ГК "Астра" планирует занять больше 65% российского рынка продаж отечественных ОС в следующем году, а на данный момент оценивает эту долю в 63%. К 2025 г. цель компании - безоговорочное лидерство на российском рынке в сегменте российских производителей операционных систем и довести долю международных продаж в общем обороте компании до 30%. Сейчас компания активно занимается реализацией M&A-стратегии с прицелом на импортозамещение.

Константин
Скурат
© ComNews
26.11.2021

ГК Astra Linux провела конференцию, посвященную итогам первого этапа и запуску второго этапа инвестиционной программы, развитию продуктового портфеля и планам компании на будущее. Продемонстрирована работа софтверного стека, включающего ALD Pro - набор инструментов для централизованного управления парком ПК, защищенной корпоративной почты RuPost и мобильного рабочего места нового поколения. В компании предполагают, что новые продукты смогут заместить ключевой функционал распространенной связки аналогичных решений от мировых лидеров ИТ-индустрии в полном объеме.

Как отметили в ГК "Астра", в 2020 г. стало очевидно, что импортозамещение обычно связано с пересборкой всей инфраструктуры заказчика: для эффективного решения задач вместе с установкой новой ОС требуется внедрение множества других продуктов. Практика миграции на импортонезависимые технологии, особенно в госкорпорациях, показала, что в ряде сегментов необходимо создать спектр совместимых конкурентоспособных отечественных решений. Поэтому при участии инвестиционной компании Алексея Соловьева A.Partners начата реализация M&A-стратегии ГК "Астра".

"M&A - часть нашей инвестстратегии, которая помогает нам расширять продуктовую линейку и формировать стек ПО. Ориентировочно планируем потратить на M&A 5 млрд руб. в 2022 г., однако эта цифра может быть и нулевой, и значительно больше. Все будет зависеть от того, найдем ли интересные для нас проекты. И не так важно, через M&A или через собственное развитие мы достигаем той или иной функциональной фичи, важно, чтобы она появилась. Если у нас есть понятный партнер с наработками в тех направлениях, которые мы планируем развивать и он готов войти в наш холдинг, - прекрасно", - отметил генеральный директор ГК "Астра" Илья Сивцев, добавив, что большое количество разных заказчиков компанию уже выбрали и используют ее ОС, среди них Министерство обороны (один из якорных клиентов), РЖД, "Росатом" и др., - и у этих компаний единый взгляд на ИТ-ландшафт".

Отвечая на вопрос ComNews о глобальных финансовых целях, Илья Сивцев сказал, что глобальная цель к 2025 г. - безоговорочное лидерство на российском рынке в сегменте российских производителей операционных систем, кроме того - выйти на международный рынок и довести долю международных продаж в общем обороте компании до 30%. В планах компании - к этому времени достичь выручки только по группе "Астра", без "Байкала", в $1 млрд. Илья Сивцев заметил, что при этом основной конкурент - Microsoft, который делает такие обороты на домашнем рынке, даже без международного. Он считает, что и ГК "Астра" достичь таких результатов вполне реально. И отмечает, что компания планирует занять больше 65% российского рынка продаж отечественных ОС в следующем году, а на данный момент оценивает эту долю в 63%.

По словам Ильи Сивцева, с точки зрения международного рынка компания пока активно не развивается, а международная экспансия запланирована на период с 2023 г. и далее. Он говорит, что основная ставка сейчас - крупный бизнес и, естественно, государственный заказчик, ведь этот рынок поднять проще и быстрее можно добиться высокого результата.

"Есть политика импортозамещения - политика государства, которая нас, отечественных разработчиков, поддерживает и в реализацию которой вкладывается значительное количество денег. Поэтому мы сосредоточены на этих рынках, а с точки зрения продуктового направления, мы строим его по принципу глобального игрока - все продукты и сервисы от вендора в "одном окне". То, что мы сегодня показываем, - значимые, серьезные шаги на этом пути. Будем искать и вводить в свой контур талантливые команды, развивать функционал существующих продуктов, запускать новые", - говорит он.

Чтобы развивать российский софтверный стек и ИТ-экосистему, не уступающую зарубежным аналогам и охватывающую спектр решений от базового ПО до специальных приложений, создана ГК "Астра", в которую на начальном этапе вошли разработчики ОС Astra Linux, системы виртуализации "Брест", диспетчера подключений виртуальных рабочих мест Termidesk и средств резервного копирования RuBackup. За прошедший год все эти продукты получили развитие, а линейка ПО расширилась новыми инфраструктурными решениями - программным комплексом ALD Pro для централизованного управления доменом, новым поколением корпоративной почты RuPost и комплексом продуктов для корпоративных коммуникаций - от безопасных мобильных рабочих мест до микроприложений и чат-ботов.

Таким образом, результатом первого этапа реализации M&A-программы стал стек востребованного серверного и системного ПО, и ГК "Астра" перешла ко второму этапу. По итогам проведенного командой A.Partners аудита скорректирован план развития продуктов и выбрано направление дальнейшего движения в сторону мультиплатформенности, контейнеризации, виртуализации и облачных решений. Группа компаний заинтересована в командах, которые разрабатывают или интегрируют компоненты Open Source, пишут адаптеры, имеют наработки и инфраструктурные решения под Linux или для использования одновременно с Linux и другими ОС, продукты для масштабируемых территориально распределенных хранилищ данных и т.д.

Генеральный директор и основатель инвестиционной компании A.Partners Алексей Соловьев обращает внимание, что его компания работала над инвестиционной программой ГК "Астра" с самого начала и выполняла задачи по реализации части инвестстратегии, которая относится к сфере слияний и поглощений (M&A). Он отмечает, что компания проработала несколько десятков продуктовых и технологических направлений и проанализировала порядка 300 компаний, и результатом работы стал ряд сделок, а со многими кандидатами диалог продолжается и по сей день. По его словам, команды, вошедшие в контур ГК "Астра", после инвестирования не только значительно доработали свои продукты, но и успешно вывели их на рынок с использованием ресурсов нашего клиента.

"Это подтверждает не только возросший спрос со стороны заказчиков на эти решения, но и серьезный рост их экосистем. Практически все кейсы в рамках инвестпрограммы ГК "Астра" реализованы не на условиях полного выкупа технологических разработок, а на правах партнерства с дальнейшим включением этих компаний в контур холдинга. Когда основатели компаний остаются их акционерами и продолжают развивать бизнес рука об руку совместно с ГК - это, на наш взгляд, оптимальный подход. Сейчас мы реализуем следующий этап, и наш ключевой вектор - дальнейшее развитие стека продуктов ГК "Астра" с использованием инвестиционных инструментов", - заключил Алексей Соловьев.

Илья Сивцев отмечает, что в этом году ГК "Астра" открыла для себя два новых направления - финансовую и нефтегазовая отрасль.

"Из финансовой - все банки в первую очередь. Уже есть яркие победы, кое-что висит на конкурсах, кое-что планируется. Крупнейшие банки страны выбирают наши продукты. И это хороший показатель. Пока не могу назвать, какие именно, но в скором времени мы объявим о проектах. Кроме того, есть контакт с представителями нефтегазовой отрасли. Нефтяники начали всерьез смотреть в нашу сторону. После проведенной успешной презентации на Тюменском нефтегазовом форуме мы стали вплотную взаимодействовать со многими предприятиями из этой сферы. Они тестируют нашу ОС и составляют протоколы о совместимости. Мы рассчитываем на сотрудничество и, скорее всего, к середине следующего года сможем заявить о крупных внедрениях", - отмечает гендиректор ГК "Астра", подытоживая, что создается группа компаний, которая станет глобальным вендором инфраструктурных решений с полноценным программным стеком, закрывающим все потребности российских заказчиков.

На конференции ГК "Астра" объявила, что такой стек продуктов для централизованного администрирования серверов и парков компьютеров, а также для организации корпоративной почты и защищенных мобильных рабочих мест, создан. В него входят комплексные решения ALD Pro и ПО от компании RuPost. В компании предполагается, что новые продукты ГК "Астра" смогут в полном объеме заместить ключевой функционал распространенной связки аналогичных решений от мировых лидеров ИТ-индустрии, старт продаж ALD Pro намечен на декабрь, а системы RuPost - на I квартал 2022 г. ALD Pro - программный комплекс для централизованного управления доменом на базе ОС Astra Linux и различных процессоров, включая Baikal. Продукт ориентирован в первую очередь на системных администраторов, его применение позволяет упростить их работу и автоматизировать выполнение типовых задач. Его представил заместитель руководителя департамента разработки ГК "Астра" ALD Pro Алексей Фоменко, который рассказал о продукте и продемонстрировал технические возможности.

Также на конференции представлен мультиплатформенный программный комплекс для корпоративных коммуникаций, куда входят система управления корпоративной почтой RuPost, а также решение для организации безопасных мобильных рабочих мест, создания микроприложений и чат-ботов. В RuPost реализован обмен письмами по протоколам SMTP и IMAP, работа с календарями, контактами и функция поиска в адресной книге. Данный блок презентовал директор по продуктам и технологиям "РуПост" (ГК "Астра") Сергей Орлик. Кроме того, директор по продуктам ГК "Астра" Евгений Векшин рассказал об основных изменениях в обновлении ОС Astra Linux Speсial Edition 1.7, а директор департамента Workspad (ГК "Астра") Сергей Макарьин - о своем продукте.

"Разработчики ГК "Астра" учли потребности современного рынка и решили распространенные проблемы, с которыми сталкиваются пользователи Linux, поэтому ALD Pro и RuPost готовы к использованию "из коробки". Оба решения мультиплатформенные, не требуют от системных администраторов доработки, сложной настройки и специальных знаний. Заказчикам по умолчанию доступны широкий востребованный функционал, надежная защита от уязвимостей и удобный интерфейс. Все это позволяет позиционировать RuPost и ALD Pro как российский программный стек, способный полноценно заместить популярные западные инфраструктурные решения", - резюмирует генеральный директор ГК "Астра" Илья Сивцев.

Новости из связанных рубрик