Новости / октябрь 2021
СП до добра VK не довели

Совокупная сегментная выручка Mail.ru Group Limited (далее - VK) выросла на 19% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 30 млрд руб. (данные за III квартал). Совокупный сегментный показатель EBITDA компании вырос на 28% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 8 млрд руб.
© ComNews
29.10.2021

Совокупная чистая прибыль от консолидированных дочерних компаний выросла на 41% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составила 3 млрд руб. Совокупный чистый убыток компании с учетом ключевых стратегических ассоциированных компаний и совместных предприятий составил 1 млрд руб. против 415 млн руб. чистого убытка в III квартале 2020 г. В том числе: совместное предприятие (СП) "O2O" - 3 млрд руб. в III квартале 2021 г. против 2,9 млрд руб. в III квартале 2020 г. Чистый убыток СП "AliExpress Россия" составил 1 млрд руб. в III квартале 2021 г. против 162 млн руб. в III квартале 2020 г. Чистый убыток "Учи.ру" составил 113 млн руб. в III квартале 2021 г.

VK также озвучил показатели за прошедшие девять месяцев 2021 г. Совокупная сегментная выручка компании выросла на 21% год к году и составила 88 млрд руб. Совокупный сегментный показатель EBITDA компании вырос на 8% год к году и составил 21 млрд руб. Совокупная чистая прибыль от консолидированных дочерних компаний снизилась на 2% год к году и составила 8 млрд руб.

Совокупный чистый убыток компании с учетом ключевых стратегических ассоциированных компаний и совместных предприятий составил 5 млрд руб., против 674 млн руб. чистой прибыли за первые девять месяцев 2020 г.

В III квартале выручка компании выросла на 18,6% за квартал и составила 30,4 млрд руб. Направления онлайн-рекламы (+28,2%) и образовательных технологий (+56,2%) продемонстрировали особенно высокие темпы роста.

Квартальная выручка "ВКонтакте" выросла на 29% в годовом сопоставлении и превысила 7 млрд руб. - социальная сеть остается основным источником выручки в сегменте онлайн-рекламы, а также в крупнейшем сегменте "Социальные сети и коммуникационные сервисы".

Генеральный директор VK Борис Добродеев ожидает снижения темпов роста рекламной выручки в IV квартале по сравнению с III кварталом, но сохранения планов на опережающий темп роста относительно общего рынка онлайн-рекламы.

"Мы ожидаем увидеть схожие темпы роста IVAS в IV квартале и умеренный рост по итогам года. Этот сегмент также продемонстрировал рост рентабельности - рентабельность по EBITDA составила 49,1% против 41,3% во II квартале и 46,1% в III квартале 2020 г.", - отмечает Борис Добродеев.

Он ожидает, что по итогам года My.Games продемонстрирует рентабельность по EBITDA на уровне 20% (для сравнения, в 2020 г. - 16%) и покажет дальнейший рост выручки.

По итогам года выручка от образовательных технологий превысит 10 млрд руб., прогнозирует Борис Добродеев.

"Выручка "Юлы" в 2021 г. составит 3,6-3,9 млрд руб. и продолжит движение к точке безубыточности сервиса, запланированной на 2022 г.", - ожидает гендиректор VK.

"Основной сценарий на 2021 г. - выручка в размере 124-127 млрд руб. с ростом на 16,5-19,4% по итогам года. Мы по-прежнему сохраняем цель обеспечить небольшое улучшение рентабельности по сравнению с показателем 2020 г. - тогда рентабельность составила 25,3%", - подчеркивает Борис Добродеев.

Аналитик ИК "Велес Капитал" Артем Михайлин отмечает, что высокая база прошлого года и отсутствие новых запусков оказывают значительное давление на доходы игрового сегмента, в связи с чем компания приняла решение снизить прогноз роста выручки в этом году со 127-130 млрд руб. до 124-127 млрд руб.

"По итогам III квартала позитивным сюрпризом для нас стало резкое улучшение маржинальности в сегменте коммуникаций и социальных сетей, где рентабельность EBITDA составила 49,1% против 41,3% в прошлом квартале и 46,1% годом ранее. Рентабельность также улучшилась и у неконсолидированных активов", - подчеркивает Артем Михайлин.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын отмечает, что даже самое быстрорастущее направление Mail.Ru растет медленнее, чем "Яндекс" в целом.

"Неизбежно возникает вопрос, как так могло получиться? К примеру, у Mail.Ru выручка от онлайн-рекламы выросла на 28,2%, а у "Яндекса" выручка от поиска и портала - на 33%. В общем-то, темпы прироста более или менее одинаковые, поскольку 33% не настолько уж больше, чем 28%. Миной замедленного действия для финансовых показателей - но не для самого бизнеса! - оказался слишком хороший рост игрового направления год назад. Год назад это направление рвануло на 34%, но теперь крупных запусков игр не было, и выручка осталась на прежнем уровне", - подчеркивает Леонид Делицын.

Он считает, что "Яндекс" преодолел свою монопродуктовость и сумел диверсифицироваться, а Mail.Ru, сильной стороной которого была диверсификация, все еще находится в поиске направлений, которые смогут быстро увеличивать выручку.

"Выручка от платежей за социальные сервисы Community iVas выросла на 5,7%, и это ставит вопрос, насколько целесообразно было начинать ребрендинг холдинга с акцентом на VK. Да, VK - самый популярный из проектов Mail.Ru, но в России это уже не самый популярный коммуникационный инструмент, это место завоевал WhatsApp. А теперь популярность стремительно набирает Telegram - у зрелых поколений, и TikTok - у более молодых. Популярные тиктокеры находятся в центре общественного обсуждения как на телеканалах, так и видеоблогах. Основатель Telegram харизматичный Павел Дуров замахивается на миллиардную глобальную аудиторию. Долго ли VK сможет удерживать рейтинги, конкурируя с этими новыми сервисами?" - отмечает Леонид Делицын.

Основные направления роста, считает он, - электронная коммерция и образовательные услуги. По его мнению, у Mail.Ru есть шанс довести свою долю до 20-25% на рынке онлайн-образования. И это важно, отмечает аналитик, не столько с точки зрения финансовых результатов (глобальные лидеры сектора, такие как Chegg, Cousera и Udemy, - убыточные компании), сколько с точки зрения сохранения доступа к младшей части аудитории.

"Мы ожидаем, что выручка от рекламы Mail.ru Group вырастет по итогам 2021 г. на 22% по сравнению с 2020 г. и составит 47,5 млрд руб. Мы ждем, что выручка компании от iVAS в 2021 г. вырастет на 4,5%, и прогнозируем, что сегмент принесет 19,4 млрд руб. Выручка от игрового направления в 2021 г. составит 39,5 млрд руб. Совокупная выручка холдинга в 2021 г. составит 121,5 млрд. руб.", - подчеркивает Леонид Делицын.

Аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке "Фридом Финанса" Александр Осин отмечает, что наибольший убыток приходится на совместное предприятие VK и Сбера в сфере пассажирских перевозок и доставки еды - "О2О холдинг", в который входят все ключевые проекты компании на потребительском сегменте.

"Без участия в СП компания является прибыльной. Вместе с этим общий оборот товаров (GMV) в СП вырос в III квартале на 55% и достиг 47,7 млрд руб. В этой ситуации даже незначительное улучшение статистики рентабельности данной группы активов компании транслируется в существенное улучшение итогового финансового результата компании. Менеджмент группы не дает четких прогнозов, когда будет достигнута безубыточная деятельность СП. По последним данным менеджмента VK, СП по-прежнему находится в активной инвестиционной фазе с рентабельностью по EBITDA в соотношении с GMV в -20% во II квартале, хотя продолжает стремиться к улучшению операционной эффективности", - подчеркивает Александр Осин.

Он отмечает, что ребрендинг создает средне- или долгосрочный потенциал существенного - от нескольких десятков до сотен процентов - увеличения выручки, чистой прибыли и капитализации структуры, его реализовавшей.

"Мы также позитивно оцениваем планы компании по выводу активов на IPO. По данным СМИ, в 2022-2023 гг. Mail.ru и Сбербанк могут предложить рынку в качестве публичного размещения акции Delivery Club и "Самокат". Кроме того, для компании есть возможность IPO других активов. Это прежде всего, как представляется, сегмент онлайн-игр", - подчеркивает Александр Осин.

Новости из связанных рубрик