К 2026 г. отечественные производители офисного ПО будут занимать до 40% соответствующего рынка в России, в то время как по итогам 2020 г. их доля составляет лишь 7%. Такие данные и прогнозы дает агентство J’son & Partners Consulting. Доля зарубежного офисного ПО в России, по данным аналитиков, к 2026 г. снизится в 2,6 раза, а среднегодовой темп роста рынка (CAGR 2021-2026 гг.) составит 6-9%. Участники рынка и эксперты отметили, что такой высокий рост возможен с учетом господдержки и программы импортозамещения.
Константин
Скурат
© ComNews
18.11.2021

По оценкам агентства, объем российского рынка офисного ПО в 2020 г. составлял 38,85 млрд руб., большая доля приходится на коммерческий сектор, на втором месте - государственный сектор. При этом потенциальная емкость рынка может достигать 309,5 млрд руб., что обусловлено уровнем распространенности альтернативных возможностей (cвободное ПО, условно бесплатные сервисы, в том числе freemium, необновляемое и устаревшее ПО и т.д.). В исследовании под офисным ПО (офисным пакетом) понимается комплекс программных продуктов, в первую очередь предназначенных для обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. В состав рынка не включены антивирусное ПО, мессенджеры, узкоспециализированные офисные решения, такие как календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т.п.

Согласно исследованию J’son & Partners Consulting, 77,5% рынка офисного ПО в 2020 г. занимали продукты зарубежного ПО (Microsoft Office, Hancom Office, WPS Office и т.д.), 15,5% приходится на свободное ПО (LibreOffice и OpenOffice), 7% - на российское ПО ("МойОфис" от "Новые Облачные Технологии", решения "Р7-Офис" от Р7).

Наблюдаемые тенденции ведут к постепенному увеличению доли отечественного офисного ПО и изменению структуры рынка. По прогнозам J’son & Partners Consulting, в течение ближайших пяти лет распределение долей на рынке существенно изменится. Если в 2020 г. доля зарубежного ПО составляла 77,5% рынка, то, по прогнозам, к 2026 г. его доля снизится до 30%. Принимая во внимание динамику спроса, госрегулирования и динамику развития игроков рынка, отечественные производители офисного ПО имеют возможность занять до 40% рынка, причем с учетом, что в 2020 г. этот сегмент был распределен между двумя ключевыми игроками - решениями "Р7-Офис" и "МойОфис", к 2026 г. у них есть высокие шансы разделить сегмент в равных долях. Доля свободного ПО вырастет в два раза, с 15,5% до 30%.

Генеральный директор "МойОфис" Дмитрий Комиссаров согласился с оценкой J’son & Partners. По его мнению, рост доли российского офисного ПО до 40% к 2026 г. будет обеспечен быстрым наращиванием функциональности российского офисного ПО, целенаправленной государственной политикой по формированию цифровой независимости, поддержке отечественных разработчиков, а также инициативам по переводу госорганов, компаний с госучастием и субъектов КИИ на безопасные решения. Он отметил, что отечественный производитель ближе к заказчикам, лучше зарубежных вендоров понимает рынок, на котором работает, за счет чего имеет большой потенциал для роста. И добавил, что существующие меры поддержки, такие как налоговый маневр и выделение грантов на разработку востребованных российским рынком решений, ускоряют развитие отечественных ИТ-компаний.

Директор по маркетингу компании-разработчика "Р7-Офис" Нина Матвиенко подтвердила интерес клиентов к российскому ПО, в частности к решению "Р7-Офис", и отметила, что количество запросов растет, отчего оценки исследователей выглядят реалистично. Из основных трендов она отметила рост доверия к отечественным продуктам, гибкую ценовую политику производителей, качественную поддержку со стороны разработчиков, целевые программы обучения и популяризации, простую кастомизацию под запросы клиентов, обеспечение совместимости с прикладными системами, развитие сервисных моделей поставки решений.

"Ключевое препятствие - сформированный годами скепсис, осторожность ко всему российскому. Политика импортозамещения отчасти усиливает эту проблему. Для ее решения должно пройти время. Также немаловажным препятствием является тот фактор, что текущее поколение руководителей в большинстве своем не любит пробовать новый софт. Через пять лет, со сменой поколения, новаторов среди руководителей станет больше", - добавила Нина Матвиенко, отметив, что к 2026 г. компания рассчитывает занять как минимум 30% рынка из прогнозируемой 40%-ной доли отечественных производителей на нем.

Директор по развитию TrueConf Дмитрий Одинцов заметил, что цифра в 40% может быть достигнут, с учетом политики импортозамещения, но благодаря заказчикам из госсектора, а не частным компаниям. Коммерческий директор ГК CommuniGate Systems Владимир Бургов говорит, что сегодня рынок офисного ПО российской разработки действительно поделен в какой-то пропорции между двумя основными производителями.

"Других игроков, именно в рассматриваемом в отчете сегменте, мы пока не наблюдаем, и вряд ли появятся конкурирующие продукты сравнимого уровня в течение ближайших следующих лет, так как технология создания действительно мощного и качественного продукта, офисного ПО в том числе, требует не одного года разработки - наш опыт создания платформы унифицированных коммуникаций также это доказывает", - замечает Владимир Бургов.

По мнению руководителя направления Guardant компании "Актив" Тимофея Матреницкого, для ускорения развития рынка российского офисного ПО полезно добавление решений данного типа в перечень субсидируемого российского ПО для малого и среднего предпринимательства наряду с ПО для автоматизации бухгалтерского и складского учета, использования онлайн-касс и т.д. Он также замечает, что аналитика J’son & Partners относительно раздела отечественной доли рынка в 2026 г. не учитывает недавний выход в сегмент офисного ПО компании "Яндекс".

"Хотя это событие и прогнозируемое, "откусывание" "Яндексом" заметной доли рынка стоит рассматривать как один из факторов роста спроса на отечественные продукты", - говорит Тимофей Матреницкий.

Руководитель практики отечественного программного обеспечения ИТ-компании "Крок" Александр Донин соглашается со всеми тенденциями, отраженными в докладе, включая взрывной рост отечественного офисного ПО и рост использования open-source-решений. По его словам, из других игроков можно отметить разве что Alter Office, однако можно предположить, что его доля относительно лидеров рынка будет несущественной.

Эксперт отмечает, что на короткой дистанции можно предположить лидерство "МойОфис" за счет большего внимания со стороны государства, в пользу чего говорит факт участия только этой компании в программе обязательной предустановки отечественного ПО на поставляемые в Россию устройства.

Руководитель департамента развития отечественных ИT-решений Softline Дмитрий Сорокин прогнозирует рост количества российских производителей, выпускающих офисные продукты. По его мнению, рост до 40% на территории РФ до 2026 г. вероятен, а с учетом тенденций можно прогнозировать и больший рост.

"Помимо нормативных документов, важным фактором является и стоимость отечественного офисного обеспечения: отсутствие НДС, стоимость меньше зарубежных аналогов, понимание производителями специфики различных норм и требований для определенных категорий заказчиков, ориентация на текущие потребности наших потребителей", - говорит Дмитрий Сорокин.

По данным J’son & Partners, наличие высокого потенциала для перераспределения рынка подтверждает также и зарубежный опыт. Страны, которые располагают локальной альтернативой Microsoft - Китай, Южная Корея, показывают существенно больший процент проникновения локального ПО (от 30% до 85%). Open source ПО будет занимать лидирующее положение, как и в мировой практике.

Несмотря на высокую насыщенность, рынок продолжает умеренно расти: по оценкам J’son & Partners Consulting, среднегодовой темп роста (CAGR 2021-2026 гг.) составит 6-9%.

Объем рынка составил в 2020 г. 38,85 млрд руб., а по прогнозу в 2021 г. этот показатель вырастет до 41,76 млрд руб., в 2022 г. - 44,9 млрд руб. и в 2026 г. - 59 млрд руб.

Основными тенденциями, драйверами развития рынка офисного ПО в России, по данным исследования, являются увеличение спроса на компьютеры и ноутбуки и последующий рост спроса на офисное ПО, ужесточение условий использования продуктов зарубежных производителей, повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО и рост его стоимости из-за санкций, требования государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных, активные действия государства по поддержке отечественных производителей и импортозамещению (введение требований по обязательной предварительной установке российского ПО, государственные меры по поддержке внедрения российского ПО, активная реализация программы перехода госсектора на отечественное ПО, контроль и предотвращение ИТ-закупок иностранного ПО регуляторами), поддержка развития открытого ПО со стороны государства, рост лояльности физических лиц к российским программным продуктам, рост интереса к российскому ПО со стороны коммерческого сектора, привычки пользователей.

"Мощными факторами устранения барьеров могут быть коммерческие, то есть конкурентные преимущества российского ПО - сравнимая или лучшая функциональность, надежность и устойчивость, что всегда славило и выделяло российские технологии, качество продукта, нетребовательность к ресурсам, юзабилити, качественная и оперативная поддержка и наконец меньшая совокупная стоимость владения", - комментирует Владимир Бургов из CommuniGate Systems.

Дмитрий Комиссаров из "Мой Офис" добавил, что к барьерам, замедляющим развитие российского офисного ПО на рынке, относятся устоявшиеся привычки пользователей, давно внедренные и глубоко проинтегрированные во все процессы иностранные решения, недостаточность опыта внедрения и обслуживания российских продуктов, функциональные различия ПО, проприетарные форматы производителей, проприетарные интеграционные шины обмена, приложения, разработанные под конкретную версию ОС и многое другое. Он отметил, что компания, как вендор, встречает эти барьеры в разных комбинациях практически в каждой организации, в которой проходят проекты цифровой трансформации. По его словам, для борьбы с препятствиями "МойОфис" создает кросс-платформенные решения, разработал для ускорения темпов реализации проектов трансформации методику комфортного перехода на отечественные программные продукты и аппаратные платформы, развивает технологические партнерства и интеграционные возможности платформы, как пример - интеграция с системами документооборота ЭОС "Дело", Docsvision, "Приоритет" (Digital Design), БФТ и др., а также предлагает программы обучения по использованию, администрированию и внедрению отечественного ПО.

Руководитель направления отечественного офисного ПО "Ланит" Анна Липина замечает, что препятствия, мешающие российскому ПО отвоевать свою долю рынка, на данный момент заключаются в размытой господдержке импортозамещения, недоверии к новым программным продуктам, нехватке функциональности и необходимости обновить парк техники. Кроме того, в крупных компаниях офисные пакеты тесно интегрированы в корпоративные информационные системы (ИС), и необходимо дорабатывать ИС под новый офисный пакет. Она отметила, что важной частью процесса импортозамещения является переход государственных органов на отечественное ПО и запрет на закупку иностранных аналогов для госорганов.

По мнению директора по развитию веб-технологий компании Artezio Сергея Матусевича, если объемы господдержки разработчиков российского ПО сохранятся, а государственный сектор сохранит ориентир на их закупку, то рост более чем на 30% за несколько лет вполне возможен. С другой стороны, он отмечает, что тенденции, которые возникают на рынке при вмешательстве государства, сложно считать устойчивыми: через год фокус госаппарата может измениться или на рынке появится разработка, которую сложно будет заменить российским аналогом, - в этом случае цифры роста могут оказаться несколько скромнее заявленных.

"Дело в том, что западные производители могут позволить себе инвестировать в продвижение своего офисного ПО значительные средства. Например, Microsoft продвигает решения на рынке с помощью своих массовых программных продуктов - операционных систем, мессенджеров. Российским разработчикам офисного ПО такие тесные интеграции в популярные аппаратные и программные продукты не всегда доступны. В текущих условиях, когда государство защищает интересы российских разработчиков, имеет смысл добавлять в офисные приложения инновационные решения, которые недоступны в зарубежных аналогах. Российскому офисному ПО нужно стать популярным не только в России, но и найти широкую аудиторию за пределами страны", - добавляет Сергей Матусевич, отмечая, что такая мера - шаг к устойчивому и самостоятельному росту рыночной доли, и этот рост не будет зависеть от государственных регуляторов, но они смогут его, при желании, значительно и быстро усиливать.

По данным J’son & Partners, пользователей офисного ПО на российском рынке можно разделить на три сегмента: потребители - физические лица, коммерческие организации (крупные, средние и малые) и государственные организации (ФОИВы, РОИВы, ОМСУ и компании с государственным участием). В исследовании охвачены все три сегмента, в том числе произведена оценка и перспективы развития по каждому из них.

По оценкам J’son & Partners Consulting, по итогам 2020 г. объем рынка офисного ПО в сегменте государственных организаций составляет 9,9 млрд руб., потенциальная емкость этого сегмента рынка может составлять до 82,1 млрд руб. (коммерческие лицензии офисного ПО регулярно приобретают и обновляют 11,5% госорганизаций, 88,5% пользуются альтернативными вариантами); объем рынка в сегменте коммерческих организаций составляет 26,2 млрд руб., а потенциальная емкость этого сегмента может доходить до 94,2 млрд руб. (большая часть - крупные компании с долей 84,6%, они в среднем приобретают 600 лицензий на компанию, средние компании - 80 лицензий, мелкие компании -10 лицензий); общий объем рынка офисного ПО в сегменте физических лиц составляет 2,7 млрд руб., с потенциальной емкостью в 133,2 млрд руб.

Исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин говорит, что рост доли российского ПО в госсекторе в первую очередь связан с законодательными инициативами по импортозамещению. Последовательная реализация политики импортозамещения по-прежнему является основным драйвером перехода министерств, ведомств, госкомпаний и регионов на отечественные решения, включая офисное ПО.

"По данным АРПП, с 2015 г. объем отечественного ПО при осуществлении госзакупок органами государственной власти увеличился в среднем с 20% до 70%, в том числе за счет масштабных централизованных закупок. Флагманами закупаемого софта, безусловно, являются офисное ПО, системы электронного документооборота и информационной безопасности. Российские решения не уступают зарубежным аналогам, они более доступны, экономичны и удобны в сервисе в сравнении с иностранными", - подчеркивает Ренат Лашин, отмечая среди их преимуществ высокий уровень безопасности и минимальный риск утечек, так как данные российских разработчиков находятся на территории РФ.

Новости из связанных рубрик