Казахстан на государственном уровне утвердил параметры качества услуг интернет-доступа. Отныне любой оператор мобильной связи должен обеспечивать скорость в прямом канале не менее 5 Мбит/с для LTE-сетей и не менее 1 Мбит/с - в сетях 3G. Провайдеры фиксированного интернет-доступа обязаны поддерживать скорость в 70% (или более) от заявленной в тарифе.
© ComNews
08.11.2021

Соответствующие требования содержит приказ Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан (МЦРИАП РК), который подписал глава этого ведомства Багдат Мусин. О новом документе сообщил председатель Комитета телекоммуникаций МЦРИАП РК Ержан Мейрамов с трибуны форума Digital Bridge, который прошел в столице страны Нур-Султане.

Закрепление минимальных скоростей доступа в интернет в министерском приказе Багдат Мусин анонсировал еще в феврале 2021 г. Выход документа оказался своевременным: 27 октября 2021 г. президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев высказал недовольство качеством интернета и связи в стране. "Для многих уже стало нормой продавать "кота в мешке". Рекламируются одни параметры интернета, а по факту предоставляются совершенно другие, и не в сторону улучшения. Расхождение, по моим данным, даже в столице, может достигать 40-50%. Этот, по сути, обман потребителей, и эта практика должна быть решительно прекращена. Поручаю правительству законодательно регламентировать административный состав и санкции за такого рода нарушения. Мы постоянно говорим почти о стопроцентном охвате всех населенных пунктов на территории Казахстана. Давайте разберемся, на самом деле это существующая практика или нет? Или выдаем желаемое за действительное?" - заявил глава государства.

Пресс-секретарь МЦРИАП РК Максат Тулегенов уточнил корреспонденту ComNews, что новые параметры качества услуг связи внесены в министерский приказ "Об утверждении показателей качества услуг связи" образца 2017 г. еще в феврале 2021 г. Эти изменения оформлены как приказ главы МЦРИАП РК №64/НК от 19 февраля 2021 г.

Как выяснил ComNews из этого документа, казахстанские сотовые операторы теперь должны обеспечивать в прямом канале (по линии "вниз") скорость не менее 5 Мбит/с в LTE-сетях и 1 Мбит/с - в сетях 3G как минимум для 90% загрузок. Причем эти требования касаются только аэропортов, ж/д и автовокзалов, бизнес-центров, выставочных площадей и мест проведения культмассовых мероприятий, а также любых территорий вне помещений (outdoor).

В фиксированных сетях связи интернет-провайдеры обязаны постоянно обеспечивать пропускную способность канала на уровне не менее 70% от значения, установленного тарифным планом. Причем это требование распространяется не только на волоконно-оптические сети, но и на случаи использования составных каналов, в которых задействованы радиорелейные станции, витая пара или даже один спутниковый участок.

Однако, судя по недовольству Касым-Жомарта Токаева, сформулированные еще в феврале требования к показателям качества интернет-услуг в Казахстане пока остаются на бумаге, и профильному министерству еще предстоит добиться от участников рынка их выполнения.

В "Ростелекоме" отметили, что опыт Казахстана является, безусловно, передовым и реализация такого подхода на практике представляется очень интересной. "В России эта тема периодически поднимается, однако пока оформленных в виде проектов нормативных правовых актов не видели", - сообщила пресс-служба ПАО "Ростелеком".

Другие операторы связи считают подобное регулирование избыточным.

Представитель "Акадо Телеком" напомнил, что Россия входит в число стран с одним из самых недорогих и высокоскоростных доступов в интернет - результат того, что отечественный рынок интернет-услуг является свободным и развивается в условиях высокой конкуренции. "Акадо" считает, что если параметры по обеспечению минимальной скорости доступа в сеть будут установлены законом, то это, скорее всего, приведет к росту тарифов и повышению минимальной стоимости услуг".

В АО "ЭР-Телеком Холдинг" согласны: в России достаточно высокий уровень конкуренции между операторами связи. "Это стимулирует всех участников рынка поддерживать надлежащее качество услуг. Дополнительное регулирование может оказаться избыточным", - пояснила пресс-служба "ЭР-Телекома".

В ПАО "МегаФон" тоже считают действующее регулирование качества оказания услуг связи достаточным. "Операторы выполняют требования приказа Мининформсвязи №113, который устанавливает технические нормы для надежного и устойчивого функционирования сети. Оборудование, которое используют операторы, сертифицировано на соответствие требованиям приказов регуляторов, а сети связи проходят регулярные проверки. Существующие стандарты устанавливают необходимый уровень качества. Мы полагаем, что дополнительное регулирование со стороны государства может нанести ущерб развитию рынка телекоммуникаций, а также снизить темпы проникновения сетей в отдаленные регионы", - прокомментировала пресс-служба "МегаФона".

Однако в "Общественной потребительской инициативе" убеждены в правильности такого подхода. Председатель общественной организации по защите прав потребителей "Общественная потребительская инициатива" Олег Павлов сообщил корреспонденту ComNews: "Несмотря на то что российский рынок услуг мобильной связи очень конкурентный и это само по себе вынуждает операторов постоянно следить за качеством связи и внедрять новые технологии, у нас в стране по-прежнему остаются районы, формально обеспеченные покрытием, но с неприемлемым для полноценного использования качеством услуг. Соответственно, нужны именно нормативные требования, которые обяжут операторов гарантировать конкретный уровень качества и которые легко можно будет проверять с помощью технических средств контроля и привлекать нарушителей к ответственности".

Юрий Домбровский, до недавнего времени возглавлявший Ассоциацию региональных операторов связи (АРОС), уверен: обязывать операторов не стоит. "Сейчас операторы готовы гарантировать просто связь в любом случае, 24/7, вне зависимости ни от чего, как это предписывают. Лицензионные условия, кроме того, простои - это недополученные доходы. Увеличивать скорость доступа операторов заставляет конкуренция. А она в РФ достаточно сильна", - объяснил он.

В конце 2020 г., почти год назад, депутат Госдумы от партии "Единая Россия" и председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Алек­сандр Хинштейн сообщил, что вопрос анализа качества связи и форм контроля будет проработан Комитетом по информполитике, информационным технологиям и связи в весеннюю сессию. "Совместно с профильными ведомствами - Министерством цифрового развития, Роскомнадзором, а также с привлечением профильных объединений операторов сотовой связи будут выработаны подходы и нормы, которые в дальнейшем могут быть закреплены законом", - заявлял он (см. новость ComNews от 28 декабря 2020 г.). На вопросы ComNews о продвижении данной инициативы депутат не ответил.

Неделю назад стало известно, что в России появится индекс доступности услуг мобильной связи. Методику его расчета разрабатывает Роскомнадзор и подведомственный ему "Главный радиочастотный центр" (см. новость ComNews от 29 октября 2021 г.). Окончательный вариант методики в Роскомнадзоре рассчитывают разработать при участии операторов. Индекс призван стать инструментом оценки доступности услуг связи в России, указали его разработчики.

В пресс-службе ГРЧЦ корреспонденту ComNews рассказали, что участие в деятельности рабочей группы по разработке методики оценки доступности услуг связи примут основные российские операторы сотовой связи, которые оказывают услуги в национальном масштабе. "Итоговый список участников группы будет озвучен в начале декабря этого года. В настоящее время Роскомнадзор и ГРЧЦ рассматривают и обобщают первые поступившие от операторов предложения по критериям оценки доступности услуг связи. О промежуточных результатах их обсуждения рабочая группа будет готова рассказать в декабре этого года", - сообщила пресс-служба ГРЧЦ.

В МТС корреспонденту ComNews рассказали, что эта компания наравне с другими операторами "большой четверки" входит в рабочую группу Роскомнадзора по разработке методики оценки доступности услуг связи. "В данный момент ведем диалог с регулятором об определении критериев оценки", - добавила пресс-служба ПАО "МТС".

Однако "МегаФон" опроверг информацию, что его представители входят в рабочую группу. "На сегодняшний день мы не участвуем в разработке этой методологии. Мы всегда обеспечиваем высокий уровень сервиса во всех регионах - для нас это ключевой приоритет, от которого зависит лояльность клиентов. Считаем, что дополнительное регулирование может быть применимо только к методологии оценки технических показателей для выполнения операторами лицензионных требований", - прокомментировала пресс-служба ПАО "МегаФон".

В Tele2 не видели систему анализа рынка и не знакомы с критериями составления рейтинга, но готовы принять участие в разработке методик. "Сейчас вопросы качества связи успешно регулируются рынком. В высококонкурентной среде качество связи является одним из ключевых факторов, влияющих на выбор абонентом оператора. Профессиональные организации проводят мониторинг качества услуг связи - его результатами и личным опытом руководствуются потребители при выборе поставщика услуг. По итогам 2020 г. Tele2 покрывает в регионах присутствия сетями 4G 96% населения, сетями 3G - 93%, а 2G - 97% жителей. Важно, чтобы при оценке доступности услуг регулятор учитывал, что качество услуг связи зависит от множества факторов, включая особенности абонентского оборудования и загруженность интернет-сервисов", - рассказала пресс-служба Tele2.

Генеральный директор Ассоциации операторов телефонной связи (АОТС) Сергей Ефимов отметил, что в России клиент избалован до неприличия дешевой связью. "Такие цены поощряют власти и этим гордятся. Организована конкуренция компаний-монстров - "большая четверка" и "Ростелеком", которые душат малые предприятия связи. В профильном министерстве есть мнение, что от малого бизнеса одно беспокойство. Есть крупные организации, и там всегда найдется место для отставных чиновников министерства", - посетовал Сергей Ефимов.

Он рассказал о проблемах оценки качества связи. "Если работу фиксированных операторов можно проверить на месте, то качество работы мобильных операторов проверить трудно. Определенные простые методики наработаны. Жаль, что мобильную связь и фиксированную с 2014 г. стали регулировать одними и теми же правилами. А ведь это разные, по сути, услуги. Поэтому и требования должны быть разные. Выработка принципов проверки качества работы мобильных операторов - вот в этом вся сложность. На самом деле нужна подробная карта качества покрытия территории мобильными операторами. Операторы хорошо покрывают крупнейшие города, там деньги и много пользователей. Там можно обеспечить хорошее качество, это рентабельно. А вот покрытие дорог, малых населенных пунктов - с этим проблема. Не пойдут туда пока операторы. Невыгодно. Значит, и показатели качества в таких неудобных местах - это не абсолютный, а компромиссный показатель. Нужна идея, как проводить измерения, как построить модель сети оператора с параметрами услуг, пространственную модель. Как собирать данные с пользователей о качестве, - рассказывает Сергей Ефимов. - С введением системы мониторинга для обеспечения "суверенного интернета" и построения системы управления сетями оператора внешним управляющим в лице Роскомнадзора вопрос о качестве связи для потребителя привносит еще один параметр. Роскомнадзор намерен применять технические репрессивные меры к поставщикам контента. При этом вопрос о том, как о таких умышленных действиях Роскомнадзора, который будет решать политические, а не технические задачи, узнает оператор. Кто будет отвечать перед абонентом. А что, если в среде Роскомнадзора появится желание "потроллить" неугодного поднадзорного оператора? Тогда руками возмущенных абонентов можно будет любого оператора уничтожить. Пока об этом никто не думает, а ведь пора".

Представитель телеком-рынка, пожелавший остаться неназванным, рассказал, что нормативно-правовая база в России все еще ориентирована на традиционные сети электросвязи. "Стратегии, концепции и планы формирования функционально единой национальной сети нового поколения, как основы цифровой инфраструктуры страны, отсутствуют. Стандарты и обязательные нормативы параметров единой сети, отвечающие потребностям цифровой экономики, не выработаны. В условиях рынка сохраняются административные механизмы регулирования без учета необходимого баланса интересов государства, бизнеса и потребителей. В этих условиях регламентировать качество предоставления каких-либо из множества услуг потребителям не представляется возможным ввиду отсутствия обязательных требований к новой сети связи общего пользования, стихийно сложившейся в условиях рынка на базе взаимно присоединенных сетей коммерческих операторов, а также неопределенности принципов построения и перспектив развития национальной сети. С установкой "технических средств противодействия угрозам" с неизвестными сетевыми характеристиками такая регламентация и вовсе потеряла смысл", - прокомментировал он.

"Если говорить о качестве предоставления услуг, то сети нового поколения конвергентны, они обеспечивают предоставление неограниченного перечня сервисов коммуникаций и ОТТ, благ интернета, доступа к информационным и иным системам, к самому разнообразному контенту. Но в России не решен один из основополагающих вопросов регулирования - разграничение зон ответственности операторов телекоммуникаций и поставщиков иных сервисов, контента, включая и вопросы качества. Если же имеется в виду "качество интернета", то само понятие "интернет" действующим законодательством не определено, что допускает его произвольное толкование. Это же относится и к термину "информационно-телекоммуникационная сеть интернет", приводимому в ряде дополнений к закону о связи через запятую с термином "сеть связи общего пользования". Важной характеристикой качества обслуживания потребителей могут служить заявленные оператором параметры широкополосных подключений, их соблюдение. Однако оферта оператора распространяется только на его сеть и не включает такие важные характеристики, как надежность, пропускная способность, вероятность сбоев на других участках маршрутизации пакетов данных. К тому же самая массовая услуга связи - широкополосный доступ, ШПД (более 150 млн договоров), в официальном перечне услуг связи в России не значится. Как видим, решение задач, связанных с качеством услуг связи, в нашей стране невозможно без налаживания целевого регулирования сферы электронных коммуникаций", - рассказал эксперт на рынке связи.

"Обеспечение заявленной скорости внутри своей сети - вполне разумное требование к оператору, даже если на этой сети стоит китайское, американское и российское оборудование. С некоторым разумным напряжением можно исполнить такое требование и вне сети - на конкретный список ресурсов внутри страны. Преследования за то, что недоступны какие-то ресурсы вне страны, - похожи на локальный выплеск излишнего служебного рвения: ни в каких документах нет требований/гарантий по доступу к Facebook/Twitter. А гарантированно беспристрастных в природе не бывает, надзор хотя бы номинально подотчетен", - прокомментировал источник на телеком-рынке.

"Идея хорошая, но нужны еще и идеи, как этого можно добиться на действующих сетях, в наших условиях, на какие этапы можно разбить, где задачи первостепенные, а где иные. Добиться можно только при единстве таких желаний, целей и задач всех участников процесса," - подвел итог Сергей Ефимов.

Новости из связанных рубрик