостью теряется человеческий фактор. Не слышу, чтобы к нам массово ехали учиться иностранцы, даже из ближнего зарубежья, и оставались из-за интересных проектов. Чем больше "цифра" идет в экономику, тем больше дефицит кадров. Мы говорим о смягчении дефицита, но будем и дальше жить в нем и обходиться ресурсами, которые у нас есть. Стоит подумать, как использовать эти имеющиеся ресурсы", - подвел итог Николай Комлев.

Новости из связанных рубрик