Новости / ноябрь 2021
Зоопарк forever

"Зоопарк решений", или "лоскутная автоматизация", сопровождающая бизнес-процессы компаний не один десяток лет, похоже, никуда не денется. Усугубляет ситуацию тотальный переход в онлайн, породивший неразбериху в бизнес-процессах организаций, а также ограничения по всему миру, связанные с COVID-19. Однако, скорее всего, для "зоопарка решений" будут созданы новые методы учета и контроля, которые изменят его облик.
© ComNews
12.11.2021

На Петербургском международном инновационном форуме (ПМИФ) участники затронули тему "зоопарка решений".

Лидер сообщества Digital Learning, ex-руководитель направлении digital learning в ПАО "Газпром нефть" Павел Безяев сообщил, что наблюдает погоню за инновациями в последние несколько лет. "В крупных компаниях в итоге образовался зоопарк решений, зачастую не интегрированных между собой", - отметил он.

Руководитель направления по внедрению систем управления персоналом "Норбит" Елена Филаткина успокоила Павла Безяева: "Зоопарк - это естественный процесс работы в компаниях. Первый блин комом, но зато мы изучили процессы и можем принять решение, что именно нам необходимо. На втором этапе мы внедряем нужную систему и избавляемся от зоопарка", - рассказала Елена Филаткина.

Руководитель направления электронного обучения "Трансмашхолдинг" Карен Саркисов подчеркнул, что вендоры должны быть на стороне заказчика и понимать его потребности. "Я сталкивался с тем, что вендоры становятся заложниками своего видения. Не всегда такие решения подходят заказчику. Когда мы говорим про инновации, важно исходить из задач заказчика. У нас никто не спрашивает, что нам надо, а предлагают решение, которое можно адаптировать. Вендор вложил внушительную сумму в решение и предлагает его, а нам оно не всегда подходит", - рассказал Карен Саркисов.

Елена Филаткина ответила Карену Саркисову, что, хотя и не всегда решения соответствуют потребностям заказчика, он может выбрать то, что закрывает наибольшее количество потребностей, а для тех вопросов, которые остались, внедрить узкоспециализированный продукт. "Вряд ли мы когда-то придем к одной платформе, с помощью которой вендор сможет удовлетворить все потребности клиента", - считает она.

Директор по управлению персоналом компании Nexign Андрей Захаров сообщил, что в Nexign решение нашли: "Мы используем свою систему, и у нас есть понимание, как мы хотим работать сегодня и завтра. У нас нет зоопарка, это одна система".

Заместитель технического директора по комплексным проектам Step Logic Андрей Кондратьев напомнил, что понятию "зоопарк решений" или "лоскутная автоматизация" не один десяток лет. "Скорее всего, в ближайшем будущем крупным компания не удастся от него не уйти, - считает он. - Разработка систем под индивидуальные требования заказчика, которые закрывают все его потребности, затягивается на длительное время и характеризуется большими затратами. При эксплуатации такой системы возникают дополнительные затраты на сопровождение, обновление, исправление ошибок и развитие, так как бизнес постоянно развивается и появляются новые требования, которые нужно реализовать. Поэтому чаще компании идут по иному пути: привлекают интеграторов, которые анализируют бизнес и на основании этого определяют, какими продуктами можно закрыть потребности заказчика, как можно обеспечить их взаимодействие и интеграцию. Такой подход более гибок, позволяет быстрее начать получать выгоду от его внедрения. Причем чем меньше кастомизаций, нестандартных наработок, прикрученных "костылей", тем более устойчиво будет работать вся система".

Андрей Кондратьев отметил, что некоторые вендоры транслируют мысль - "на наших продуктах работают лидеры рынка, перестройте свои бизнес-процессы под него и станете такими же эффективными, как они". "В некоторых ситуациях это оправданно, однако не стоит бросаться в омут с головой. Необходимо здраво оценить собственные возможности и ситуацию, а затем принять решение, следовать этому подходу или нет", - объяснил он.

Руководитель департамента по реализации проектов Softline Дмитрий Исаев объяснил, что зоопарк решений актуален по нескольким причинам. "Во-первых, интеграция не должна являться самоцелью. Да, в общем случае, сравнивая фразы "интегрированное решение" и "зоопарк решений", предпочтение отдается готовым экосистемам продуктов. Но при более пристальном изучении, интеграция может быть лишь маркетинговой уловкой, а не реальным преимуществом решения. В этом случае отличие от так называемого зоопарка решений будет минимальным, возможно в стоимости сопровождения. Второй важный аспект - структурированность процессов организации и степень их зрелости в разных подразделениях. Обычно единая экосистема продуктов предъявляет единые требования к принципам построения процессов в разных подразделениях компании. Очень немногие организации имеют единый уровень зрелости процессов во всех этих подразделениях. Третий фактор - это понимание вендорами клиентского опыта, нужного пользователям их решений. Ряд производителей имеют фокус на развитие лишь одного продукта, но являются в своем направлении мировыми лидерами. Здесь вопрос определяется соотношением цены внедрения отдельного продукта, стоимости его поддержки, преимуществом интегрированного продукта и отдельного решения. В тех случаях, когда преимущества отдельного продукта перевешивают остальные пункты - начинает множиться зоопарк продуктов", - прокомментировал Дмитрий Исаев.

Он считает, что причин для изменения ситуации в ближайшие несколько лет на данный момент нет. "Во-первых, тотальный переход в онлайн породил неразбериху в бизнес-процессах организаций, смешались офлайн и онлайн, плюс на все это влияют ограничения, вводимые государствами по всему миру из-за ситуации с COVID-19. Сейчас появляются новые вендоры с уникальными продуктами, поддерживающими ведение бизнеса в новой нормальности, которые добавляют разнородности в ИТ-инфраструктуру клиента. Во-вторых, во многом такую "гибридность" ИТ-ландшафта у заказчиков определяют сами вендоры, так как в основном в стратегиях развития их продуктов они делают упор на технологическое преимущество отдельных компонентов, а не на выгоды для бизнеса за счет их взаимодействия друг с другом в рамках одной экосистемы", - пояснил Дмитрий Исаев.

Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов подтвердил: "Зоопарк" является частью бизнес-реальности по ряду объективных причин, среди которых финансовая целесообразность в краткосрочной и среднесрочной перспективе и необходимость быстрого решения (quick win) текущих задач. "Не всегда имеется возможность и время для описания проблемы, выработки потенциальных решений и целенаправленного поэтапного процесса внедрения. Часто проблема, которая закрывается "лоскутной автоматизацией", выявляется в процессе системной автоматизации, и полноценно скорректировать ее становится невозможно из-за недостатка финансовых и временных ресурсов. Кроме того, иногда задача не имеет системного решения в силу уникальности ситуации и отсутствия на рынке комплексного варианта ее решения", - прокомментировал он.

Первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал отметил, что генерация новых идей и создание решений, которые в перспективе можно было бы эффективно использовать на практике, - важный аспект работы, даже, если инновации не удается интегрировать между собой за короткий промежуток времени. "Решения могут ждать своего часа и "выстрелить" в определенный момент, давая компании конкурентные преимущества. Если такие проекты ограничивать в самом начале, можно лишиться многих перспективных направлений, поэтому, вероятно, что для "зоопарка решений" будут созданы новые методы учета и контроля, которые в действительности изменят его облик", - пояснил он.

"Что касается взаимодействия с заказчиками, здесь должен выстраиваться взаимовыгодный диалог, в основе которого будет лежать идея безусловной пользы для клиента. Но и у вендоров должна оставаться некоторая свобода, так как специалисты в области могут предложить действенное решение, о котором клиент ранее даже не слышал", - подвел итог Павел Сигал.

Новости из связанных рубрик